Это записка священника Петра Протопопова из станицы Урюпинская Донской епархии (нынешняя Волгоградская) была написана в апреле 1917 года. Любопытный исторический документ, как и остальные его записи, составившие церковно-приходскую летопись храма, где настоятельствовал о. Петр, с 1913 по 1920 гг. Обращает на себя внимание то, что мысли эти принадлежали простому приходскому
провинциальному священнику , бесспорно, достаточно образованному , но не оторванному в своем
академическом образовании от живой
окружающей жизни. Записи отражают тот дух, который царил тогда, надо думать, среди большинства духовенства Российской Церкви. Кое-что в них, бесспорно, наивно. А что -то весьма оригинально и неожиданно. С другой стороны, с тех пор многие проблемы церковной жизни не только не
разрешились, а еще больше обнажились и обострились. Поэтому взглянуть на наше прошлое столетней
давности глазами рядового
приходского священника весьма
интересно! Записи были опубликованы в журнале «Волга» в 2000 г. Итак, цитирую «Докладную записку ». „С упразднением старого
государственного строя неизбежно
падёт и старый церковный строй. Заря нового строя уже взошла, и наступает тот час, когда солнце свободы осветит все тёмные стороны в жизни церкви и
вызовет живые творческие силы к
созиданию Тела Церкви, к возрождению приходской жизни на
основе свободного союза пастырей с
пасомыми. Раны церкви настолько обнажились, что дальнейшее промедление в уврачевании их грозит
опасностию для жизни церкви. Основной недуг в церковном строе тот
же, что и в павшем самодержавном строе. В жизни церкви мы видим и
переживаем, с одной стороны, бесправное и унизительное положение
духовенства и мирян, с другой — неограниченную власть правящей
иерархии. Дух самодержавной власти проходит красной нитью через весь
строй церкви, начиная с высшей иерархии и кончая на местах властию
консисторий, благочинных, настоятелей и даже церковных старост, тоже — владык в церковном хозяйстве. Новая жизнь в свободной России не может
примириться с отжившим строем
церкви. Создать нормы церковной жизни может только Собор Русской
Церкви, о скорейшем созыве которого мы должны подать свой голос. Но жизнь не ждёт и прежде, чем соберётся собор, нужно на местах обсудить вопросы церковной жизни и наметить
схемы, по которым должна строиться новая свободная Церковь. Основной гарантией церковной жизни должен
служить принцип соборности. Начатки этого принципа уже получают своё
осуществление — созыв собраний из
духовенства, церковных старост и представителей приходов — служат
ярким показателем воскресающей
жизни церкви. Следуя указанному принципу , необходимо: 1) Во главе Русской Церкви поставить Собор Всероссийской поместной
церкви, которому присвоить права учредительного по делам церкви
собрания. Главою Собора является избираемый им патриарх, председательствующий и руководящий
деяниями Собора. Первым и основным вопросом, который должен разрешить Собор, является вопрос о взаимоотношениях между церковью и
государством. Так как дух свободы присущ церкви по самой природе её
бытия, то церковь должна быть провозглашена свободной и
независимой от государства. Только на основе этой свободы церковь может
устроять свою внутреннюю жизнь и
осуществлять великие задачи
укрепления Царства Божия на земле. В пределах мирских отношений члены
церкви призываются оказывать
содействие учреждаемым волею
народа правительствам и всемерно — за
совесть — вспомоществовать устроению
ко благу жизни Отечества. 2) Исполнительным органом Собора является избираемый Собором из
своего состава Священный Синод, в количестве 12 членов, действующий по особой инструкции от Собора под
главенством Патриарха. Как Собор, так и Священный Синод, являясь носителями начал соборного
управления Церкви, состоят из представителей как клира, так и мирян. В состав Синода должны войти три епископа, три представителя белого духовенства и шесть мирян. 3) Органом епархиального управления служит епархиальный съезд из
представителей клира и мирян, созываемый епископом, который является председателем и
руководителем в собраниях съезда. Рассмотрению епархиального съезда
подлежат все важнейшие вопросы
местной епархиальной жизни. 4) Исполнительным органом епархиального съезда, а также по делам административного управления —
учреждается совет епископа, члены которого избираются епархиальным
съездом в количестве 12 лиц, из коих шесть представителей духовенства и
шесть мирян, под председательством епископа. Совету епископа присваиваются функции духовных
консисторий, которые прекращают своё существование. 5) Епископ, как предстоятель местной церкви, должен быть по преимуществу избранником всенародной любви. Поэтому епархия получает право, в случае вакансии, избирать на общеепархиальном съезде, из представителей клира и мирян, кандидата на место епископа из лиц
монашествующего, белого духовенства или мирян, отличающихся благочестивой и святой жизнию, с высшим богословским образованием и
по преимуществу свободных от
семейной жизни. Избранный на пост епископа кандидат утверждается
Священным Синодом и возводится в сан
епископа по каноническим
установлениям церкви. 6) Признать необходимым, чтобы области пастырского служения
епископа были с меньшим
количеством церквей, для предоставления епископу возможности
каждый год посещать церкви своей
епархии, для общения в молитвах и руководства жизнию Церкви на местах. При таком строе епархиальной жизни
деление епархии на благочиния и
самый институт благочинных являются
лишними и подлежат упразднению. Благо церкви повелительно требует, чтобы между епископом и пастырем
прихода не было посредствующего ока
благочинных, а было бы непосредственное общение и
руководство епископом пастырской
деятельностию своих сопастырей в
приходах. 7) Для пастырского братского общения и объединения духовенства и мирян и
согласованного проведения в жизнь
начал новой жизни церкви должны
служить пастырские собрания из
духовенства и представителей мирян от
12 приходов, избирающие из своей среды постоянный совет в составе 6 лиц, из коих три представителя духовенства и три из мирян. Совет пастырских собраний сносится с
советом епископа по делам церквей и
вообще служит исполнительным
органом пастырских собраний. Председатель совета пастырских
собраний избирается пастырским
собранием на три года. Он же председательствует на пастырских
собраниях. Решения пастырских собраний по вопросам устроения
местной церковноприходской жизни
доводятся до сведения епископа, дабы блюсти с епископом единение духа в
союзе мира. 8) Органом церковноприходского управления должно быть приходское
собрание, созываемое предстоятелем церкви в храме не менее двух раз в год
по важнейшим делам местной церкви, из прихожан обоего пола, достигших совершеннолетия, не лишённых прав гражданской жизни и не опороченных
по суду церкви. 9) Исполнительным органом приходского собрания является
постоянно действующий под
председательством предстоятеля
церкви приходской совет, в состав которого входят все члены причта, церковный староста и представители
прихода в количестве 12 лиц (могут быть и женщины), избираемых на три года приходским собранием. Приходскому совету присваивается
право заведывания и распоряжения
всем имуществом и средствами как
церкви, так и прихода. Из состава приходского совета избирается на
приходское собрание хозяйственное
управление для ведения свечной
операции, в составе церковного старосты и двух его помощников, избираемых сроком на три года. Хозяйственное управление действует по
указаниям приходского совета и под
контролем особой ревизионной
комиссии в количестве трёх лиц, не принадлежащих составу приходского
совета, избираемых приходским собранием на тот же срок. Для заведывания благотворительными и
просветительными учреждениями
прихода из состава того же приходского
совета избираются особые приходские
комитеты в составе по усмотрению
совета. Как хозяйственное управление, так и приходские комитеты, а равно и ревизионные комиссии дают отчёт
приходскому совету , а этим последним докладываются приходскому собранию. На приходский совет возлагается
важнейший долг и право избрания
кандидатов на должности приходского
клира из лиц, получивших богословское образование в духовных
академиях или пастырских школах и с
общим образованием не ниже
среднего. Избираемые приходским советом лица
на должность приходского клира
утверждаются и возводятся в
соответствующие священные
должности по каноническим
установлениям церкви, после чего пользуются правом несменяемости и
могут быть лишены должности или
сана только по суду церкви. 10) Состав причта остаётся тот же для каждого прихода в лице: священника, диакона и псаломщика. Звание настоятеля упраздняется и заменяется
предстоятелем церкви, каковое звание при двух и более клирном составе
причта присваивается священнику по
избранию приходского совета, по возможности старейшему по службе. Взаимные отношения между членами
причта определяются при
богослужениях церковным уставом, а в обычной жизни строятся в духе братства
и по заветам евангельской любви. 11) Как общество православных христиан, объединённых под сению храма и организованных на началах
самоуправления, приход признаётся юридическим лицом, имеющим право на приобретение и отчуждение
имуществ. В вопросах религиозной жизни приход находится под
руководством и в единении с
епископом, а в вопросах хозяйственного управления и устроения
приходских учреждений независим и
пользуется полной свободой. 12) Дарование приходу важнейшего права избрания должностных лиц
церкви возлагает на приход
важнейшую обязанность обеспечения
средствами прихода членов клира, причём священник, диакон и псаломщик, как лица, каждый в своей области несущие великий в очах
Божиих труд и с равным образованием, должны быть уравнены в средствах
содержания, без уменьшения, однако, соответствующей нормы содержания
священников. Такое равномерное обеспечение всех
членов клира будет великим делом
свободной церкви, привлечёт к служению церкви лучшие силы и
вдохнёт в сердца служителей церкви
ревность к совершению дела Божия. 13) Так как принцип избрания является великим по своему значению и
примиряющим началом новой жизни и
служит основной гарантией свободы и
верным средством для отбора людей, достойнейших по своим духовным и
нравственным качествам, и так как этот принцип вполне соответствует
соборным началам Церкви, то этот принцип должен со всею
последовательностию проводиться по
отношению ко всем организациям, управлениям, учреждениям и должностным лицам Церкви. 14) Духовноучебные заведения: духовные и епархиальные женские
училища — должны быть
преобразованы в
общеобразовательные, с отнесением расхода по их содержанию на
общегосударственные средства; в ведении Церкви должны остаться
духовные академии как высшие
богословские школы, необходимые для подготовки лиц к высшему
пастырскому служению в Церкви. Вместо духовных семинарий
учреждаются пастырские школы с 2- летним курсом для лиц, окончивших общеобразовательную школу и
ищущих служения в церкви в качестве
приходских пастырей, диаконов или псаломщиков. <...> <...> Если же решением учредительного собрания приходские школы будут
изъяты из ведения прихода, то место их должны занять огласительные школы
для наставления в Законе Божием как
детей, так и взрослых, так как церковь по своему призванию есть Великая
Учительница и не может в принципе
быть без школы. Предметами занятий в огласительных школах могли бы быть
чтение и изучение Священного
Писания, история Церкви, жития святых, миссия, апологетика и церковное пение. Важность и необходимость таких школ диктуется
положением свободной Православной
церкви, которая должна найти пути к защите своего вероучения и
свободному осуществлению своих
великих задач в деле религиозного и
нравственного воспитания народа. 15) Мыслию об огласительных школах намечается отчасти характер и
направление пастырской деятельности
как в настоящее, так и последующее время по укреплению православной
веры и благочестия в народе и
ограждению прихожан от неверия и
совращений. Вообще же пастырская деятельность
должна быть направлена к
восстановлению духовной связи и
единения с приходом, к обновлению христианской жизни, утверждению веры и охранению её, к установлению взаимопомощи и заботам о широкой
постановке в приходах дела
благотворительности, а главным образом к заботам о вечном спасении
своём и своих духовных детей. В переживаемый момент величайшей
исторической важности в жизни
Государства и Церкви духовенство не
должно прежде всего молчать, как оно часто молчало до сего времени, подавленное старым строем, лишённое инициативы, разрозненное и распылённое. Пастыри и вообще служители Церкви должны прямо
взглянуть на то положение, в котором находятся теперь они сами и Церковь. То, что поддерживалось и стояло под охраной и покровительством, теперь не имеет этой охраны. Опора пастыря теперь — приход , опора Церкви — верующий народ. Задачей момента для духовенства поэтому служит —
возвыситься до положения свободного
гражданина прежде всего, до положения свободного пастыря в
свободной живой церкви, организовать все живые силы прихода, собрать и пробудить их к живой творческой
работе, к строительству церкви на основе живого союза с пасомыми. 16) В обновлённом приходе должны получить свою жизнь всякого рода
благотворительные и просветительные
учреждения. Приходские или огласительные школы, приюты для убогих и престарелых немощных , общества вспомоществования бедным, попечительные советы о детях, защита женщин и т. п. — все эти учреждения в живом организме прихода, располагающего всеми средствами
Церкви, приобретут устойчивость и будут служить воплощением
христианской любви, плодом живой Церкви. 17) В вопросах об отношении к политике духовенство должно
признать, что Церковь живёт при всяком политическом строе и не входит
в борьбу с политической властию. Дело пастыря служить истине и спасению
душ; служение пастыря — молитва , священнодействие, учение. Для пастыря дороги все его пасомые, к какой бы партии они ни
принадлежали. Поэтому пастыри и вообще служители Церкви должны
быть вне, или вернее — выше партийного разделения, возводя каждую верующую душу от идеала
партийного к высшему христианскому
идеалу . 18) В соответствии с быстро текущей обновляющейся и возрождающейся
жизнию Государства и Церкви должен
стать и орган епархиальной печати. Ежемесячные издания теперь лишены
всякого смысла. „Донской православный вестник“ должен быть
преобразован в церковно–
обновленческую ежедневную газету . 12 апреля 1917 г. Ст. Урюпинская . Священник Пётр Протопопов“ . Источник: http://infoart.udm.ru/ magazine/volga/n413 – 20/sinel.htm
провинциальному священнику , бесспорно, достаточно образованному , но не оторванному в своем
академическом образовании от живой
окружающей жизни. Записи отражают тот дух, который царил тогда, надо думать, среди большинства духовенства Российской Церкви. Кое-что в них, бесспорно, наивно. А что -то весьма оригинально и неожиданно. С другой стороны, с тех пор многие проблемы церковной жизни не только не
разрешились, а еще больше обнажились и обострились. Поэтому взглянуть на наше прошлое столетней
давности глазами рядового
приходского священника весьма
интересно! Записи были опубликованы в журнале «Волга» в 2000 г. Итак, цитирую «Докладную записку ». „С упразднением старого
государственного строя неизбежно
падёт и старый церковный строй. Заря нового строя уже взошла, и наступает тот час, когда солнце свободы осветит все тёмные стороны в жизни церкви и
вызовет живые творческие силы к
созиданию Тела Церкви, к возрождению приходской жизни на
основе свободного союза пастырей с
пасомыми. Раны церкви настолько обнажились, что дальнейшее промедление в уврачевании их грозит
опасностию для жизни церкви. Основной недуг в церковном строе тот
же, что и в павшем самодержавном строе. В жизни церкви мы видим и
переживаем, с одной стороны, бесправное и унизительное положение
духовенства и мирян, с другой — неограниченную власть правящей
иерархии. Дух самодержавной власти проходит красной нитью через весь
строй церкви, начиная с высшей иерархии и кончая на местах властию
консисторий, благочинных, настоятелей и даже церковных старост, тоже — владык в церковном хозяйстве. Новая жизнь в свободной России не может
примириться с отжившим строем
церкви. Создать нормы церковной жизни может только Собор Русской
Церкви, о скорейшем созыве которого мы должны подать свой голос. Но жизнь не ждёт и прежде, чем соберётся собор, нужно на местах обсудить вопросы церковной жизни и наметить
схемы, по которым должна строиться новая свободная Церковь. Основной гарантией церковной жизни должен
служить принцип соборности. Начатки этого принципа уже получают своё
осуществление — созыв собраний из
духовенства, церковных старост и представителей приходов — служат
ярким показателем воскресающей
жизни церкви. Следуя указанному принципу , необходимо: 1) Во главе Русской Церкви поставить Собор Всероссийской поместной
церкви, которому присвоить права учредительного по делам церкви
собрания. Главою Собора является избираемый им патриарх, председательствующий и руководящий
деяниями Собора. Первым и основным вопросом, который должен разрешить Собор, является вопрос о взаимоотношениях между церковью и
государством. Так как дух свободы присущ церкви по самой природе её
бытия, то церковь должна быть провозглашена свободной и
независимой от государства. Только на основе этой свободы церковь может
устроять свою внутреннюю жизнь и
осуществлять великие задачи
укрепления Царства Божия на земле. В пределах мирских отношений члены
церкви призываются оказывать
содействие учреждаемым волею
народа правительствам и всемерно — за
совесть — вспомоществовать устроению
ко благу жизни Отечества. 2) Исполнительным органом Собора является избираемый Собором из
своего состава Священный Синод, в количестве 12 членов, действующий по особой инструкции от Собора под
главенством Патриарха. Как Собор, так и Священный Синод, являясь носителями начал соборного
управления Церкви, состоят из представителей как клира, так и мирян. В состав Синода должны войти три епископа, три представителя белого духовенства и шесть мирян. 3) Органом епархиального управления служит епархиальный съезд из
представителей клира и мирян, созываемый епископом, который является председателем и
руководителем в собраниях съезда. Рассмотрению епархиального съезда
подлежат все важнейшие вопросы
местной епархиальной жизни. 4) Исполнительным органом епархиального съезда, а также по делам административного управления —
учреждается совет епископа, члены которого избираются епархиальным
съездом в количестве 12 лиц, из коих шесть представителей духовенства и
шесть мирян, под председательством епископа. Совету епископа присваиваются функции духовных
консисторий, которые прекращают своё существование. 5) Епископ, как предстоятель местной церкви, должен быть по преимуществу избранником всенародной любви. Поэтому епархия получает право, в случае вакансии, избирать на общеепархиальном съезде, из представителей клира и мирян, кандидата на место епископа из лиц
монашествующего, белого духовенства или мирян, отличающихся благочестивой и святой жизнию, с высшим богословским образованием и
по преимуществу свободных от
семейной жизни. Избранный на пост епископа кандидат утверждается
Священным Синодом и возводится в сан
епископа по каноническим
установлениям церкви. 6) Признать необходимым, чтобы области пастырского служения
епископа были с меньшим
количеством церквей, для предоставления епископу возможности
каждый год посещать церкви своей
епархии, для общения в молитвах и руководства жизнию Церкви на местах. При таком строе епархиальной жизни
деление епархии на благочиния и
самый институт благочинных являются
лишними и подлежат упразднению. Благо церкви повелительно требует, чтобы между епископом и пастырем
прихода не было посредствующего ока
благочинных, а было бы непосредственное общение и
руководство епископом пастырской
деятельностию своих сопастырей в
приходах. 7) Для пастырского братского общения и объединения духовенства и мирян и
согласованного проведения в жизнь
начал новой жизни церкви должны
служить пастырские собрания из
духовенства и представителей мирян от
12 приходов, избирающие из своей среды постоянный совет в составе 6 лиц, из коих три представителя духовенства и три из мирян. Совет пастырских собраний сносится с
советом епископа по делам церквей и
вообще служит исполнительным
органом пастырских собраний. Председатель совета пастырских
собраний избирается пастырским
собранием на три года. Он же председательствует на пастырских
собраниях. Решения пастырских собраний по вопросам устроения
местной церковноприходской жизни
доводятся до сведения епископа, дабы блюсти с епископом единение духа в
союзе мира. 8) Органом церковноприходского управления должно быть приходское
собрание, созываемое предстоятелем церкви в храме не менее двух раз в год
по важнейшим делам местной церкви, из прихожан обоего пола, достигших совершеннолетия, не лишённых прав гражданской жизни и не опороченных
по суду церкви. 9) Исполнительным органом приходского собрания является
постоянно действующий под
председательством предстоятеля
церкви приходской совет, в состав которого входят все члены причта, церковный староста и представители
прихода в количестве 12 лиц (могут быть и женщины), избираемых на три года приходским собранием. Приходскому совету присваивается
право заведывания и распоряжения
всем имуществом и средствами как
церкви, так и прихода. Из состава приходского совета избирается на
приходское собрание хозяйственное
управление для ведения свечной
операции, в составе церковного старосты и двух его помощников, избираемых сроком на три года. Хозяйственное управление действует по
указаниям приходского совета и под
контролем особой ревизионной
комиссии в количестве трёх лиц, не принадлежащих составу приходского
совета, избираемых приходским собранием на тот же срок. Для заведывания благотворительными и
просветительными учреждениями
прихода из состава того же приходского
совета избираются особые приходские
комитеты в составе по усмотрению
совета. Как хозяйственное управление, так и приходские комитеты, а равно и ревизионные комиссии дают отчёт
приходскому совету , а этим последним докладываются приходскому собранию. На приходский совет возлагается
важнейший долг и право избрания
кандидатов на должности приходского
клира из лиц, получивших богословское образование в духовных
академиях или пастырских школах и с
общим образованием не ниже
среднего. Избираемые приходским советом лица
на должность приходского клира
утверждаются и возводятся в
соответствующие священные
должности по каноническим
установлениям церкви, после чего пользуются правом несменяемости и
могут быть лишены должности или
сана только по суду церкви. 10) Состав причта остаётся тот же для каждого прихода в лице: священника, диакона и псаломщика. Звание настоятеля упраздняется и заменяется
предстоятелем церкви, каковое звание при двух и более клирном составе
причта присваивается священнику по
избранию приходского совета, по возможности старейшему по службе. Взаимные отношения между членами
причта определяются при
богослужениях церковным уставом, а в обычной жизни строятся в духе братства
и по заветам евангельской любви. 11) Как общество православных христиан, объединённых под сению храма и организованных на началах
самоуправления, приход признаётся юридическим лицом, имеющим право на приобретение и отчуждение
имуществ. В вопросах религиозной жизни приход находится под
руководством и в единении с
епископом, а в вопросах хозяйственного управления и устроения
приходских учреждений независим и
пользуется полной свободой. 12) Дарование приходу важнейшего права избрания должностных лиц
церкви возлагает на приход
важнейшую обязанность обеспечения
средствами прихода членов клира, причём священник, диакон и псаломщик, как лица, каждый в своей области несущие великий в очах
Божиих труд и с равным образованием, должны быть уравнены в средствах
содержания, без уменьшения, однако, соответствующей нормы содержания
священников. Такое равномерное обеспечение всех
членов клира будет великим делом
свободной церкви, привлечёт к служению церкви лучшие силы и
вдохнёт в сердца служителей церкви
ревность к совершению дела Божия. 13) Так как принцип избрания является великим по своему значению и
примиряющим началом новой жизни и
служит основной гарантией свободы и
верным средством для отбора людей, достойнейших по своим духовным и
нравственным качествам, и так как этот принцип вполне соответствует
соборным началам Церкви, то этот принцип должен со всею
последовательностию проводиться по
отношению ко всем организациям, управлениям, учреждениям и должностным лицам Церкви. 14) Духовноучебные заведения: духовные и епархиальные женские
училища — должны быть
преобразованы в
общеобразовательные, с отнесением расхода по их содержанию на
общегосударственные средства; в ведении Церкви должны остаться
духовные академии как высшие
богословские школы, необходимые для подготовки лиц к высшему
пастырскому служению в Церкви. Вместо духовных семинарий
учреждаются пастырские школы с 2- летним курсом для лиц, окончивших общеобразовательную школу и
ищущих служения в церкви в качестве
приходских пастырей, диаконов или псаломщиков. <...> <...> Если же решением учредительного собрания приходские школы будут
изъяты из ведения прихода, то место их должны занять огласительные школы
для наставления в Законе Божием как
детей, так и взрослых, так как церковь по своему призванию есть Великая
Учительница и не может в принципе
быть без школы. Предметами занятий в огласительных школах могли бы быть
чтение и изучение Священного
Писания, история Церкви, жития святых, миссия, апологетика и церковное пение. Важность и необходимость таких школ диктуется
положением свободной Православной
церкви, которая должна найти пути к защите своего вероучения и
свободному осуществлению своих
великих задач в деле религиозного и
нравственного воспитания народа. 15) Мыслию об огласительных школах намечается отчасти характер и
направление пастырской деятельности
как в настоящее, так и последующее время по укреплению православной
веры и благочестия в народе и
ограждению прихожан от неверия и
совращений. Вообще же пастырская деятельность
должна быть направлена к
восстановлению духовной связи и
единения с приходом, к обновлению христианской жизни, утверждению веры и охранению её, к установлению взаимопомощи и заботам о широкой
постановке в приходах дела
благотворительности, а главным образом к заботам о вечном спасении
своём и своих духовных детей. В переживаемый момент величайшей
исторической важности в жизни
Государства и Церкви духовенство не
должно прежде всего молчать, как оно часто молчало до сего времени, подавленное старым строем, лишённое инициативы, разрозненное и распылённое. Пастыри и вообще служители Церкви должны прямо
взглянуть на то положение, в котором находятся теперь они сами и Церковь. То, что поддерживалось и стояло под охраной и покровительством, теперь не имеет этой охраны. Опора пастыря теперь — приход , опора Церкви — верующий народ. Задачей момента для духовенства поэтому служит —
возвыситься до положения свободного
гражданина прежде всего, до положения свободного пастыря в
свободной живой церкви, организовать все живые силы прихода, собрать и пробудить их к живой творческой
работе, к строительству церкви на основе живого союза с пасомыми. 16) В обновлённом приходе должны получить свою жизнь всякого рода
благотворительные и просветительные
учреждения. Приходские или огласительные школы, приюты для убогих и престарелых немощных , общества вспомоществования бедным, попечительные советы о детях, защита женщин и т. п. — все эти учреждения в живом организме прихода, располагающего всеми средствами
Церкви, приобретут устойчивость и будут служить воплощением
христианской любви, плодом живой Церкви. 17) В вопросах об отношении к политике духовенство должно
признать, что Церковь живёт при всяком политическом строе и не входит
в борьбу с политической властию. Дело пастыря служить истине и спасению
душ; служение пастыря — молитва , священнодействие, учение. Для пастыря дороги все его пасомые, к какой бы партии они ни
принадлежали. Поэтому пастыри и вообще служители Церкви должны
быть вне, или вернее — выше партийного разделения, возводя каждую верующую душу от идеала
партийного к высшему христианскому
идеалу . 18) В соответствии с быстро текущей обновляющейся и возрождающейся
жизнию Государства и Церкви должен
стать и орган епархиальной печати. Ежемесячные издания теперь лишены
всякого смысла. „Донской православный вестник“ должен быть
преобразован в церковно–
обновленческую ежедневную газету . 12 апреля 1917 г. Ст. Урюпинская . Священник Пётр Протопопов“ . Источник: http://infoart.udm.ru/ magazine/volga/n413 – 20/sinel.htm
Последний раз редактировалось: Странник (Вт 14 Фев 2012, 18:55), всего редактировалось 3 раз(а)
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий