Стремясь обосновать истинность христианства, некоторые начинают с того, что пытаются доказать бытие Божие. Для этого они используют такие способы доказательства от следствия к причине, как космологический и телеологический аргументы. Многие хотят доказать, что Библия есть Слово Божие, посредством аргументов, основанных на неразрушимости Библии, единстве и благородстве мысли в Библии, ее благотворном влиянии и сбывшихся библейских пророчествах.
Другие стремятся привести доказательства того, что Христос во плоти воскрес из гроба. Они убеждены в том, что если истина Христова воскресения во плоти будет установлена, то, тем самым, будет установлена истинность слов Христа, а необходимым следствием этого будет признание бытия Божия и истины Писания.
Я же предпочитаю сначала подвергнуть испытанию на прочность разные мировоззрения. Поскольку нас интересуют главным образом христианство и секуляризм (материалистический взгляд), то нужно испытать на истинность и пригодность эти две системы мировоззрения.
Отношение между верой и разумом — это один из ключевых моментов испытания мировоззрения. Верой мы будем называть веру в Бога и в Библию или же, в более широком смысле, знание о высшем бытии. Мы будем различать высший и низший уровни бытия, как это сделал Френсис Шеффер.
При таком подходе все сущее делится на низшее бытие и высшее бытие. Низший уровень — это материальный мир. Высший — это нравственный и духовный опыт. Потребность человека в знании о высшем бытии отражается в вечных вопросах жизни.
Когда речь идет о религиозном познании, то проблема состоит отчасти в том, что это не просто знание, а знание-вера. Понятие знания-веры предполагает, что мы верим в истинность чего-либо, что недоступно восприятию пяти чувств.
Знание-вера присутствует и в нашей повседневной жизни. Мы верим в истинность того, что в момент нашей веры недоступно восприятию пяти чувств. В принципе, объект нашей веры можно увидеть, но мы верим еще до того, как увидели.
Знание-веру можно показать на таком примере. Как-то раз меня пригласили участвовать в охоте на енота. Во время нашей охоты собаки лаяли, показывая, что они загнали зверя на дерево. Я был тогда новичком в охоте на енотов, но мои партнеры имели большой опыт в этом деле. Они уверили меня, что на дереве сидит енот. Я не видел его, да и они тоже не видели, потому что листва была слишком густой. Один из нас заметил нечто похожее на блеск глаз животного, когда посветил на дерево фонариком. Охотники уверяли меня, что на дереве сидит енот, на следующих основаниях:
1) собаки перестали бы лаять, если бы не были уверены, что на дереве кто-то есть;
2) дерево было слишком велико для опоссума, но подходило для енота;
3) если требуется доказательство, то отражение света фонаря — верный признак того, что зверь на дереве.
Полагаясь на честность моих партнеров, на их опыт в охоте на енотов и на их доверие к собакам, я также поверил, что на дереве сидит енот. И это было знание-вера, потому что в тот момент я не видел енота.
Следует отметить, что хотя мое знание о еноте на дереве было знанием-верой, в нем участвовал и разум. Доводы разума не обеспечивали абсолютного доказательства того, что на дереве был енот, но они делали мою веру вполне совместимой с разумом.
Я понимаю, что моя вера-знание о Боге отличается от моей веры-знания о еноте на дереве. Ведь мои партнеры видели енотов на дереве. Бога же .не видел никто. Однако, как я полагаю, уже сам факт, что я верил в существование того, что не мог видеть, слышать, осязать и обонять, означает, что здесь имеется по крайней мере аналогия. Главные общие черты таковы:
1) мы пользуемся знанием-верой;
2) в знании-вере участвует разум.
Другие стремятся привести доказательства того, что Христос во плоти воскрес из гроба. Они убеждены в том, что если истина Христова воскресения во плоти будет установлена, то, тем самым, будет установлена истинность слов Христа, а необходимым следствием этого будет признание бытия Божия и истины Писания.
Я же предпочитаю сначала подвергнуть испытанию на прочность разные мировоззрения. Поскольку нас интересуют главным образом христианство и секуляризм (материалистический взгляд), то нужно испытать на истинность и пригодность эти две системы мировоззрения.
Отношение между верой и разумом — это один из ключевых моментов испытания мировоззрения. Верой мы будем называть веру в Бога и в Библию или же, в более широком смысле, знание о высшем бытии. Мы будем различать высший и низший уровни бытия, как это сделал Френсис Шеффер.
При таком подходе все сущее делится на низшее бытие и высшее бытие. Низший уровень — это материальный мир. Высший — это нравственный и духовный опыт. Потребность человека в знании о высшем бытии отражается в вечных вопросах жизни.
Когда речь идет о религиозном познании, то проблема состоит отчасти в том, что это не просто знание, а знание-вера. Понятие знания-веры предполагает, что мы верим в истинность чего-либо, что недоступно восприятию пяти чувств.
Знание-вера присутствует и в нашей повседневной жизни. Мы верим в истинность того, что в момент нашей веры недоступно восприятию пяти чувств. В принципе, объект нашей веры можно увидеть, но мы верим еще до того, как увидели.
Знание-веру можно показать на таком примере. Как-то раз меня пригласили участвовать в охоте на енота. Во время нашей охоты собаки лаяли, показывая, что они загнали зверя на дерево. Я был тогда новичком в охоте на енотов, но мои партнеры имели большой опыт в этом деле. Они уверили меня, что на дереве сидит енот. Я не видел его, да и они тоже не видели, потому что листва была слишком густой. Один из нас заметил нечто похожее на блеск глаз животного, когда посветил на дерево фонариком. Охотники уверяли меня, что на дереве сидит енот, на следующих основаниях:
1) собаки перестали бы лаять, если бы не были уверены, что на дереве кто-то есть;
2) дерево было слишком велико для опоссума, но подходило для енота;
3) если требуется доказательство, то отражение света фонаря — верный признак того, что зверь на дереве.
Полагаясь на честность моих партнеров, на их опыт в охоте на енотов и на их доверие к собакам, я также поверил, что на дереве сидит енот. И это было знание-вера, потому что в тот момент я не видел енота.
Следует отметить, что хотя мое знание о еноте на дереве было знанием-верой, в нем участвовал и разум. Доводы разума не обеспечивали абсолютного доказательства того, что на дереве был енот, но они делали мою веру вполне совместимой с разумом.
Я понимаю, что моя вера-знание о Боге отличается от моей веры-знания о еноте на дереве. Ведь мои партнеры видели енотов на дереве. Бога же .не видел никто. Однако, как я полагаю, уже сам факт, что я верил в существование того, что не мог видеть, слышать, осязать и обонять, означает, что здесь имеется по крайней мере аналогия. Главные общие черты таковы:
1) мы пользуемся знанием-верой;
2) в знании-вере участвует разум.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий