С момента возникновения Адвентистов Седьмого Дня (АСД) в середине ХІХ века, отношение евангелических христиан к ним было до крайности противоречивым. Однако исследователи были более или менее единодушны во мнении, что АСД мало чем отличается от нехристианских культов, вплоть до начала 1950-х годов, когда Дональд Грей Барнхауз и Уолтер Мартин занялись всесторонней оценкой адвентистского богословия. После тысяч часов исследований и бесед с официальными представителями АСД Барнхауз и Мартин пришли к выводу, что эта группа представляет собой не антихристианский культ, а, скорее, неортодоксальную (т.е. в чем-то расходящуюся с исторически принятым учением) христианскую конфессию.
Постепенно отношение широких евангелических кругов стало все более склоняться к точке зрения Барнхауза и Мартина, хотя многие исследователи и придерживались иного мнения. В начале 1960-х годов в отношениях АСД и евангелических христиан царила беспрецедентная открытость. Однако эта открытость породила и ряд очень сложных проблем, поскольку изнутри деноминации стали раздаваться голоса, отрицавшие некоторые ключевые положения традиционного адвентистского богословия.
К середине 1970-х годов внутри АСД возникли две самостоятельные ветви: традиционный адвентизм, который отстаивал многие прежние адвентистские учения, и евангелический адвентизм, который подчеркивал учение Реформации об оправдании верой. Эти разногласия вскоре вылились в полномасштабный внутренний кризис, который серьезно сказался на единстве деноминации. К началу 1980-х годов многие рядовые адвентисты были разочарованы жесткими дисциплинарными мерами, которые деноминация применила к ряду видных адвентистов.
Все эти события вновь заставили евангелических христиан вернуться к вопросу, можно ли считать АСД евангелической деноминацией. Целью этой статьи является желание разобраться в этом вопросе, для чего мы поговорим о спорах между евангелическими христианами и АСД в 1950-х годах и изучим богословские моменты, повлиявшие на сегодняшний кризис адвентизма.
Диалог евангелических христиан и АСД в 1950-х годах
В числе евангелических христиан, которые в 50-е годы считали АСД нехристианским культом, были такие выдающиеся исследователи как Луис Талбот, М.Р. ДеХаан, Энтони Хоукема, Ян Ван-Баален, Джон Герстнер и Харольд Линдселл1. Уолтер Мартин, в то время — директор апологетики в издательстве Zondervan, в своей работе The Rise of the Cults отнес АСД к числу культов. Дональд Грей Барнхауз, известный всей Америке знаток Библии, основатель и редактор журнала Eternity, также критически отзывался о богословии АСД. Барнхауз, некогда имевший дело с фанатичными адвентистами, считал евангелическое движение и адвентизм взаимоисключающими понятиями.
Любопытно, что первое знакомство Барнхауза с лидерами адвентизма произошло, когда Т.Эдгар Унрух, служитель и администратор АСД, написал ему письмо с благодарностью за несколько лекций на тему оправдания верой. Бархауз был озадачен тем, что адвентист, который, вроде бы, должен был исповедовать оправдание делами, благодарит его за проповедь Евангелия Реформации. Все еще полный подозрений, Барнхауз предложил Унруху продолжить разговор об учениях адвентизма.
Несколько лет спустя Барнхауз рассказал об Унрухе Уолтеру Мартину, которому поручил провести тщательное изучение АСД от имени журнала Eternity. Мартин обратился к Унруху с просьбой предоставить ему материалы, достоверно отражающие адвентистское богословие, и разрешение взять интервью у некоторых руководителей АСД. Унрух дал Мартину все необходимые документы и устроил для него посещение штаб-квартиры Генеральной Конференции, которая в то время находилась в Такома-Парк, штат Мэриленд. Генеральная Конференция, руководящий орган АСД, оказала Мартину теплый прием и радушно предоставила ему для изучения первоисточники адвентистского учения. С благословения Р.Р.Фигура, президента Генеральной Конференции, Унрух устроил официальную конференцию с участием Мартина и нескольких руководителей АСД.
Мартин особо просил о возможности поговорить с ведущим историком и апологетом АСД Лероем И. Фрумом. Фрум, автор таких известных работ, как Prophetic Faith of Our Fathers и Movement of Destiny, настоял на участии двух других руководителей адвентистов: У.И.Рида, регионального секретаря Генеральной Конференции, и Роя Аллана Андерсона, секретаря Ассоциации Служителей Генеральной Конференции и редактора журнала Ministry. К этим людям присоединился и Т.Э.Унрух, взявший на себя обязанности председателя. Коллега Уолтера Мартина, Джордж Кэннон, профессор греческого языка в Миссионерском колледже Ньяк, был помощником Мартина на этой исторической конференции. Когда впоследствии заседания были перенесены в штат Пенсильвания, активное участие в них стал принимать и Барнхауз.
Вопросы и ответы
Конференция, в основном, была построена так, что представители адвентистов отвечали на вопросы евангелических исследователей. Мартин, в частности, задал десятки вопросов, возникших у него в ходе изучения первоисточников АСД. Одним из первых главных вопросов, поднятых евангелическими участниками, было огромное количество адвентистских публикаций, явно противоречащих другим официальным заявлениям АСД. Например, наряду с ортодоксальными утверждениями о личности, природе и миссии Христа, в адвентистских изданиях встречались статьи, проповедовавшие арианство (утверждающие, что Христос — творение), учение о греховной природе Христа, теорию неполного искупления, галатийскую ересь (спасение через соблюдение закона) и крайне сектантские настроения. Мартин заявил, что он может предоставить целый ряд безусловно еретических цитат. Участники-адвентисты были потрясены некоторыми из представленных документов.
По причине своей твердой веры в прогрессирующее понимание Писания, адвентисты не хотели принимать никакого формального Символа Веры. Даже изложение их вероучения, известное как “27 основополагающих верований”, допускает возможность изменения и пересмотра. Исторически, это отсутствие формального изложения веры и ударение на прогрессирующее понимание Писания стало причиной широкого разброса богословских взглядов среди адвентистов. В 1950-х годах, как и сегодня, эта терпимость к разношерстным и частично еретическим взглядам вредила единству этой конфессии и нарушала здравость проповедуемого ей учения. Для евангелических участников конференции этот момент был решающим, поскольку они не могли надеяться точно донести позицию адвентистов до евангелического мира, если сами адвентисты расходятся во мнениях по этому поводу.
Во время конференции 1955-56 гг. Мартин обвинил адвентистов в худшем случае в двуязычии, а в лучшем — в отсутствии должного порядка. Евангелические участники выразили мнение, что, если Генеральная Конференция допускает в своих рядах существование таких лжеучений как арианство и галатийская ересь, адвентизм заслуживает названия “культ”. К своей чести, все участники-адвентисты отвергли перечисленные выше положения и пообещали, что неортодоксальные учения, расходящиеся с официальным вероучением АСД, будут рассмотрены Генеральной Конференцией. Они также заявили, что большинство этих учений, если не все, не является органической частью богословия АСД, но выражает мнение лишь небольшой группы людей.
Ортодоксальная суть?
В ходе конференции на евангелических участников все более приятное впечатление оказывали искренность и ортодоксальность суждений, высказываемых адвентистами. Выяснилось, что структура адвентистского богословия является, в своей сути, ортодоксальной. Адвентизм исповедует богодухновенность Писания, христианское учение о Троице, Божественность Христа, Его непорочное зачатие, заместительное искупление, телесное воскресение и второе пришествие2. Мартин, перу которого принадлежали многие работы по зародившимся в Америке культам, сразу увидел, что верования АСД непохожи на вероучение типичного культа. Он пришел к заключению, что адвентизм, по крайней мере, в том виде, в котором его представили участники конференции, был неправильно понят евангелическим христианским миром.
Хотя Мартин и был приятно удивлен верностью адвентистов основным христианским учениям, в их богословии все же был ряд характерных учений, которые долго не позволяли нам принять АСД как своих братьев во Христе. Большинство евангелических исследователей, негативно отзывавшихся об адвентизме, основывали свою критику на этих немногих характерных учениях, которые, по их мнению, разрушали всяческое представление об ортодоксальности АСД. Мартин, стремившийся правильно понять адвентистов, попросил тщательно разъяснить ему эти учения.
Гетеродоксия или ересь?
Поскольку эти спорные учения придают уникальность богословию адвентизма, и поскольку понимание этих моментов было важно для оценки Барнхауза и Мартина, необходимо вкратце их рассмотреть. К сожалению, рамки статьи не позволяют рассмотреть все эти учения глубоко, потому мы остановимся лишь на трех из них, которые были главной причиной непонимания3. Конференция евангелических христиан и АСД показала, что адвентистское богословие отличается от исторического христианства в следующих трех вопросах: Суббота, авторитет Елены Уайт и учение о “судебном следствии”.
Субботничество. АСД учит, что соблюдение субботы в седьмой день недели является обязательным для всех христиан, как знак “истинного послушания” Господу. В отличие от некоторых экстремистски настроенных адвентистов, участники конференции допускали, что соблюдение субботы не является условием спасения, и что всякий христианин, не принадлежащий к АСД и с искренней верой соблюдающий воскресение, принадлежит к Телу Христову.
Хотя соблюдение субботы никогда не было официальной позицией исторического христианства, евангелические христиане пришли к выводу, что верующему позволительно соблюдать или не соблюдать субботу в контексте учения, изложенного в Римлянам 14:5-6. Другие христианские деноминации, например, баптисты седьмого дня, заняли такую же позицию. Евангелические христиане горячо протестовали против адвентистского учения о субботе, но не находили этот вопрос достаточной причиной для разделений.
Елена Уайт и пророческий дух. Развитие, да и само существование адвентизма попросту неотделимы от Елены Уайт и ее обширных трудов. Ни один христианский богослов не оказал ни на одну деноминацию такого большого влияния, которое Елена Уайт оказала на адвентизм. Считается, что за свою жизнь Елена Уайт написала не менее 46 книг общим объемом где-то 25 миллионов слов, которые затрагивали практически все стороны верований и жизни адвентистов.
АСД верят, что дар пророчества, упомянутый в 12 и 14 главах 1 Послания коринфянам, уникальным образом проявился в жизни и писаниях Елены Уайт. В ее словах и видениях, которые она якобы получала от Господа, видели отличительную и характерную особенность церкви Божиего остатка. Труды Елены Уайт часто называли, как она сама выражалась, “малым светом”, указывающим на “большой свет” Писания4.
Поскольку АСД считали писания Елены Уайт “богодухновенным советом Божиим”, евангелических христиан всегда беспокоил вопрос, какое место ее работы занимают по отношению к Библии. Вопрос, заданный адвентистам-участникам конференции, звучал так: “Считают ли Адвентисты седьмого дня, что писания Елены Уайт равны по значимости библейским Писаниям?”5Адвентисты ответили следующим образом:
1) Они не рассматривают писания Елены Уайт как дополнение к священному канону Писания.
2) Они считают, что писания Елены Уайт, в отличие от Библии, применимы не ко всем людям, но только к Адвентистам седьмого дня.
3) Они не считают писания Елены Уайт равноценными Священному Писанию, имеющему уникальное положение стандарта, по которому следует судить обо всех прочих книгах6.
я евангелические христиане открыто отвергли точку зрения адвентистов на писания Елены Уайт, они все же решили, что постольку, поскольку эти работы не считаются 1) равноценными Писанию, 2) непогрешимыми или 3) условием христианского общения, данный вопрос не должен быть причиной разделений.
Учение о святилище/судебное следствие. Возможно, наиболее характерным из всех адвентистских верований является их учение о святилище. Это учение возникло как объяснение провала предсказаний Миллера в 1844 году. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782-1849) предсказал на основании Даниила 8:14, принимая день за год, что Иисус Христос в буквальном смысле вернется на землю спустя 2300 лет после начала 70 седмин Даниила (Дан. 9:24-27), которые он истолковал как период с 457 г. до н. э. по 1843 г. н. э. Когда 1843 год прошел, а Господь все-таки не вернулся, движение миллеровцев внесло в расчеты поправку и объявило, что датой второго пришествия Христа будет 22 октября 1844 года. Когда провалилось и это предсказание, движение миллеровцев постигло так называемое “Великое разочарование”. Для многих это был конец адвентистского движения, но для некоторых — лишь начало.
С началом Великого разочарования некий человек по имени Хайрам Эдсон вновь взялся за изучение пророчества из Даниила 8:14, повинуясь якобы полученному им откровению. Эдсон, при помощи О.Р.Л.Крусиера, пришел к выводу, что Миллер ошибся не в расчетах, а в истолковании сути предсказанного события. Миллер видел в “очищении святилища” (речь о котором идет в Дан. 8:14) пророчество о том, что Иисус Христос вернется в земное “святилище”, т.е. попросту на землю. Эдсон же, в свете полученного им откровения, пришел к выводу, что в 1844 году Христос не вернулся на землю, а впервые вошел во вторую часть небесного святилища. Эдсон верил в существование небесного святилища, по образцу которого было создано ветхозаветное земное святилище, состоящее из двух частей: Святого и Святого Святых. 1844 год, по словам Эдсона, ознаменовал собою начало второй фазы искупительной работы Христа.
Дело, которое Иисусу, якобы, предстояло совершить в Святом Святых, впоследствии развилось в учение о следственном суде. Ранние адвентисты считали, что искупление совершается Христом в два этапа. Это двухэтапное служение Христа проще всего понять на примере служения ветхозаветных священников.
Согласно Ветхому Завету, утверждали адвентисты, повседневные обязанности священников были связаны с принесением жертв в Святом месте (прощение грехов), но раз в году, в день очищения, первосвященник входил в Святое Святых и очищал святилище, окропляя его кровью заколотого козла (очищение грехов). После очищения святилища грехи народа возлагались на другого козла, которого отпускали в пустыню.
По учению адвентистов, после Своей заместительной жертвы на кресте Иисус прощал грехи; но 22 октября 1844 года Иисус начал очищать грехи. Со времени Своего вознесения до 1844 года Иисус в первом отделении святилища давал людям прощение, которое Он добыл на кресте, а в 1844 году Он вошел во второе отделение и начал исследовать жизнь тех, кто получил прощение, с целью выяснить, достойны ли они вечной жизни. Только те, кто выдержит это следствие, могут иметь твердую надежду на восхищение в пришествие Его. Это учение положило начало тому, что впоследствии стало известно как учение о безгрешном совершенстве (совершенное соблюдение заповедей для того, чтобы не быть отвергнутым на Суде). По окончании судебного следствия Христос выйдет из небесного святилища и вернется на землю, принеся каждому человеку его награду и открыв начало великого и страшного дня Господня. Именно 1844 год и описанные выше события породили АСД.
Услышав об этом учении, Барнхауз назвал его уловкой, придуманной, чтобы сохранить лицо после ошибки Миллера. Евангелические участники отвергли оба этих учения, как не имеющие библейского основания. Однако им еще предстояло решить, насколько учения о святилище и следственном суде могут помешать общению евангелических христиан и АСД. Главная проблема заключалась в том, не преуменьшают ли эти учения искупительную работу Христа. После критического изучения вопроса, евангелические участники пришли к выводу, что учение о следственном суде “не является реальным препятствием на пути общения, если оно воспринимается символически, а не буквально, как его излагали некоторые из ранних адвентистов”7. Они подчеркнули, что в представлении современных АСД это учение подразумевает не поэтапное или неполное искупление, а раз и навсегда совершенное искупление, которое Христос, как наш первосвященник, осуществляет на небесах.
По мнению евангелических участников, эти три учения: субботничество, авторитет Елены Уайт и святилище/судебное следствие — хотя и ошибочны, но в правильном понимании не должны быть помехой на пути общения между деноминациями.
Евангелические христиане также рассмотрели и взвесили прочие характерные для адвентизма учения, такие как: условное бессмертие, уничтожение грешников, санитарная реформа и учение о церкви остатка. Они пришли к выводу, что эти учения выходят за рамки ортодоксального евангелического богословия, а в некоторых случаях и Библии, однако в том виде, как их изложили участники-адвентисты, не мешают АСД быть истинными последователями Иисуса.
Изучив тысячи страниц документов и проведя несколько напряженных дискуссий с рядом наиболее компетентных адвентистских богословов, Уолтер Мартин, выступая от имени евангелических христиан, пришел к выводу, что АСД “по сути, является христианской деноминацией, однако в целом их богословие следует рассматривать, скорее, как гетеродоксальное, чем как ортодоксальное, а их действия, по праву можно сказать, нередко ведут к разделениям”8.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий