КАК ОТВЕЧАТЬ НА РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ МУСУЛЬМАН
1. «Библия была искажена»
Мусульман учат, что древние тексты Библии были искажены евреями и христианами. Это известно как учение о тахриф или переделках.
Это учение мусульмане основывают на следующих отрывках:
...Была партия среди них, которые слушали слово Аллаха, а потом искажали его, после того как уразумели, хотя сами и знали (Сура 2:75).
Среди них [евреев] есть неучи, которые не знают Писания, а знают лишь [читай, свои собственные] вожделения. Они только гадают. Горе же тем, которые пишут Писание своими руками, а потом говорят: «Это от Аллаха», — чтобы выгадать за это небольшую цену! (Сура 2:78-79).
Однако эти отрывки из Корана говорят об ошибках в толковании писания и о том, что за писание выдаются человеческие творения, но здесь нет ни слова об искажении самих библейских манускриптов (Parrinder, G. Jesus in the Qur'an, 1965, p. 147).
Примечательно, что сам Коран считает предшествующие ему откровения, входящие в «писание», подлинными и авторитетными откровениями Бога (Сура 2:136; 4:163). Коран призывает иудеев и христиан «установить прямо Тору, Евангелие и то, что низведено им от Господа» (Сура 5:68). Коран ссылается на Тору и Евангелие в подтверждение того, что Мухаммед был пророком (Сура 7:157), и призывает всех сомневающихся в учении Мухаммеда, «спросить тех, которые читают Писание до тебя» (Сура 10:94). Коран убеждает людей доверять прежним писаниям (Сура 4:136).
Было бы явной непоследовательностью, если бы Коран советовал людям обращаться к предшествующим священным текстам и верить им, и тут же учил, что эти тексты искажены и, следовательно, недостоверны.
Учитывая то, как часто Коран признает предшествующие ему Писания Божиим откровением, все утверждения мусульман, что эти тексты были искажены иудеями и христианами, теряют смысл перед лицом учения Корана: «Нет изменителя словам Его» (Сура 6:115; см. тж. 6:34; 10:64). Зная об этих словах Корана, готовы ли мусульмане признать, что учение о тахриф, по сути дела, ставит под сомнение способность Бога защитить Свои откровения от переделок? Разве такое сомнение не оскорбляет Бога?
Объясните также, что подобное искажение библейских текстов просто нереально. Для того, чтобы совершить подобный «подвиг», все мировое сообщество иудеев должно было бы согласиться с изменениями в тексте, внесенными относительно малозначительной и удаленной еврейской общиной из города Медина. Кроме того, христиане всего мира, которые также обладали Торой, должны были бы принять внесенные евреями изменения, хотя в то время они не могли даже между собой придти к согласию в некоторых вопросах учения.
Кроме того, имеющиеся в нашем распоряжении манускрипты не свидетельствуют об искажении текста. Что касается достоверности Ветхого Завета, то свитки Мертвого моря, которые датируются 100 г. до Р. Х., поразительным образом подтверждают точность Масоретского текста, который датируется 900 г. н. э. (Geisler N., Nix W. A General Introduction to the Bible, 1986, pp. 405, 408). Эти даты очень важны, поскольку они свидетельствуют, что манускрипты, составленные уже после появления мусульманского учения о тахриф, идентичны манускриптам, существовавшим задолго до рождения Мухаммеда.
Что же касается достоверности Нового Завета, то исследователи Библии обнаружили 3157 греческих рукописей, которые содержат либо отрывки из Нового Завета, либо весь его целиком; датировка этих рукописей восходит ко второму веку н. э. (Geisler and Nix, p. 466). Девяносто пять процентов различий между этими документами составляют обыкновенные ошибки и описки: пропущенная по ошибке буква и т.п. В ответ на доводы мусульман, что эти разночте-ния значительно исказили христианское учение, следует сказать, что ни одно христианское учение не основывается исключительно на этих спорных моментах и не зависит от их достоверности (Bruce F.F. The New Testament Documents: Are They Reliable?, 1978, p. 20; Geisler and Nix, p. 474).
2. Учение о Троице
В свете своих представлений о грехе ишрак (вера в то, что у Бога есть сотрудники) мусульмане выдвигают несколько возражений по поводу учения о Троице.
Возражение № 1: «Христиане поклоняются трем богам». Ответить на это возражение можно несколькими способами. Во-первых, выразите полное согласие со своим собеседником в том, что есть только один Бог. Почитайте вместе с ним те отрывки из Библии, которые говорят о том же (Второзаконие 6:4; Марка 12:29-32; 1-е Коринфянам 8:4).
Во-вторых, укажите на то, что под словом «один» Библия подразумевает составное, или сложное единство. Иначе говоря, слово «один» в Библии нередко означает множество в единстве (Бытие 2:24; Исход 24:3; Судей 20:1, 8, 11; Римлянам 12:5).
В-третьих, поясните, что нет ничего удивительного в том, что мы, Божии творения, не в силах полностью понять природу нашего Творца. Трудность понимания и объяснения понятия Троицы, по сути, свидетельствует в пользу ее божественного происхождения. Едва ли такое понятие могли выдумать люди.
Один из сотрудников организации International Students, Inc., поясняет этот момент на примере воображаемой страны Флэтландии. Флэтландия — это двухмерное пространство, в котором живут мистер и миссис Флэт. Им было бы так же трудно понять нас и наш трехмерный мир, как нам — понять природу Бога, Который существует в нескольких измерениях, помимо наших трех.
В-четвертых, поясните, что Троица — это Отец, Сын и Святой Дух. Некоторые мусульмане полагают, что Троица состоит из Бога, Иисуса и Марии на основании слов Корана:
И вот сказал Аллах: О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: «Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?» (Сура 5:116).
В-пятых, рассмотрите со своим другом библейские свидетельства триединства Бога. В Библии Богом называется Отец (Матфея 11:25; Иоанна 6:27; 8:54; Ефесянам 4:6), Иисус (Луки 5:17-26; Иоанна 1:1; 20:28) и Святой Дух (Деяния 5:3-4). И хотя каждый из Них именуется Богом, Библия говорит не о трех Богах, а о Боге, едином в трех Лицах: «...крестя их во имя [ед. число] Отца и Сына и Святого Духаѕ» (Матфея 28:19).
Кроме того, и Отцу, и Сыну, и Святому Духу Библия приписывает качества, присущие только Богу. Например, каждая ипостась Троицы существовала прежде сотворения мира и участвовала в творении (Отец: Псалтирь 145: 5-6, Марка 13:19, Деяния 4:24; Иисус: Иоанна 1:1-3, 14, 1-е Коринфянам 8:6, Колоссянам 1:16-17; Святой Дух: Бытие 1:1-3).
Более того, каждая ипостась Троицы вездесуща, то есть одновременно может присутствовать везде (Бог: Иеремия 23:24, Деяния 17:24-25; Иисус: Матфея 18:20, 28:20, Ефесянам 1:23; Святой Дух: Псалтирь 138:7-8).
Возражение № 2: «У Бога нет сыновей». Второе возражение, возникающее в связи с учением о Троице, связано с тем, что христиане называют Иисуса Сыном Божиим. Когда мусульмане слышат выражение «Сын Божий», они понимают его в том смысле, что Бог вступил в интимные отношения с женщиной, чтобы зачать Сына. Коран говорит: «Это — Иса, сын Марйам, по слову истины, о котором они спорят. Не подобает Аллаху, хвала Ему, рождать детей!» (Сура 19:34-35).
В арабском языке понятие «чей-то сын» можно выразить двумя словами: валад и ибн. Валад всегда обозначает сына, появившегося в результате совокупления мужчины и женщины. Мы, христиане, согласны с тем, что Иисус не был валаддуллах, т.е. «сыном Бога» в таком смысле. Библия говорит, что Иисус родился от девственницы Марии (Матфея 1:23; Луки 1:34). Более того, даже в самом Коране не отрицается непорочное зачатие Иисуса (Сура 3:47).
В отличие от валад, слово ибн может быть использовано в переносном смысле. Так, например, сами арабы называют странника ибнуссабил — «сын дороги» (Fellowship of Faith for Muslims. Questions Muslims Ask, p. 6). Oни явно не подразумевают тем самым, что некто имел интимные отношения с дорогой. Именно в этом, более широком, метафорическом смысле Иисус является Сыном Божиим.
Когда Иисус называл Бога Своим Отцом, а Самого Себя — Сыном (Матфея 11:27; Иоанна 5;17, 22-23), Он имел в виду вовсе не Свое физическое рождение. Таким образом Он говорил о Своих особых взаимоотношениях с Богом, о Своем равенстве с Богом по природе и положению. Быть чьим-то сыном — значит обладать одинаковыми с ним положением и качествами.
Во времена Иисуса иудеи понимали Его слова о том, что Он — Сын Божий, именно таким образом: «...но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоанна 5:18). В другом случае Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Иоанна 10:30). Услышав такое заявлением, иудеи схватили камни, чтобы убить Иисуса «за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 10:33).
Один иранский христианин сказал, что он решает проблему, называя Иисуса «духовным сыном Бога». Это не значит, что мы можем отрицать человеческую природу Иисуса, однако такая формулировка, возможно, будет менее оскорбительной для мусульманина.
Вы можете также задать своему другу вопрос: «Разве ты не ограничиваешь возможности Бога, когда говоришь, что Бог не может принять образ человека? Неужели ты думаешь, что для Бога есть что-то невозможное? Вспомни, как ангел объявил Марии, что "у Бога не останется бессильным никакое слово" (Луки 1:37)».
Эта проблема затрагивает и вопрос о том, мог ли Бог найти лучший способ для общения с людьми. Представьте себе, что во время войны во Вьетнаме некая семья была разобщена. Отца принудили остаться во Вьетнаме, в то время как мать с двумя сыновьями сумела уехать в Соединенные Штаты. В течение семнадцати лет они общались друг с другом лишь посредством писем и фотографий. Отец мог только издалека смотреть, как растут его сыновья. Но, в конце концов, правительства США и Вьетнама заключили соглашение, в соответствии с которым отец смог поехать в Штаты и встретиться со своей семьей. Но что если бы этот человек вдруг заявил: «Я не вижу особой нужды видеться с вами. Семнадцать лет мне вполне хватало ваших писем и фотографий, думаю, что этого будет достаточно и впредь». Что бы вы подумали о таком отце? А что бы вы подумали о Боге, Который отказался от возможности пообщаться со Своими творениями лично?
Возражение №3: «Учение о Троице противоречит само себе». Мусульмане нередко утверждают, что догмат о Троице противоречит сам себе. В конце концов, как можно быть одним и тремя одновременно?
На это можно сказать, что противоречащее самому себе положение должно одновременно утверждать и отрицать одно и то же. Так ли обстоит дело с учением о Троице? Ответом будет «нет», поскольку учение о Троице утверждает, что Бог един по сущности (существу, природе), но проявляет Себя в трех лицах. Сущность и личность — разные понятия. Бог существует в трех Лицах, и это означает, что в единой сущности Божества извечно существуют три отдельные личности; Бог один, поскольку каждая личность обладает одной и той же Божественной сущностью и другими качествами, присущими только Богу.
Это одновременное различие и тождество видно в Иоанна 1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Предлог «у» указывает на то, что Бог (Отец) и Слово (Сын) — разные личности, между которыми существуют определенные отношения, в то время как выражение «Слово было Бог» указывает на то, что обе личности имеют одну и ту же природу.
Еще один способ разъяснить учение о Троице — показать, как оно отвечает нуждам, которые есть у любого человека, например:
Любовь. Бог Отец показал Свою любовь к нам, послав Своего Сына спасти нас (Иоанна 3:16; 1-е Иоанна 4:9-10; Римлянам 5:8).
Избавление от вины и греха. Бог Сын взял на Себя наши грехи, умер вместо нас и воскрес из мертвых, чтобы даровать нам победу над грехом и смертью (Римлянам 5:8; 1-е Коринфянам 5:21; 15:3-4). Через Иисуса мы можем получить прощение грехов и избавление от вины (1-е Иоанна 1:9).
Сочувствие. Поскольку Слово стало плотью и жило среди нас, мы знаем, что Бог, через Иисуса, может сочувствовать нашим страданиям (Филиппийцам 2:6-8; Евреям 4:15).
Надежда. Поскольку Иисус физически воскрес из мертвых, у нас есть надежда, что и после смерти мы будем жить как личности. Кроме того, благодаря животворной силе Святого Духа у нас есть уверенность в вечной жизни (Римлянам 8:11, см. тж. 2-е Коринфянам 1:22; 5:5; Ефесянам 1:13-14).
Преображение. Бог Святой Дух живет в нас (Римлянам 8:9-11; 1-е Коринфянам 3:16), оживляет наш дух, который прежде был мертв (Иоанна 3:3-7; 2-е Коринфянам 5:17; Титу 3:5), дает нам силу подчиняться Богу (Римлянам 8:5-17).
Общение с Богом. Мы можем иметь личные взаимоотношения с Богом, потому что Иисус разрушил преграду, отделявшую нас от Бога (Ефесянам 2:12-18; Колоссянам 1:21-22), потому что Он стал посредником между нами и Богом (1-е Тимофею 2:5) и потому что Святой Дух помогает нам общаться с Богом (Римлянам 8:26-27).
3. Распятие
Мусульмане убеждены, что Бог Корана никогда не предал бы своего любимого пророка позору, разрешив его распять. Один иранский студент сказал: «Разве мы не больше вас почитаем Иисуса, когда отказываемся верить, что Бог позволил Ему умереть в страданиях на кресте? Мы верим, что Бог забрал Его на небо» (Woodberry, J.D. Muslims & Christians on the Emmaus Road, 1989, p. 164). Таким образом, мусульмане отрицают, что Иисус был распят, и полагают, что Он был взят на небо, в то время как кто-то другой (по мнению некоторых — Иуда) занял Его место на кресте.
Ниже приведен текст, на который прежде всего опираются, отрицая распятие.
...И за их слова: «Мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» (а они не убили его и не распяли, но это только показалось им; и, поистине, те, которые спорят об этом, — в сомнении о нем; нет у них никакого знания, кроме предположений. Они не убивали его, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр! (Сура 4:157-158).
Однако если внимательно прочесть этот отрывок, то можно заметить, что в нем не отрицается факт распятия Иисуса, этот отрывок отрицает, что иудеи обрекли Иисуса на распятие. Кстати сказать, Иисуса распяли действительно не иудеи, а римляне (Иоанна 18:31).
Но еще важнее то обстоятельство, что, в конечном итоге, на распятие Иисуса обрек Сам Бог (1-е Петра 1:18-20; Римлянам 8:3-4). Даже Коран намекает на этот факт словами:
Вот сказал Аллах: «О, Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали, и сделаю тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые не веровали, в день воскресения» (Сура 3:55).
В свете приведенного выше отрывка полезно будет дать мусульманину прочесть также Исаия 53:4-11, чтобы он понял, почему Бог обрек Иисуса на смерть. После этого подумайте вместе над историей о том, как Бог приказал Аврааму принести в жертву собственного сына, — она записана в Суре 37:101-107 (о ком идет речь в этом отрывке неясно, однако мусульмане считают, что сыном был Исмаил):
И Мы обрадовали его кротким юношей. А когда он [сын] дошел до утра вместе с ним, он [Авраам] сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь». Он [сын] сказал: «Отец мой, делай, что тебе приказано: ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». И когда они оба предались Аллаху и тот [Авраам] поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих. Поистине, это — явное испытание. И искупили Мы его великою жертвой.
По поводу этого отрывка мусульманину можно задать три вопроса:
Если смысл спасения лишь в вознаграждении тех, кто творит добро, и если Бог намеревался только испытать послушание Авраама, зачем же тогда понадобилась «великая жертва»? Разве одного того, что Авраам зашел так далеко, было недостаточно?
Кто принес «великую жертву»?
Достаточно ли козленка, чтобы искупить грехи человечества?
Помня прочитанный ранее отрывок из Корана и эти три вопроса, прочтите, что говорил о Своей миссии Иисус: «...Сын Человеческий [Иисус] не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:28). Великая жертва — это Иисус, и послал Его Бог (Иоанна 3:16).
Oдин бывший мусульманин, долго не желавший поверить в распятие Иисуса, сказал, что он изменил свое мнение после того, как увидел, что Иисус «снова и снова упоминал и предсказывал Свою смерть, и это случилось — это действительно случилось». Поэтому полезно показать вашему другу стихи, в которых Иисус предсказывает Свою смерть. (Матфея 12:39-40; 16:4, 21; 17:22-23; 20:17-19; 26:2; Марка 8:31; 9:31; 10:33-34; Луки 9:22, 44; Иоанна 10:11, 17-18; 12:32-33).
Вместо того, чтобы считать распятие Христа бесчестием, мусульманин должен не только понять, что оно принесло Христу величайшую честь, но и увидеть в нем суть того, что значит быть мусульманином. Каким образом? Смотрите:
...[Христос] смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Филиппийцам 2:8-9).
Слово «ислам» означает «послушание, подчинение». Именно послушание Богу и проявлял Иисус на всем Своем пути к Кресту! Мусульмане должны почитать его за такое послушание!
Что же касается вопроса о позоре, на который Бог обрек одного из Своих любимых пророков, то в этом стихе ясно сказано: именно из-за послушания Христа Бог превознес Его наивысшим образом (см. тж. Деяния 2:29-33; 5:30-31). И кто же все-таки проявляет неуважение: те, кто говорит, что Бог мог пойти на обман, подменив Иисуса двойником, или те, кто говорит, что Бог смог воскресить Своего Пророка из мертвых и тем самым избавить от греха все человечество?
Наконец, мы должны посмотреть на Крест не столько с богословских, сколько с личных позиций: что значит смерть Иисуса лично для вас? Мусульманину нужно показать разницу между ненадежностью попыток спастись через исполнение закона и надежностью спасения, которое мы получаем, принимая Божию благодать верой в Иисуса Христа.
Copyright © 1996 International Students, Inc.
Copyright © 2000 Dean Halverson
Originally published in English as a part of The Compact Guide to World Religions by Bethany House Publishers, 11300 Hampshire Avenue South, Minneapolis, Minnesota, 55438 USA. All rights reserved.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий