Часть 7. Учение Иисуса Христа
Иногда за церковною дисциплиною стараются следить те, кто даже не удосужился ознакомиться с тем, что по этому вопросу говорит Библия. Последствия в таком случае бывают катастрофичными. Процесс дисциплинирования становится не только более длительным и болезненным, но обычно не достигает своей цели. Наиболее разумно следовать указаниям, данным Иисусом Христом и записанным в Матф. 18:15-17.
Иисус отметил четыре основных шага в процессе исправления согрешающего (1) личное порицание; (2) встреча при свидетелях; (3) публичное объявление; (4) публичное отвержение.
Личное порицание
В Матф. 18:5-14 изложено предупреждение, сделанное Иисусом Христом Его ученикам об опасности ввести кого-либо в соблазн. В стихе 7 сказано: Матф. 18:7 - "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".
Верующие должны следить за тем, чтобы своим поведением они не толкнули кого-либо в грех. Горе тому, кто разрушит духовную жизнь другого человека!
Однако, что если согрешили не вы, а ваш брат? Как христианин должен поступить в таком случае? Выражая осуждение тем, кто вводит других людей в грех, Иисус Христос объясняет, что должен сделать верующий, если против него согрешил его брат. Первый шаг описан в стихе 15; Иисус говорит: Матф. 18:15 - "Если же согрешит против тебя брат твой, приди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего".
Верующий, против которого согрешил другой член церкви, должен встретиться лично с ним и обличить своего брата или сестру в грехе.
Существуют разногласия по поводу того, есть ли в греческом оригинале слова "против тебя". В нескольких древних рукописях они отсутствуют (Ватиканский Кодекс и Синайский Кодекс). Возможно, что слова "против меня", содержащиеся в 21 стихе, побудили переписчика добавить слова "против тебя" в 15-ом стихе. С другой стороны, эти слова могли быть пропущены другими переписчиками с той целью, чтобы придать этому стиху общий характер. Хотя некоторые настаивают на том, что слова "против тебя" дописаны позже, Гандри приводит доказательства в пользу того, что они есть в оригинальном тексте. Следующие несколько позже выражения "между тобою и им одним" и повеление примириться с кающимся братом (18:21-35) свидетельствуют в пользу того, что слова "против тебя" принадлежат первоначальному тексту.
Но независимо от того, составляют ли слова "против тебя" часть оригинального текста или нет, из Гал. 6:1 становится ясно, что верующие должны выступать против любого греха, а не только против греха, совершённого одним верующим против другого. Апостол Павел ясно говорит: Гал. 6:1 - "Братия! если впадает человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым".
Как Иисус Христос, так и Ап. Павел призывают верующих проявлять интерес к тому, какое у них отношение к греху своих братьев и сестёр. Они повелевают обличать тех братьев и сестёр, которые встали на опасный путь греха.
Иисус говорит, что согрешающего брата нужно обличить, обличить - это очень сильное слово, могущее означать "ввести в свет, обвинить или осудить кого-то в чём-то". В это понятие входит выговор, влекущий за собою обвинение. То же самое слово Иисус Христос употребляет и тогда. когда говорит о служении Духа Святого в среде верующих: Иоан. 16:8 - "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде".
В данном случае слово "обличит" означает, что кому-то будет указано на его вину. Обличить человека можно многими путями. Как учителю мне приходится сталкиваться со случаями, когда ученики не хотят учиться или ведут себя неподобающим образом. Будучи наделён определённой властью, я мог бы применить строгие меры взыскания к провинившимся ученикам. Но такой подход не соответствует учению Библии. Апостол Павел призывает действовать в таких случаях "в духе кротости" (Гал. 6:1). Указывать людям на их ошибки - это своеобразный риск. Вы никогда не знаете как обличаемый отнесётся к обличению. А поэтому обличать нужно в кротости с тем, чтобы поощрить человека признать свой грех, вместо того, чтобы он огорчился и озлобился. Обличение нужно делать с любовью.
Если я хочу кого-то обличить, я прежде всего напоминаю самому себе, что я когда-то согрешал и, возможно, таким же грехом, как этот брат или эта сестра. Я вспоминаю, как кто-то поправил меня, и думаю о том, как бы мне хотелось, чтобы поступили со мною, если бы я оказался на месте согрешившего. Мне хочется помочь молодому человеку или девушке возрастать духовно, а не охладить их энтузиазм или уничтожить их стремление к самовыражению. Моя цель заключается в том, чтобы исцелить рану, а не насыпать на неё соль.
Затем, прежде чем начать обличать я приношу это дело к Господу. Я следую примеру Самуила: когда Израиль потребовал себе царя, Самуил сначала помолился Господу и только потом обратился с речью к народу (1 Цар. 8:6). Молитва делает меня способным правильно отнестись к любой реакции обличаемого ещё до того, как я начну разговор.
И, наконец, когда я уже начал разговор, я прежде всего выражаю мою признательность за то доброе, что я вижу в этом человеке. Я делаю это с той целью, чтобы показать, что я лично глубоко заинтересован жизнью этого человека и его духовным благополучием. И только после этого я перехожу к тому, что меня беспокоит.
В некоторых случаях грех очевиден, и ни у кого нет сомнения в том, что брат или сестра согрешили. Но обычно нужно так начать разговор, чтобы оставалось место для признания с моей стороны, что я ошибаюсь.
Вполне возможно, что информация, которой я обладаю, в чём-то неверна. А поэтому разумно сначала объяснить то, чем вызвана моя озабоченность, и потом спросить: "Брат, я правильно понял твой поступок?", или: "Возможно, я в чём-то ошибаюсь, и ты хотел бы меня поправить?" Иногда я делал выводы и лишь после этого обнаруживал, что мною были беспорядочно изложены факты. Многие недоразумения можно легко устранить благодаря откровенному и спокойному обмену мнениями. Такая задушевная беседа обычно только укрепляет добрые взаимоотношения с обличаемым человеком. Даже если речь идёт о конкретном грехе, многие люди остаются признательными мне только за то, что я нахожу смелость открыто поговорить с ними об их грехе.
Конечно, первая беседа должна происходить наедине. Иисус Христос, говоря об этом, употребил слова "между тобою и им одним". Другими словами, я не имею права говорить об этом публично или с кем-нибудь другим, пока не поговорил лично с согрешившим. Только таким способом можно избежать недоразумений.
Подобное недоразумение случилось в моей практике несколько лет тому назад, когда я неправильно отозвался в моём классе о другом учителе. К сожалению, прежде, чем поговорить со мною наедине, учитель, о котором я отозвался нелестно, доложил об этом начальству, и у меня была большая неприятность. Всего этого можно было бы избежать, если бы я сначала поговорил с этим учителем наедине, прежде чем нелестно отзываться о нём.
В последнем предложении 15-го стиха 18-ой главы Евангелия от Матфея выражен желательный результат обличения: Матф. 18:15 - "...Если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего".
В данном случае слово "послушает" означает нечто большее, чем терпеливое выслушивание. Оно означает: "согласиться с обличением и послушаться совета" (Иоан. 5:15; 9:27; Деян. 28:28). Именно в таком смысле употреблено это слово здесь и в 16-ом стихе. Такое мнение подтверждается словами Иисуса Христа: Лук. 17:3 - "Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему, и если покается, прости ему".
Если тот, кого вы обличаете внимательно вас выслушает, признает свой грех и покается в нём, вы приобрели этого верующего, и он снова может быть плодоносным на ниве Божьей.
Из данного места Св. Писания ясно вытекает, что в любой беседе с членом Тела Христова мы должны быть способны внимательно выслушать нашего собеседника. Но внимательно слушать - это нелёгкое дело.
Это требует того, чтобы мы забыли о нашей самозащите и постарались понять истину. Большинство же из нас вместо того, чтобы внимательно слушать, обдумываем то, что мы скажем в свою защиту или же о том, что нам следует сделать! В подобных случаях нам не следует забывать, что Сам Христос наш Защитник и Ходатай (1 Иоан. 2:1) и, что истина приносит духовную свободу (Иоан. 8:32). Дон Бабна даёт хороший совет тем, кто хочет научиться слушать: "Развить самодисциплину внимательного выслушивания собеседника мне лично помогло то, что я смог подводить итог тому. что говорит мой собеседник. После того, как он выскажется, я подвожу итог сказанному им. с тем, чтобы он узнал, что я внимательно его выслушал.
Из истории Церкви известно, что в церквях происходило немало споров о том, следует ли публично исповедовать грех, сделанный тайно.
Джешки утверждает, что в первые столетия церковь требовала, чтобы её члены совершали публичную исповедь. Однако, из разобранного нами места Св. Писания (18-ая глава Ев. Матфея) публичное исповедание не кажется обязательным. Напротив, исповедание или покаяние может быть публичным или совершённым наедине в зависимости от того, какой стадии достигло обличение.
Общее правило, которого следует придерживаться, заключается в том, что грех, сделанный наедине, требует и обличения наедине, а также и покаяния наедине. Исключение из этого правила составляет такой грех, который повлёк за собою публичные последствия. Было бы хорошо, если бы церковная община, узнав, что незамужняя девушка, член их церкви, забеременела и покаялась в своём грехе, оказала этой сестре любящую поддержку и ободрение, или же, если церковь узнала, что её член, бизнесмен, находится под следствием за совершённый обман и покаялся в своём грехе, оказала ему поддержку и ободрение как единая семья в трудное для него время суда и возможного тюремного заключения. Подобные случаи неизбежно станут известными широкой публике и они должны быть так представлены перед церковью, чтобы она, в случае если согрешивший член церкви покаялся, оказала ему любящую поддержку в тот момент, когда последуют серьёзные публичные последствия совершённого греха.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий