Джордж П. Керилей
Доктор богословия
г. Атланта, Джорджия, США
Доктор богословия
г. Атланта, Джорджия, США
Перевод с английского И. Соловьева
Отредактировано С. Головиным, Е. Новицким
Отредактировано С. Головиным, Е. Новицким
Может показаться абсурдным занятием искать определение нормы в конце 20-го века; данные науки, постоянно меняясь, вряд ли могут помочь в этом; но христианство предлагает для исследования и практического применения нормативную призму, сквозь которую можно смотреть на мир и распознавать нормы.
Вступление
Наша тема,“Понятие нормы и “отклонение от нормы” в медицине, науке и обществе”, может показаться абсурдной для релятивистского и редукционистского мышления нашего времени. Для многих это представляется лишь вековой пылью оставшейся от давно ушедших лет, когда мир казался менее сложным и различные группы людей были едины в мнении, что является ценностями, определяющими правильное и неправильное. Сегодня же социологи и философы ухмыляются и подмигивают друг другу, едва удерживаясь от смеха над такой наивностью, считающей возможным всерьёз говорить о правильном и неправильном с точки зрения морали.
И это — в то время, когда посреди войн, социальной нестабильности и экономических трудностей все отчетливее обнаруживается желание людей вернуться к нормальной жизни. Но как определить, что является нормальным или в чём заключается эта норма? Вот вопрос, который стоит перед нашим симпозиумом и конференцией в нынешнем году. В своем вступительном докладе я хотел бы определить основные вопросы, которых будет касаться настоящий симпозиум.
Когда я был студентом колледжа, меня учили, что абсолютных норм и стандартов не существует и всё относительно — каждый человек может сам для себя решать, что правильно, а что нет. Для некоторых моих приятелей было делом чести жить, не подчиняясь традициям и не вписываясь в какие-либо рамки. Конечно, избежать конформизма им не удалось, но у них он был несколько необычным. Однако именно этот образ жизни в результате и повлиял на то, как с той поры люди стали расценивать правильное и неправильное — то есть определять моральные нормы.
Мой преподаватель антропологии с чувством гордости пояснял, насколько развит современный человек, и что он больше не подвержен вере в мифы наших далёких и не очень далёких предшественников. Но позже я обнаружил, что при этом мы создаём свои собственные мифы, включая миф о прогрессе и его чадах, претендующих на роль спасителей: науке и технологии.
А из лекций нашего преподавателя социологии по всему выходило, что не существует такого понятия, как нравственная норма — есть только личные предпочтения и поведение, выгодное отдельной личности или определённой группе в составе общества. В результате, молодые люди оказались лишенными нравственного фундамента, на котором они могли бы строить свои жизни.
Как следствие этого, неясным стало также, что является в человеческом поведении “отклонением от нормы”. С тех пор, как относительность стала новой “нормой”, любой, кто заговаривал об Абсолютах, считался не только ненормальным, но и опасным. Когда об Абсолютах говорили христиане, в лучшем случае их обвиняли в анахронизме. Абсолютный, если Он существует, оказался непостижимым и ненужным. Такие добродетели, как бескорыстная любовь, предельная честность, нравственная чистота и целостность характера, вдруг оказались препятствиями на пути к свободе человека. А раз так, из цели, к которой нужно стремиться, они превратились в обветшалое старье, от которого надо скорее избавляться. Любой, кто заявлял, что знает что-либо о том, как всем следует жить, считался высокомерным и нетерпимым.
Сложилось представление о существовании некой закономерности: то, что является нормативным в один период времени, в другом историческом периоде отвергается либо сильно видоизменяется. Ведь даже в науке мы были свидетелями переворота, который произошёл под знаком понятия относительности: прежняя наука времён Ньютона уступила место науке Эйнштейна, которая, в свою очередь, видоизменялась под влиянием квантовой физики. Разумеется, Ньютоновская механика не объясняла вселенную в целом — но, тем не менее, представление о законах природы продолжает прекрасно служить благу человека в повседневной жизни. Ньютон был теистом и понимал, что именно Бог стоит за законами природы. Но за Ньютоном появились другие, заявляющие, что законы природы самодостаточны — а значит, для объяснения существования вселенной нет более необходимости в Боге.
В современной же науке вообще преобладает мнение о том, что само представление о Боге не только излишне, но и несовместимо с научным знанием. Эта идея стала для науки нормой. Вынесение Бога за скобки науки убедило многих, что Бог — это миф. Не было никакого Творца вселенной, человек не был создан по образу и подобию Божьему, и нравственных Абсолютов тоже не существует. Но отказ от Бога был для науки априорным решением. То, что сверхъестественное (которое бесконечно) невозможно исчислить естественным путём, вовсе не означает, что его не существует. Крайне самонадеянно исключать существование чего-то (т.е. сверхъестественного), что может быть лучшим объяснением научных открытий (т.е. естественного). Такая позиция как раз и основана не на научных доказательствах, а на априорном предубеждении, а подобные решения для науки излишни и пагубны.
Приведем лишь некоторые примеры философского истолкования “научных данных” (см. Behe,pp. 243-245; Hawking, pp. 42, 49-50,53,) Всего лишь 70 лет назад большинство учёных полагали, что вселенная бесконечна в пространстве и времени и статична. Первоначально же общая теория относительности Эйнштейна создавала представление о расширяющейся вселенной, что означает, что когда-нибудь может последовать и ее сжатие. Самому Эйнштейну такое представление не понравилось, и в свои уравнения он внёс “корректирующий фактор” (хотя эмпирических данных для такого допущения не существовало), чтобы в конечном счёте можно было описать стационарную, вечную вселенную. Позже он назвал это величайшей ошибкой своей карьеры — когда телескоп Эдвина Хаббла зафиксировал эффект Допплера, свидетельствующий, что галактики, возможно, отдаляются от Земли. Это стало первым наблюдением, подтверждающим правильность первоначальных уравнений Эйнштейна — до того, как он “подправил” информацию. Некоторые выдающиеся учёные, например физик Артур Эддингтон, изначально отвергали теорию “Большого взрыва” из-за опасения, что признание у вселенной начала, в свою очередь, может означать и существование у нее Первопричины. Не так давно Фред Хойль выдвинул теорию “стационарного состояния” вселенной, фактически защищающую её вечность и бесконечность. Для доказательства своей теории ему пришлось предположить, что материя беспрерывно возникает из ничего и без какой-либо причины; он даже подсчитал скорость её воссоздания. Все это было произведено без научного обоснования, лишь как результат опасений, что теория “Большого взрыва” говорит в пользу тех или иных теистических воззрений. Трое великих ученых судя по всему пребывали под влиянием скорее философских предположений чем фактов. В связи с этим, мне бы только хотелось еще раз подчеркнуть, не бывает неистолкованных фактов, а наши толкования во многом зависят от исходных предположений, которые присутствуют в мировоззрении каждого. Мне довелось прочитать, кстати, что позднее Эйнштейн и Хойль стали теистами, придя к этим взглядам (на основании новых научных открытий) как к наилучшему объяснению происхождения вселенной.
Об ограниченных возможностей науки сегодня свидетельствует и те затруднения, в которых оказались разнообразные традиционные теории эволюции. Сами эволюционисты задают себе каверзные вопросы. Согласно мнению все более растущего числа западных учёных, макроэволюция (межвидовая эволюция) является теорией, плохо обоснованной фактами. Множество затруднений встало и перед микроэволюцией, особенно на микробиохимическом уровне. Да, микроэволюция объясняет некоторые очевидные вещи, но после изобретения электронного микроскопа оказалось, что она не может объяснить многое из того, что, как предполагалось, должна была бы. ДНК остается тайной, несмотря на то, что многое в ее структуре уже разгадано.
Современные научные открытия и представления ставят все новые и новые вопросы. Откуда поступает информация?.. Как эволюционисты могут объяснить последовательное развитие механизма свертывания крови?.. Или как произошло развитие человеческого глаза от светочувствительного пятна до столь сложного механизма — возможно ли объяснить это на уровне традиционных утверждений, что эволюция происходит последовательно путём естественного отбора и мутаций?.. И вообще, как и зачем развилось это светочувствительное пятно?.. Микробиологи даже не попытались, используя эволюционную модель, выяснить, как столь сложные биохимические механизмы стали такими, какими они есть на данный момент. (Новейший критический обзор теории эволюции с точки зрения известного микробиолога можно найти в книге М. Behe). Это показывает, что учёные могут заблуждаться, также как и их индуктивная методология. Следовательно, ей нельзя безоглядно верить ни в определении норм для общества, ни в области космологии, ни в сфере нравственности. Наука прекрасна в качестве инструмента, но жалка в качестве божества.
И это — в то время, когда посреди войн, социальной нестабильности и экономических трудностей все отчетливее обнаруживается желание людей вернуться к нормальной жизни. Но как определить, что является нормальным или в чём заключается эта норма? Вот вопрос, который стоит перед нашим симпозиумом и конференцией в нынешнем году. В своем вступительном докладе я хотел бы определить основные вопросы, которых будет касаться настоящий симпозиум.
Когда я был студентом колледжа, меня учили, что абсолютных норм и стандартов не существует и всё относительно — каждый человек может сам для себя решать, что правильно, а что нет. Для некоторых моих приятелей было делом чести жить, не подчиняясь традициям и не вписываясь в какие-либо рамки. Конечно, избежать конформизма им не удалось, но у них он был несколько необычным. Однако именно этот образ жизни в результате и повлиял на то, как с той поры люди стали расценивать правильное и неправильное — то есть определять моральные нормы.
Мой преподаватель антропологии с чувством гордости пояснял, насколько развит современный человек, и что он больше не подвержен вере в мифы наших далёких и не очень далёких предшественников. Но позже я обнаружил, что при этом мы создаём свои собственные мифы, включая миф о прогрессе и его чадах, претендующих на роль спасителей: науке и технологии.
А из лекций нашего преподавателя социологии по всему выходило, что не существует такого понятия, как нравственная норма — есть только личные предпочтения и поведение, выгодное отдельной личности или определённой группе в составе общества. В результате, молодые люди оказались лишенными нравственного фундамента, на котором они могли бы строить свои жизни.
Как следствие этого, неясным стало также, что является в человеческом поведении “отклонением от нормы”. С тех пор, как относительность стала новой “нормой”, любой, кто заговаривал об Абсолютах, считался не только ненормальным, но и опасным. Когда об Абсолютах говорили христиане, в лучшем случае их обвиняли в анахронизме. Абсолютный, если Он существует, оказался непостижимым и ненужным. Такие добродетели, как бескорыстная любовь, предельная честность, нравственная чистота и целостность характера, вдруг оказались препятствиями на пути к свободе человека. А раз так, из цели, к которой нужно стремиться, они превратились в обветшалое старье, от которого надо скорее избавляться. Любой, кто заявлял, что знает что-либо о том, как всем следует жить, считался высокомерным и нетерпимым.
Сложилось представление о существовании некой закономерности: то, что является нормативным в один период времени, в другом историческом периоде отвергается либо сильно видоизменяется. Ведь даже в науке мы были свидетелями переворота, который произошёл под знаком понятия относительности: прежняя наука времён Ньютона уступила место науке Эйнштейна, которая, в свою очередь, видоизменялась под влиянием квантовой физики. Разумеется, Ньютоновская механика не объясняла вселенную в целом — но, тем не менее, представление о законах природы продолжает прекрасно служить благу человека в повседневной жизни. Ньютон был теистом и понимал, что именно Бог стоит за законами природы. Но за Ньютоном появились другие, заявляющие, что законы природы самодостаточны — а значит, для объяснения существования вселенной нет более необходимости в Боге.
В современной же науке вообще преобладает мнение о том, что само представление о Боге не только излишне, но и несовместимо с научным знанием. Эта идея стала для науки нормой. Вынесение Бога за скобки науки убедило многих, что Бог — это миф. Не было никакого Творца вселенной, человек не был создан по образу и подобию Божьему, и нравственных Абсолютов тоже не существует. Но отказ от Бога был для науки априорным решением. То, что сверхъестественное (которое бесконечно) невозможно исчислить естественным путём, вовсе не означает, что его не существует. Крайне самонадеянно исключать существование чего-то (т.е. сверхъестественного), что может быть лучшим объяснением научных открытий (т.е. естественного). Такая позиция как раз и основана не на научных доказательствах, а на априорном предубеждении, а подобные решения для науки излишни и пагубны.
Приведем лишь некоторые примеры философского истолкования “научных данных” (см. Behe,pp. 243-245; Hawking, pp. 42, 49-50,53,) Всего лишь 70 лет назад большинство учёных полагали, что вселенная бесконечна в пространстве и времени и статична. Первоначально же общая теория относительности Эйнштейна создавала представление о расширяющейся вселенной, что означает, что когда-нибудь может последовать и ее сжатие. Самому Эйнштейну такое представление не понравилось, и в свои уравнения он внёс “корректирующий фактор” (хотя эмпирических данных для такого допущения не существовало), чтобы в конечном счёте можно было описать стационарную, вечную вселенную. Позже он назвал это величайшей ошибкой своей карьеры — когда телескоп Эдвина Хаббла зафиксировал эффект Допплера, свидетельствующий, что галактики, возможно, отдаляются от Земли. Это стало первым наблюдением, подтверждающим правильность первоначальных уравнений Эйнштейна — до того, как он “подправил” информацию. Некоторые выдающиеся учёные, например физик Артур Эддингтон, изначально отвергали теорию “Большого взрыва” из-за опасения, что признание у вселенной начала, в свою очередь, может означать и существование у нее Первопричины. Не так давно Фред Хойль выдвинул теорию “стационарного состояния” вселенной, фактически защищающую её вечность и бесконечность. Для доказательства своей теории ему пришлось предположить, что материя беспрерывно возникает из ничего и без какой-либо причины; он даже подсчитал скорость её воссоздания. Все это было произведено без научного обоснования, лишь как результат опасений, что теория “Большого взрыва” говорит в пользу тех или иных теистических воззрений. Трое великих ученых судя по всему пребывали под влиянием скорее философских предположений чем фактов. В связи с этим, мне бы только хотелось еще раз подчеркнуть, не бывает неистолкованных фактов, а наши толкования во многом зависят от исходных предположений, которые присутствуют в мировоззрении каждого. Мне довелось прочитать, кстати, что позднее Эйнштейн и Хойль стали теистами, придя к этим взглядам (на основании новых научных открытий) как к наилучшему объяснению происхождения вселенной.
Об ограниченных возможностей науки сегодня свидетельствует и те затруднения, в которых оказались разнообразные традиционные теории эволюции. Сами эволюционисты задают себе каверзные вопросы. Согласно мнению все более растущего числа западных учёных, макроэволюция (межвидовая эволюция) является теорией, плохо обоснованной фактами. Множество затруднений встало и перед микроэволюцией, особенно на микробиохимическом уровне. Да, микроэволюция объясняет некоторые очевидные вещи, но после изобретения электронного микроскопа оказалось, что она не может объяснить многое из того, что, как предполагалось, должна была бы. ДНК остается тайной, несмотря на то, что многое в ее структуре уже разгадано.
Современные научные открытия и представления ставят все новые и новые вопросы. Откуда поступает информация?.. Как эволюционисты могут объяснить последовательное развитие механизма свертывания крови?.. Или как произошло развитие человеческого глаза от светочувствительного пятна до столь сложного механизма — возможно ли объяснить это на уровне традиционных утверждений, что эволюция происходит последовательно путём естественного отбора и мутаций?.. И вообще, как и зачем развилось это светочувствительное пятно?.. Микробиологи даже не попытались, используя эволюционную модель, выяснить, как столь сложные биохимические механизмы стали такими, какими они есть на данный момент. (Новейший критический обзор теории эволюции с точки зрения известного микробиолога можно найти в книге М. Behe). Это показывает, что учёные могут заблуждаться, также как и их индуктивная методология. Следовательно, ей нельзя безоглядно верить ни в определении норм для общества, ни в области космологии, ни в сфере нравственности. Наука прекрасна в качестве инструмента, но жалка в качестве божества.
Последний раз редактировалось: Странник Божий (Вс 01 Ноя 2015, 10:04), всего редактировалось 1 раз(а)
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий