Михаил Тимофеевич Ратушный является одним из основоположников евангельско-баптистского движения на юге России. Он родился в 1830 году в деревне Основе Одесского уезда Херсонской губернии. Его родители-бедняки не могли дать необходимого образования своим детям, поэтому мальчик был вынужден с самого раннего детства помогать отцу в простом труде землепашца.
С пятнадцати лет его отдали учиться к сапожнику Онищенко, жившему по соседству с Ратушными. Об этом моменте жизни Михаил Тимофеевич вспоминал впоследствии как о великом предвидении Божием.
Будучи сапожником, Онищенко ходил на заработки во многие немецкие колонии Херсонщины, где встречался с верующими реформаторами-пиетистами, целью которых являлось достижение высшей чистоты, святости и благочестия. Новое заметное духовное пробуждение началось с 1856 года в колонии Рорбах, находящейся в тринадцати верстах от Основы. Оттуда оно стало распространяться в соседние колонии - Вормс, Еганесталь, Комиссаровку, Елененсталь и другие. Верующие этих колоний призывали и Онищенко к обращению на евангельский путь, к святой и богоугодной жизни.
Приходя домой, Онищенко делился с Ратушным своими впечатлениями от бесед с немецкими верующими, много говорил о Христе как Сыне Божием, приходившем на нашу землю для спасения грешников. Между Онищенко и Ратушным возникали "живые религиозные беседы", часто длившиеся до поздней ночи. Вместе они читали Евангелие, подробно останавливались на вопросах спасения по благодати через веру. Нет сомнения в том, что и начальной грамоте Ратушный обучился у своего наставника Онищенко, который был старше его на пятнадцать лет. Сам же Онищенко не только научился самостоятельно читать и писать, но и хорошо понимал немецкий язык, на котором колонисты объясняли Священное Писание.
Постепенно Ратушный и сам стал посещать эти колонии, вначале с Онищенко, а затем с другими своими единомышленниками.
Священник А. Рождественский, занимавшийся историей возникновения штундизма на юге России, пишет, что М. Т. Ратушный вместе с Балабаном (Витенко), Капустяном и Осадчим ездили вколонию Рорбах на "религиозные беседы немца штундиста Кепеля". Однако они не ограничивались только беседами, но посещали также и "библейские часы", по-немецки - "бибельштунден".
Дружба Ратушного с Онищенко поддерживалась долгие годы. Сам Онищенко дорожил этой дружбой и часто говорил, что "Бог дал ему свет, а Михаиле (Ратушному) разум".
С 1861 года - года отмены крепостного права - М. Т. Ратушный целиком и полностью отдается на служение Господу. С этого времени он начинает проводить духовные беседы с чтением Евангелия у себя на дому. Причем эти беседы проходили в свободное от православного богослужения время, чтобы не вызвать подозрений со стороны православной церкви. Люди жадно и с наслаждением слушали Слово Божие, которое проникало в их сердце и разум и изменяло их образ жизни. Они постепенно переставали пьянствовать, заниматься непристойными делами и становились совсем другими людьми. Число уверовавших росло. На собраниях они читали Евангелие и пели церковные псалмы. Верующие по Евангелию или, как они называли себя, "евангельское братство", иначе - "братство людей Божиих", вскоре окончательно отошли от православия. Пробуждение коснулось и других мест: Игнатовки, находящейся в семи верстах от Основы, Ряснополья - в шести верстах и т. д. Таким образом, Основа оказалась стихийно в центре евангельского движения на Украине, и сюда тянулись верующие из близлежащих селений.
Верующие во Христа в Основе составляли в это время уже вполне организованную общину - церковь, во главе которой стоял горячо любящий Господа и народ Его Михаил Тимофеевич Ратушный. Односельчане не узнавали его. После обращения к Богу он начал вести совсем иную жизнь, не похожую на прежнюю. У него появилось сильное желание проповедовать Слово Божие грешникам. Получив радость спасения в Боге, он не мог не делиться своей радостью с окружающими его людьми.
Прямой и стойкий в своих убеждениях он оказывал большое влияние на односельчан. Не взирая на невзгоды и трудности жизни, он появлялся среди людей всегда нежный и улыбающийся, готовый без устали свидетельствовать о Христе как о своем личном Спасителе.
Говорил Ратушный живо и очень вдохновенно. Люди с большим вниманием и интересом слушали его. Тот, кто видел его в первый раз, и не подозревал, что перед ним простой крестьянин, выучившийся самостоятельно грамоте, чтобы без посторонней помощи читать Слово Божие. Православные священники поражались его знаниям Священного Писания и полагали, что он имеет хорошее богословское образование. В беседах с ними Ратушный, подобно ветхозаветному пророку, твердо и решительно обличал духовенство за безнравственность и корыстолюбие.
Местные духовные и гражданские власти не могли не обратить внимание на тот факт, что люди идут к нему и что желающих слушать Евангелие становилось все больше и больше. Они чинили всевозможные препятствия.
Михаил Ратушный вместе с другими братьями посещал Карла Бонекемпера, приехавшего в 1867 году в колонию Рорбах.
Бонекемпер объединил вокруг себя всех принявших евангельскую истину. Этот проповедник Евангелия был очень ласков и всегда готов помочь нуждающимся. Он проводил с братьями, в том числе и с Ратушным, беседы и давал им книги.
Известно, что в том же 1867 году в Основу приезжал другой пламенный проповедник Евангелия в южной России Иван Григорьевич Рябошапка из Любомирки. Его желанием было познакомиться с верующими этой местности. В это время в Основе и хуторе Михайловском совместно насчитывалось более трехсот членов церкви. О Рябошапке местные верующие уже слышали, что он являлся горячим и неутомимым свидетелем Христовой правды. Они знали также, что у себя в Любомирке он не только проповедовал Слово Божие, но и крестил, хоронил умерших, совершал вечерю Господню. Основские и Михайловские верующие горячо полюбили этого на редкость одаренного благовестника из соседнего Елисаветградского уезда.
Дело Божие на Херсонщине росло, крепло и процветало. Господь по милости Своей прилагал спасаемых к церкви. При одном из арестов участников собрания в доме Ратушного, кроме односельчан деревни Основа, находились крестьяне Херсонского уезда, мещане самого Херсона и с Бессарабии, селяне с Таврии и Черниговщины. Все это свидетельствовало о жажде живых слов Евангелия среди разных слоев общества, что не давало покоя представителям самодержавия. М. Т. Ратушный был в их глазах главным виновником в "распространении штунды". Его трижды - в 1865, 1867 и 1868 годах - арестовывали, судили, заключали в тюрьму.
В 1869 году Ратушного посетил херсонский губернатор и долго беседовал с ним по вопросам веры. Во время беседы М. Ратушный безбоязненно рассказал губернатору, как он пришел к живой вере во Христа как своего личного Спасителя. Губернатора поразила его преданность делу Евангелия. После этой встречи архиепископ Дмитрий призвал к себе Ратушного и предложил ему возвратиться в лоно православной церкви и занять место священника, на что последний не согласился. Ратушный оставался и впредь верным своему Господу и Его учению, но крещения по вере он пока еще не принимал.
Крещение он принял 8 июня 1871 года, будучи сорока лет от роду. Этот святой акт совершил над ним его друг и брат во Христе И. Г. Рябошапка из Любомирки. Вместе с Ратушным крестились еще 48 душ, живших в Одесском уезде. Сам же Рябошапка был крещен Ефимом Цимбалом в апреле 1870 года.
После принятия крещения Ратушный был избран пресвитером общины в своей деревне Основа.
Церковь в деревне Основа росла, но вместе с принявшими крещение в нее входили и такие члены, которые воздерживались принимать крещение. Последние считали, что крещение, принятое в младенческом возрасте, является действительным и перекрещиваться не нужно. К непринявшим крещение среди руководителей евангельского движения на Украине относятся Балабан (Витенко), Стригун и др. По свидетельству историка Рождественского, Балабан даже организовал в Основе вторую общину, состоящую из тех, кто не считал необходимым принимать крещение по вере.
М. Т. Ратушный как пресвитер пользовался уважением верующих. Он делал все для того, чтобы Христос сиял в жизни каждого чада Божия. Он часто давал необходимые советы и наставления верующим. В одном из своих посланий единоверцам в 1872 году он писал: "Желаем вам, чтобы вы имели мир Божий между собой, и Бог будет почивать в вас; чтобы вы имели те же чувствования, какие и в Иисусе Христе, а особенно, чтобы вы бодрствовали в молитвах".
В 1881 году Иван Рябошапка и Михаил Ратушный подавали прошение о пользовании правами, закрепленными за баптистами "маковским циркуляром". Этот закон был дан в основном для немцев баптистов в России, но составлен так, что мог распространяться и на русских баптистов. Рябошапка ходатайствовал от имени 278 душ верующих, а Ратушный - от 612. Но эти ходатайства были напрасны. В это время входил уже в силу К. П. Победоносцев, пришедший к власти в 1880 году. Став обер-прокурором святейшего синода, Победоносцев поставил конкретную задачу прекращения распространения баптизма в России.
Эпоха Победоносцева характеризуется сильными гонениями на русских баптистов. Эта эпоха длилась четверть столетия, вплоть до 1905 года, пока Победоносцев не ушел в отставку. Несмотря на всю тяжесть победоносцевского периода, именно в это время происходят первые совещания верующих евангельско-баптистского направления.
М. Ратушный вместе с И. Рябошапкой участвовал во всех важных мероприятиях верующих в нашей стране. Как представитель от баптистов южной России он принимал участие в работе конференции верующих евангельского исповедания, проходившей 21 - 22 мая 1882 года в колонии Рюккенау Бердянского уезда Таврической губернии. Среди съехавшихся было 55 немецких, 13 украинских и 4 русских делегата. Руководил конференцией всем известный Иоганн Вилер. На конференции присутствовали также Иван Рябошапка и Иван Рыбалко из Любомирки, Трифон Хлыстун из Карловки, Григорий Кушнеренко с Баштанки (Херсонщины), Павло Перетяткин и Яков Сарана и другие. Российское баптистское движение на Кавказе представляли собой братья - Андрей Мазаев и Егор Богданов из Тифлиса, Иосиф Сергеев из Владикавказа и Минай Ханин из Астрахани.
На этой конференции М. Ратушный представлял 120 членов своего района. В ходе конференции он сообщил о замеченных недостатках при посещении им окрестных мест: о разногласиях между братьями и о причинах, их порождающих. Ратушный внес предложение съезду - чаще посещать верующих, наставлять их и призывать к единству согласно учению Евангелия.
М. Т. Ратушный был также делегатом Всероссийского съезда евангельских христиан, созванного по инициативе В. А. Пашкова и графа М. М. Корфа в С-Петербурге 1 - 5 апреля 1884 года. На этом съезде присутствовали представители от русских и немецких баптистских общин. Целью съезда являлось объединение всех верующих евангельских направлений. И хотя не было достигнуто ожидаемого результата, собрания носили сердечный и назидательный характер.
После этих съездов Ратушный с еще большей ревностью продолжал дело Божие. Он благодарил Господа за результаты расширения шатров любви Его.
М. Т. Ратушный был делегатом и Первого съезда русских баптистов в Нововасильевке Бердянского уезда Таврической губернии. Этот съезд проходил 30 апреля - 1 мая 1884 года. Председателем был вновь Иоганн Вилер.
Съезд объединил всех русских баптистов и имел огромное значение для дальнейшего развития всего евангельско-баптистского движения в России, так как на нем впервые были выработаны и оформлены нормы религиозной жизни, которые при дальнейшем развитии послужили основой и для внутренних взаимоотношений членов общин и общин между собой.
Главное значение съезда состояло в том, что на нем был основан Союз русских баптистов.
Михаил Тимофеевич Ратушный был рекомендован съездом "для деятельности в Слове Божием" в родную Херсонскую губернию, в уезды - Одесский, Ананьевский и Херсонский. И. Рябошапка был направлен для евангелизации в Киевскую губернию.
В. Г. Павлов был избран благовестником всего Союза баптистов.
3-й Всероссийский съезд евангельских христиан явился для М. Т. Ратушного последним съездом в его жизни. Съезд проходил в Петербурге в 1911 году. Ему тогда шел 81 год. О его внешности сообщалось так: "Глубокий старик, среднего роста, с совершенно седой небольшой бородкой, с седоватыми волосами, с высоким лбом и умными серыми глазами".
На съезде он много беседовал с братьями и радовался успехам благовестия в России.
М. Ратушного знали как глубоко верующего человека, посвятившего всю жизнь делу благовестия Царствия Божия своему родному народу.
Жизнь Михаила Тимофеевича проходила на Херсонщине в дорогой для него Основе. Он любил свою деревню, любил людей, и люди тянулись к нему, желая слышать "что-нибудь божественное".
29 июля 1913 года по поручению И. С. Проханова его посетил брат М. Я. Добржанский из Петербурга. Добржанский писал, что М. Т. Ратушный очень обрадовался, когда узнал, что он из Петербурга. "Благодарю Господа и благодарю братьев", - сказал он. На лице у него был отпечаток мира, радости и полной покорности Богу. В это время ему шел уже 83-й год, но он выглядел еще сравнительно бодрым: ходил без палки, видел довольно хорошо.
Добржанский с радостью отмечает: "В нем чудный пример для многих: быть всем довольным и всегда радоваться в Господе".
Нам неизвестно, долго ли еще жил М. Т. Ратушный, но достоверно известно, что умер он в той же Основе, где прожил всю жизнь.
Он и до самой смерти оставался верен Господу.
В заключение мы можем сказать: сложна и продолжительна была жизнь этого свидетеля Христова, тяжела эпоха, в которую он жил, но мы радуемся, что ни скорби, ни мучения, ни сама смерть - ничто не смогло отлучить его от любви Божией - Рим. 8, 39.
Сайт Вероучения РС ЕХБС пятнадцати лет его отдали учиться к сапожнику Онищенко, жившему по соседству с Ратушными. Об этом моменте жизни Михаил Тимофеевич вспоминал впоследствии как о великом предвидении Божием.
Будучи сапожником, Онищенко ходил на заработки во многие немецкие колонии Херсонщины, где встречался с верующими реформаторами-пиетистами, целью которых являлось достижение высшей чистоты, святости и благочестия. Новое заметное духовное пробуждение началось с 1856 года в колонии Рорбах, находящейся в тринадцати верстах от Основы. Оттуда оно стало распространяться в соседние колонии - Вормс, Еганесталь, Комиссаровку, Елененсталь и другие. Верующие этих колоний призывали и Онищенко к обращению на евангельский путь, к святой и богоугодной жизни.
Приходя домой, Онищенко делился с Ратушным своими впечатлениями от бесед с немецкими верующими, много говорил о Христе как Сыне Божием, приходившем на нашу землю для спасения грешников. Между Онищенко и Ратушным возникали "живые религиозные беседы", часто длившиеся до поздней ночи. Вместе они читали Евангелие, подробно останавливались на вопросах спасения по благодати через веру. Нет сомнения в том, что и начальной грамоте Ратушный обучился у своего наставника Онищенко, который был старше его на пятнадцать лет. Сам же Онищенко не только научился самостоятельно читать и писать, но и хорошо понимал немецкий язык, на котором колонисты объясняли Священное Писание.
Постепенно Ратушный и сам стал посещать эти колонии, вначале с Онищенко, а затем с другими своими единомышленниками.
Священник А. Рождественский, занимавшийся историей возникновения штундизма на юге России, пишет, что М. Т. Ратушный вместе с Балабаном (Витенко), Капустяном и Осадчим ездили вколонию Рорбах на "религиозные беседы немца штундиста Кепеля". Однако они не ограничивались только беседами, но посещали также и "библейские часы", по-немецки - "бибельштунден".
Дружба Ратушного с Онищенко поддерживалась долгие годы. Сам Онищенко дорожил этой дружбой и часто говорил, что "Бог дал ему свет, а Михаиле (Ратушному) разум".
С 1861 года - года отмены крепостного права - М. Т. Ратушный целиком и полностью отдается на служение Господу. С этого времени он начинает проводить духовные беседы с чтением Евангелия у себя на дому. Причем эти беседы проходили в свободное от православного богослужения время, чтобы не вызвать подозрений со стороны православной церкви. Люди жадно и с наслаждением слушали Слово Божие, которое проникало в их сердце и разум и изменяло их образ жизни. Они постепенно переставали пьянствовать, заниматься непристойными делами и становились совсем другими людьми. Число уверовавших росло. На собраниях они читали Евангелие и пели церковные псалмы. Верующие по Евангелию или, как они называли себя, "евангельское братство", иначе - "братство людей Божиих", вскоре окончательно отошли от православия. Пробуждение коснулось и других мест: Игнатовки, находящейся в семи верстах от Основы, Ряснополья - в шести верстах и т. д. Таким образом, Основа оказалась стихийно в центре евангельского движения на Украине, и сюда тянулись верующие из близлежащих селений.
Верующие во Христа в Основе составляли в это время уже вполне организованную общину - церковь, во главе которой стоял горячо любящий Господа и народ Его Михаил Тимофеевич Ратушный. Односельчане не узнавали его. После обращения к Богу он начал вести совсем иную жизнь, не похожую на прежнюю. У него появилось сильное желание проповедовать Слово Божие грешникам. Получив радость спасения в Боге, он не мог не делиться своей радостью с окружающими его людьми.
Прямой и стойкий в своих убеждениях он оказывал большое влияние на односельчан. Не взирая на невзгоды и трудности жизни, он появлялся среди людей всегда нежный и улыбающийся, готовый без устали свидетельствовать о Христе как о своем личном Спасителе.
Говорил Ратушный живо и очень вдохновенно. Люди с большим вниманием и интересом слушали его. Тот, кто видел его в первый раз, и не подозревал, что перед ним простой крестьянин, выучившийся самостоятельно грамоте, чтобы без посторонней помощи читать Слово Божие. Православные священники поражались его знаниям Священного Писания и полагали, что он имеет хорошее богословское образование. В беседах с ними Ратушный, подобно ветхозаветному пророку, твердо и решительно обличал духовенство за безнравственность и корыстолюбие.
Местные духовные и гражданские власти не могли не обратить внимание на тот факт, что люди идут к нему и что желающих слушать Евангелие становилось все больше и больше. Они чинили всевозможные препятствия.
Михаил Ратушный вместе с другими братьями посещал Карла Бонекемпера, приехавшего в 1867 году в колонию Рорбах.
Бонекемпер объединил вокруг себя всех принявших евангельскую истину. Этот проповедник Евангелия был очень ласков и всегда готов помочь нуждающимся. Он проводил с братьями, в том числе и с Ратушным, беседы и давал им книги.
Известно, что в том же 1867 году в Основу приезжал другой пламенный проповедник Евангелия в южной России Иван Григорьевич Рябошапка из Любомирки. Его желанием было познакомиться с верующими этой местности. В это время в Основе и хуторе Михайловском совместно насчитывалось более трехсот членов церкви. О Рябошапке местные верующие уже слышали, что он являлся горячим и неутомимым свидетелем Христовой правды. Они знали также, что у себя в Любомирке он не только проповедовал Слово Божие, но и крестил, хоронил умерших, совершал вечерю Господню. Основские и Михайловские верующие горячо полюбили этого на редкость одаренного благовестника из соседнего Елисаветградского уезда.
Дело Божие на Херсонщине росло, крепло и процветало. Господь по милости Своей прилагал спасаемых к церкви. При одном из арестов участников собрания в доме Ратушного, кроме односельчан деревни Основа, находились крестьяне Херсонского уезда, мещане самого Херсона и с Бессарабии, селяне с Таврии и Черниговщины. Все это свидетельствовало о жажде живых слов Евангелия среди разных слоев общества, что не давало покоя представителям самодержавия. М. Т. Ратушный был в их глазах главным виновником в "распространении штунды". Его трижды - в 1865, 1867 и 1868 годах - арестовывали, судили, заключали в тюрьму.
В 1869 году Ратушного посетил херсонский губернатор и долго беседовал с ним по вопросам веры. Во время беседы М. Ратушный безбоязненно рассказал губернатору, как он пришел к живой вере во Христа как своего личного Спасителя. Губернатора поразила его преданность делу Евангелия. После этой встречи архиепископ Дмитрий призвал к себе Ратушного и предложил ему возвратиться в лоно православной церкви и занять место священника, на что последний не согласился. Ратушный оставался и впредь верным своему Господу и Его учению, но крещения по вере он пока еще не принимал.
Крещение он принял 8 июня 1871 года, будучи сорока лет от роду. Этот святой акт совершил над ним его друг и брат во Христе И. Г. Рябошапка из Любомирки. Вместе с Ратушным крестились еще 48 душ, живших в Одесском уезде. Сам же Рябошапка был крещен Ефимом Цимбалом в апреле 1870 года.
После принятия крещения Ратушный был избран пресвитером общины в своей деревне Основа.
Церковь в деревне Основа росла, но вместе с принявшими крещение в нее входили и такие члены, которые воздерживались принимать крещение. Последние считали, что крещение, принятое в младенческом возрасте, является действительным и перекрещиваться не нужно. К непринявшим крещение среди руководителей евангельского движения на Украине относятся Балабан (Витенко), Стригун и др. По свидетельству историка Рождественского, Балабан даже организовал в Основе вторую общину, состоящую из тех, кто не считал необходимым принимать крещение по вере.
М. Т. Ратушный как пресвитер пользовался уважением верующих. Он делал все для того, чтобы Христос сиял в жизни каждого чада Божия. Он часто давал необходимые советы и наставления верующим. В одном из своих посланий единоверцам в 1872 году он писал: "Желаем вам, чтобы вы имели мир Божий между собой, и Бог будет почивать в вас; чтобы вы имели те же чувствования, какие и в Иисусе Христе, а особенно, чтобы вы бодрствовали в молитвах".
В 1881 году Иван Рябошапка и Михаил Ратушный подавали прошение о пользовании правами, закрепленными за баптистами "маковским циркуляром". Этот закон был дан в основном для немцев баптистов в России, но составлен так, что мог распространяться и на русских баптистов. Рябошапка ходатайствовал от имени 278 душ верующих, а Ратушный - от 612. Но эти ходатайства были напрасны. В это время входил уже в силу К. П. Победоносцев, пришедший к власти в 1880 году. Став обер-прокурором святейшего синода, Победоносцев поставил конкретную задачу прекращения распространения баптизма в России.
Эпоха Победоносцева характеризуется сильными гонениями на русских баптистов. Эта эпоха длилась четверть столетия, вплоть до 1905 года, пока Победоносцев не ушел в отставку. Несмотря на всю тяжесть победоносцевского периода, именно в это время происходят первые совещания верующих евангельско-баптистского направления.
М. Ратушный вместе с И. Рябошапкой участвовал во всех важных мероприятиях верующих в нашей стране. Как представитель от баптистов южной России он принимал участие в работе конференции верующих евангельского исповедания, проходившей 21 - 22 мая 1882 года в колонии Рюккенау Бердянского уезда Таврической губернии. Среди съехавшихся было 55 немецких, 13 украинских и 4 русских делегата. Руководил конференцией всем известный Иоганн Вилер. На конференции присутствовали также Иван Рябошапка и Иван Рыбалко из Любомирки, Трифон Хлыстун из Карловки, Григорий Кушнеренко с Баштанки (Херсонщины), Павло Перетяткин и Яков Сарана и другие. Российское баптистское движение на Кавказе представляли собой братья - Андрей Мазаев и Егор Богданов из Тифлиса, Иосиф Сергеев из Владикавказа и Минай Ханин из Астрахани.
На этой конференции М. Ратушный представлял 120 членов своего района. В ходе конференции он сообщил о замеченных недостатках при посещении им окрестных мест: о разногласиях между братьями и о причинах, их порождающих. Ратушный внес предложение съезду - чаще посещать верующих, наставлять их и призывать к единству согласно учению Евангелия.
М. Т. Ратушный был также делегатом Всероссийского съезда евангельских христиан, созванного по инициативе В. А. Пашкова и графа М. М. Корфа в С-Петербурге 1 - 5 апреля 1884 года. На этом съезде присутствовали представители от русских и немецких баптистских общин. Целью съезда являлось объединение всех верующих евангельских направлений. И хотя не было достигнуто ожидаемого результата, собрания носили сердечный и назидательный характер.
После этих съездов Ратушный с еще большей ревностью продолжал дело Божие. Он благодарил Господа за результаты расширения шатров любви Его.
М. Т. Ратушный был делегатом и Первого съезда русских баптистов в Нововасильевке Бердянского уезда Таврической губернии. Этот съезд проходил 30 апреля - 1 мая 1884 года. Председателем был вновь Иоганн Вилер.
Съезд объединил всех русских баптистов и имел огромное значение для дальнейшего развития всего евангельско-баптистского движения в России, так как на нем впервые были выработаны и оформлены нормы религиозной жизни, которые при дальнейшем развитии послужили основой и для внутренних взаимоотношений членов общин и общин между собой.
Главное значение съезда состояло в том, что на нем был основан Союз русских баптистов.
Михаил Тимофеевич Ратушный был рекомендован съездом "для деятельности в Слове Божием" в родную Херсонскую губернию, в уезды - Одесский, Ананьевский и Херсонский. И. Рябошапка был направлен для евангелизации в Киевскую губернию.
В. Г. Павлов был избран благовестником всего Союза баптистов.
3-й Всероссийский съезд евангельских христиан явился для М. Т. Ратушного последним съездом в его жизни. Съезд проходил в Петербурге в 1911 году. Ему тогда шел 81 год. О его внешности сообщалось так: "Глубокий старик, среднего роста, с совершенно седой небольшой бородкой, с седоватыми волосами, с высоким лбом и умными серыми глазами".
На съезде он много беседовал с братьями и радовался успехам благовестия в России.
М. Ратушного знали как глубоко верующего человека, посвятившего всю жизнь делу благовестия Царствия Божия своему родному народу.
Жизнь Михаила Тимофеевича проходила на Херсонщине в дорогой для него Основе. Он любил свою деревню, любил людей, и люди тянулись к нему, желая слышать "что-нибудь божественное".
29 июля 1913 года по поручению И. С. Проханова его посетил брат М. Я. Добржанский из Петербурга. Добржанский писал, что М. Т. Ратушный очень обрадовался, когда узнал, что он из Петербурга. "Благодарю Господа и благодарю братьев", - сказал он. На лице у него был отпечаток мира, радости и полной покорности Богу. В это время ему шел уже 83-й год, но он выглядел еще сравнительно бодрым: ходил без палки, видел довольно хорошо.
Добржанский с радостью отмечает: "В нем чудный пример для многих: быть всем довольным и всегда радоваться в Господе".
Нам неизвестно, долго ли еще жил М. Т. Ратушный, но достоверно известно, что умер он в той же Основе, где прожил всю жизнь.
Он и до самой смерти оставался верен Господу.
В заключение мы можем сказать: сложна и продолжительна была жизнь этого свидетеля Христова, тяжела эпоха, в которую он жил, но мы радуемся, что ни скорби, ни мучения, ни сама смерть - ничто не смогло отлучить его от любви Божией - Рим. 8, 39.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий