К структурному размежеванию верующих привели разногласия по поводу спорных реформ, которые затеял в баптистских церквах местный духовный лидер Малхаз Сонгулашвили и его сторонники. После распада СССР в бывших советских республиках резко усилились тенденции к закреплению национальной государственности и культурной самобытности. Сонгулашвили, избранный с середины 90-х на пост председателя баптистского Союза, активно выступил с инициативой реформирования церквей. Коль большинство населения Грузии отождествляет себя с православием и родственными ему конфессиями, то, по мнению проповедника, и баптистские церкви должны стоять ближе к национальной культуре и религии.
Баптистские богослужебные собрания стали меняться самым кардинальным образом. Служители переодевались в специальные церковные облачения. На авансцене молитвенного дома воздвигались кресты, стены украсились иконами современного письма. В руках у прихожан появились свечи. В Пасхальные дни часть баптистов во главе с Малхазом Сонгулашвили стала участвовать вместе с православными в Крестном праздничном ходе на улицах Тбилиси. Совместные зрелищные религиозные действа часто транслировались по центральному телевидению Грузии.
Новшества подобного рода не могли не вызвать переполох в рядах баптистов-ортодоксалов. Ведь известно, что баптисты свои традиции, свободные от излишних обрядов и культовых предметов, формировали, исходя из слов Христа: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Да к тому же в генетической памяти баптистов сохранились воспоминания о преследованиях за отказ от иконопочитания и обрядоверия.
«Введение внешних атрибутов и ритуалов – это еще не так опасно. С этим еще можно было смириться, – сказал давний друг грузинских баптистов, бывший председатель Союза ЕХБ Белоруссии, Александр Фирисюк. – Наибольшее беспокойство, брожение и разлад были вызваны заметным снижением норм христианской этики. Слишком вольное отношение между полами в молодежной среде. Неблагоговейное поведение молодежи во время причастия. Таинство причастия приобрело открытый характер. Любой человек, зашедший прямо с улицы, без всякой подготовки, мог участвовать в нем».
Не обращая внимания на всевозможные толки, сторонники нововведений пошли дальше. Со временем баптистские общины облетела новость: Малхаз Сонгулашвили именуется теперь архиепископом и главой церкви ЕХБ Грузии, а его племянница, Русудан Гоциридзе, лингвист и теолог по образованию, возведена в сан епископа Евангельской христианской церкви Грузии (харизматическая община). Женский епископат, как известно, решительно не приемлют православные, католики и подавляющее большинство протестантов. Баптисты России и сопредельных стран также считают это нарушением учения Библии. Да и слова «епископ», «глава» для традиционных баптистов являются по сути чужеродными.
Понимая, что столь небывалые инновации ведут к углублению конфликта с ортодоксальными единоверцами, зачинщики преобразований вывели своих последователей из Евроазиатской Федерации Союзов ЕХБ (объединение баптистов из бывших республик СССР), но сохранили членство в Европейской Федерации и Всемирном Союзе баптистов. Кстати сказать, руководство ЕБФ не увидело ничего предосудительного в деяниях грузинских реформаторов, отнеся данную ситуацию к специфическим особенностям национального развития церквей. Грузию неоднократно посещал президент ЕБФ Карл Хайнц Вальтер. Побывав на необычном баптистском богослужении, представлявшем собой причудливую смесь архаики и модернизма, он выразил лишь свое восхищение новаторскими начинаниями. И даже посоветовал инокомыслящим баптистам последовать их примеру.
Баптисты, несогласные с преобразованиями на столь эклектичный лад, после многолетних споров, острых дискуссий и рассуждений решили сформировать новое объединение с полным сохранением баптистских традиций и принципов.
«Наши церкви прошли через тяжелые переживания и потрясения. Уже лет пять тому назад братья и сестры, воспитанные в твердых евангельских убеждениях, фактически сплотились вместе, – говорил на учредительном съезде пастор Леван Ахалмосушвили. – Теперь настало время утвердить другой Устав, другую структуру в целях укрепления исторической баптистской преемственности».
Ряд положений нового Устава как раз направлен на предотвращение развития иерархической модели управления церквами, на ограничение власти того или иного духовного служителя. Совет Союза будет строго подотчетен расширенному Совету пресвитеров и диаконов поместных церквей. А все важнейшие вопросы будут решаться на общих съездах, как это и принято в мировом баптистском сообществе.
Председателем Союза был избран сорокалетний Вэпхо Цимакуридзе, а его первым помощником Леван Ахалмосушвили, пастор и врач-хирург, основатель клиники для малоимущих слоев населения.
Новое грузинское объединение баптистов было принято в состав Ероазиатской Федерации Союзов ЕХБ. На съезде присутствовали ответственные служители Союзов из девяти республик, за исключением Киргизии, Туркмении и Армении.
Неслучайно созыв съезда был приурочен к исторической общебаптистской дате: 145-летию зарождения баптистского движения в Российской империи. На территории Грузии в 1867 году в Тифлисе заявили о себе первые последователи евангельско-баптистского вероучения. Грузинские делегаты и гости из России представили на этом форуме доклады с экскурсом в историю отечественного баптизма.
«Нынешний съезд на прекрасной грузинской земле – это продолжение духовного процесса, начатого еще в 1867 году, это возврат к истокам, – сказал Алексей Смирнов, председатель Евроазиатской Федерации, он же руководитель Российского Союза ЕХБ. – Христиане-баптисты – народ, стремящийся к организованности. Но наша главная ценность – не хорошо разработанные Уставы и Союзы, а любовь Христова, которая побуждает нас, по слову апостола Павла, ''искать единства духа в союзе мира''».
Источник: Владимир Попов, «Миссионерские вести»
Баптистские богослужебные собрания стали меняться самым кардинальным образом. Служители переодевались в специальные церковные облачения. На авансцене молитвенного дома воздвигались кресты, стены украсились иконами современного письма. В руках у прихожан появились свечи. В Пасхальные дни часть баптистов во главе с Малхазом Сонгулашвили стала участвовать вместе с православными в Крестном праздничном ходе на улицах Тбилиси. Совместные зрелищные религиозные действа часто транслировались по центральному телевидению Грузии.
Новшества подобного рода не могли не вызвать переполох в рядах баптистов-ортодоксалов. Ведь известно, что баптисты свои традиции, свободные от излишних обрядов и культовых предметов, формировали, исходя из слов Христа: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Да к тому же в генетической памяти баптистов сохранились воспоминания о преследованиях за отказ от иконопочитания и обрядоверия.
«Введение внешних атрибутов и ритуалов – это еще не так опасно. С этим еще можно было смириться, – сказал давний друг грузинских баптистов, бывший председатель Союза ЕХБ Белоруссии, Александр Фирисюк. – Наибольшее беспокойство, брожение и разлад были вызваны заметным снижением норм христианской этики. Слишком вольное отношение между полами в молодежной среде. Неблагоговейное поведение молодежи во время причастия. Таинство причастия приобрело открытый характер. Любой человек, зашедший прямо с улицы, без всякой подготовки, мог участвовать в нем».
Не обращая внимания на всевозможные толки, сторонники нововведений пошли дальше. Со временем баптистские общины облетела новость: Малхаз Сонгулашвили именуется теперь архиепископом и главой церкви ЕХБ Грузии, а его племянница, Русудан Гоциридзе, лингвист и теолог по образованию, возведена в сан епископа Евангельской христианской церкви Грузии (харизматическая община). Женский епископат, как известно, решительно не приемлют православные, католики и подавляющее большинство протестантов. Баптисты России и сопредельных стран также считают это нарушением учения Библии. Да и слова «епископ», «глава» для традиционных баптистов являются по сути чужеродными.
Понимая, что столь небывалые инновации ведут к углублению конфликта с ортодоксальными единоверцами, зачинщики преобразований вывели своих последователей из Евроазиатской Федерации Союзов ЕХБ (объединение баптистов из бывших республик СССР), но сохранили членство в Европейской Федерации и Всемирном Союзе баптистов. Кстати сказать, руководство ЕБФ не увидело ничего предосудительного в деяниях грузинских реформаторов, отнеся данную ситуацию к специфическим особенностям национального развития церквей. Грузию неоднократно посещал президент ЕБФ Карл Хайнц Вальтер. Побывав на необычном баптистском богослужении, представлявшем собой причудливую смесь архаики и модернизма, он выразил лишь свое восхищение новаторскими начинаниями. И даже посоветовал инокомыслящим баптистам последовать их примеру.
Баптисты, несогласные с преобразованиями на столь эклектичный лад, после многолетних споров, острых дискуссий и рассуждений решили сформировать новое объединение с полным сохранением баптистских традиций и принципов.
«Наши церкви прошли через тяжелые переживания и потрясения. Уже лет пять тому назад братья и сестры, воспитанные в твердых евангельских убеждениях, фактически сплотились вместе, – говорил на учредительном съезде пастор Леван Ахалмосушвили. – Теперь настало время утвердить другой Устав, другую структуру в целях укрепления исторической баптистской преемственности».
Ряд положений нового Устава как раз направлен на предотвращение развития иерархической модели управления церквами, на ограничение власти того или иного духовного служителя. Совет Союза будет строго подотчетен расширенному Совету пресвитеров и диаконов поместных церквей. А все важнейшие вопросы будут решаться на общих съездах, как это и принято в мировом баптистском сообществе.
Председателем Союза был избран сорокалетний Вэпхо Цимакуридзе, а его первым помощником Леван Ахалмосушвили, пастор и врач-хирург, основатель клиники для малоимущих слоев населения.
Новое грузинское объединение баптистов было принято в состав Ероазиатской Федерации Союзов ЕХБ. На съезде присутствовали ответственные служители Союзов из девяти республик, за исключением Киргизии, Туркмении и Армении.
Неслучайно созыв съезда был приурочен к исторической общебаптистской дате: 145-летию зарождения баптистского движения в Российской империи. На территории Грузии в 1867 году в Тифлисе заявили о себе первые последователи евангельско-баптистского вероучения. Грузинские делегаты и гости из России представили на этом форуме доклады с экскурсом в историю отечественного баптизма.
«Нынешний съезд на прекрасной грузинской земле – это продолжение духовного процесса, начатого еще в 1867 году, это возврат к истокам, – сказал Алексей Смирнов, председатель Евроазиатской Федерации, он же руководитель Российского Союза ЕХБ. – Христиане-баптисты – народ, стремящийся к организованности. Но наша главная ценность – не хорошо разработанные Уставы и Союзы, а любовь Христова, которая побуждает нас, по слову апостола Павла, ''искать единства духа в союзе мира''».
Источник: Владимир Попов, «Миссионерские вести»
Российский Союз ЕХБ.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий