Пребывание в ссылке
"У тебя исчислены мои скитания, положи слезы мои в сосуд у Тебя - не в книге ли они Твоей?"
(Псалом 55,9)
Прилетев благополучно в Северо-Енисейск, милицейский "бобик" привез в милицию, где начальник над ссыльными записал о нас необходимые данные, объяснил наши обязанности и права, пообещав в понедельник ( мы прилетели в субботу) устроить на работу, где нам должны выдать денежный аванс. Я попросил его, чтобы выдали хоть несколько рублей для телеграммы домой, чтобы еще купить хлеба до понедельника. "Если же не дадите, то вынужден буду у магазина просить у людей, так как воровать я не могу". Он подумал пару минут, посмотрел в личное дело, убедился, что там есть деньги на счету и дал мне 30 рублей (каждому по 10 рублей). Но сказал, что когда я получу, чтобы возвратил. Затем отвел в общежитие, где мы получили постели, и нас троих поместили в большой "красный уголок", где было очень грязно, холодно, неуютно, как в доме, заброшенном хозяином. Я помолился и поблагодарил за все Бога. Пошел на почту, послал срочную телеграмму домой, купил хлеба и, возвращаясь, удивлялся и радовался, что могу ходить без конвоя.
В общежитии началось знакомство. Двое прилетевших со мною были среднего возраста, осужденные за злостную неуплату алиментов. Они быстро нашли по духу товарищей, а я искал верующих и не нашел, лишь узнал, что раньше тут были ссыльные верующие на золотых приисках (позднее я узнал, что там был и отец Батурина), и даже была небольшая Церковь, а сейчас никого нет. Через два дня я получил телеграфом деньги, отдал капитану милиции долг, купил себе необходимые вещи и в слезах благодарил Бога за его любовь, живущую в сердцах Божьих детей.
В ближайшее воскресенье пошли мы погулять в тайгу. Деревья начали пускать почки, и вдруг начался сильный снегопад, покрывший землю на 15-20 см . Местные жители ничуть не удивлялись, как мы, а считали это нормальным явлением. В милиции я заявил, что работать на производстве не буду, так как мне уже 68 лет. Капитан спросил: "А как будете жить? Ведь пенсию не получаете?" Я ответил, что Бог меня не оставит, что есть жена, дети и много друзей. И когда в следующий раз я пришел отмечаться, то майор спросил: " Ну что, дед, помогают тебе семья и друзья?" Я ответил: "Да" И он сказал: "Ну и слава Богу!". В общежитии ссыльные в основном были пьяницами, неработающими, полуголодные, они вели аморальную жизнь, часто дрались, и даже совершались убийства. Все это неприятно было видеть и слышать, но страха не было, и спал я спокойно. Часто шли дожди, а крыша была неисправна, и в коридоре стояла всегда лужа воды, через которую перепрыгивали. Я попросил женщину коменданта, чтоб она разрешила осмотреть крышу и заделать дырки. Она с большим удивлением разрешила, дала инструмент, и я починил крышу. Воды в коридоре больше не было. Удивлялись многие, спрашивая: "Кто ж это сделал?" Втроем мы перекололи машину дров и получили по 10 рублей денег, и еще хозяйка хорошо нас накормила. Я поспрашивал за комнату, чтобы перейти из общежития, но все отказывали, узнав, что ^я ссыльный. В гостинице тоже не было свободных мест. Я написал Лине, чтобы она не прилетала, пока я не найду квартиру. Хотя и милиция должна была дать отдельную квартиру, если приезжала жена. Когда я попросил в милиции комнату, то мне ответили: "У нас нет таких комнат, даже сотрудники некоторые ночуют в коридорах. Приезжали сюда наивные люди, обольщенные обещаниями заработать много денег, потом разочарованные с трудом уезжали обратно. Так и к нам в комнату поместили пожилого человека, приехавшего с Северного Кавказа. Переночевав, утром он говорит: "У вас тут рай". Я спрашиваю: "Какой же рай? Слышали, на втором этаже ночью ругались и дрались?" Он пояснил, что в общежитии, откуда его перевели к нам, каждую ночь обыскивают по 2-3 раза, забирают деньги, а кто не дает, того бьют и даже убивают. Я выслушал о всех ужасах и возблагодарил Бога за Его охрану. Вот в таких обстоятельствах хорошо иметь упование и веру, какая была у Давида: "Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты Господи, един Ты даешь мне жить в безопасности" (Пс.4,9).
В нашей большой комнате было очень грязно, и я предложил сделать уборку, но мои жильцы не захотели, и мне это запретили, сказав: "Пусть комендантша убирает". Но когда жильцы ушли, я вымел кучу грязи и хлама, вымыл полы. Когда они пришли, то поругали меня и высказали: "Дед, нужно ли было тебе мучиться?" Очень редко заходил капитан милиции, его окружали и задавали много вопросов. Он старался быстрее уходить. Получил я две посылки, поблагодарил Бога, угостил живущих со мною. Они мне предложили отнести посылки в кладовую комендантши, чтобы не украли. Я помолился Господу и сказал, что относить никуда не буду, а если и украдут, то не буду переживать. К удивлению, посылки никто не взял, кроме того, что я сам некоторых угостил. Пищу готовил сам, стирал, ремонтировал одежду. Когда молился, то соседи прекращали разговоры или уходили из комнаты. Были очень короткие беседы о Боге, так как жаждущих не было. Однажды я умывался в прачечной и вот слышу голос: "Мир тебе и приветствую тебя". А я спрашиваю: "Кто ты, я не узнаю тебя?" Он, улыбаясь, говорит: "Павел Шкаровский". Поприветствовались целованием, помолились Богу, и он объявил, что прилетел не один, а с Линой Ивановной, которая в аэропорту осталась с вещами. Сразу же возник вопрос: "А где жить?" В мужском общежитии не разрешают, а в гостинице мест нет, на квартиру не берут. Я обратился к своим жильцам и объяснил положение. Один из них пообещал пойти и узнать у одного человека.
Очень быстро сожилец пришел и сказал, что его знакомый согласен одну комнату сдать нам, но предупредил, что хозяин любит выпивать. А когда сосед уходил к нему, то я просил сказать хозяину, что мы люди верующие и угощать водкой не будем.
Радостная встреча с Линой уже не в лагере и не на три дня, а сколько Бог усмотрит. Приехали на квартиру, познакомились с хозяином, Василием Ивановичем. Он предоставил нам комнату, а сам перешел в кухню. Угостили его своими украинскими фруктами и овощами. Вечером помолились и пораньше легли спать, особенно устали Лина и Павлик после дальней дороги. Вдруг заходит к нам пьяный Василий Иванович и говорит мне: "Уходи в общежитие, а жена пусть остается". Я обращаюсь к нему строго и говорю: "Что это за фокусы? Если ты выгоняешь нас, то мы сейчас заберем чемоданы и выйдем на улицу". Он заругался и сказал: "Не уходите". Я уснул. Рано проснулся, а Лина говорит: "Я всю ночь не спала, так как он в кухне разговаривал, ругался". Позднее я узнал, что Василий Иванович работал ранее надзирателем среди заключенных, а сейчас уже на пенсии. Жена живет отдельно, в Красноярске.
Умылись, помолились и решили идти в тайгу и там провести день. Во время завтрака Василий Иванович замахнулся ножом на Павлика. Я схватил его за руку, отнял нож и повторил вчерашние слова. Он попросил прощения и сказал, чтобы остались жить, больше подобного повторять не будет. Тайга нас приняла гостеприимно, день был солнечный, теплый. Мы молились, пели, читали слово Бо-жие, совершили хлебопреломление, вспоминали и рассказывали пережитые радости и скорби. Вдохновенно, со слезами, спели псалом:
"Есть у птиц небесных гнезда,
Лисы в норах могут жить.
А Христу кем ярки звезды,
негде голову склонить...
Как пришлец в стране унылой,
С жаждой миру послужить.
Иисусу негде было,
В мире голову склонить..
Ходит Он теперь как нищий,
От одних дверей к другим.
Он стучится, но в жилище,
Дверь закрыта перед ним.
И никто не хочет шире,
Сердце Господу открыть.
И теперь Иисусу в мире,
Негде голову склонить.
Решили искать другую квартиру. Поздно вечером пришли на отдых, и уже хозяин не поступал, как прежде. Мы и на другой день с Павликом провели время в поисках квартиры и не нашли. Возвращаясь из аэропорта, увидели объявление, в котором сообщалось, что в поселке Тея (36 км от Северо-Енисейска) продается дом. Я записал адрес. На другой день мы с Линой поехали туда. Нашли маленький домик, хозяин которого находился в Северо-Енисейске у детей. Мы помолились, вернувшись в город, разыскали хозяев и договорились за цену, дали задаток, а они дали ключи от дома, чтобы мы жили там. Я сходил в милицию и спросил разрешения там жить, на что дали согласие. Павлик улетел самолетом, так как отпуск кончался. Мы с Линой собрали вещи, поблагодарили Василия Ивановича и сказали, что мы уезжаем в Тею. Он в растерянности просил прощения и жалел, что мы уезжаем.
Открыли двери дома , зашли, со слезами благодарности Богу за Его заботу и любовь. Домик деревянный, маленький, две комнатки и кухня, прихожая, а рядом баня, сарай, много дров и большой огород.
Еще очень хорошо, что в кухне ручной насос, которым можно качать воду из-под земли. Зимой у многих колонки перемерзали, а мы не знали никаких трудностей. В поселке было около двух тысяч жителей, в основном бывшие ссыльные и партийные начальники. Что нужно - купили, хорошо устроились, и Лина через неделю улетела на Украину, чтобы выписаться и найти деньги для покупки дома. В середине августа ко мне прилетели два сына Виктора Дубовика из Симферополя. Виктор тоже отбыл срок 5 лет. Мы радуемся, поем, благодарим Бога, заготавливаем дрова, делаем ремонт, а дьявол строит свои козни. Пришел участковый и приказал на завтра обязательно быть в милиции. Дух мне предсказывает недоброе, и еще в магазине продавщица сказала, что приезжала милиция, показывала мою фотографию и спрашивала, где я живу. На другой день явился я в кабинет ссыльных, в котором сидел человек средних лет в вольной одежде, Я поздоровался и хотел уходить, а он говорит, что знает меня и хочет побеседовать. Я понял, что это сотрудник КГБ. Он спросил: "Где Вы вчера были?" Я ответил: " Дома, лишь отлучался в магазин". Он строго и с гневом сказал: "Не обманывайте, мы вас ждали возле дома более часа". Зашел капитан милиции, и я ему говорю, что был дома весь день по улице Шоссейной 14. Он взял книгу, открыл и сказал, что они искали по улице Школьной 14. Капитан извинился, и меня отпустили. На другой же день он приехал в Тею и объявил, чтобы я переезжал в Северо-Енисейск по указанию начальства. Там они будут мне искать квартиру. Я ему напомнил, что они мне разрешили: "А теперь почему такая перемена?" Он ответил: "Так приказало начальство, чтобы вы были у нас на глазах, так как у верующих вы старший, опасный для государства человек". Договорились так, что когда они приготовят квартиру, тогда я буду переезжать. Я сообщил Лине новости телеграммой, а их друзья начали ходатайствовать, а мы с братьями пребывали в посте и молитве. И вот 19 августа, в день моего рождения, помолились Господу с благодарностью за прожитые годы, попросили благословения, и один из братьев сказал о сновидении ночью, по которому он сделал заключение, что Бог сделает так, что мы будем здесь. Поехал я в милицию, и капитан объявляет, что предыдущее решение отменила Москва, и вы уже можете там прописываться и жить. Я приехал в Тею, объявил братьям, и мы благодарили Бога в молитвах, песнопениях в сопровождении гитары.
Сообщил Лине об этой перемене, и она вскоре прилетела ко мне. Рассчитались с хозяевами за домик, прописались, купили все необходимое, сделали небольшой ремонт, заготовили дрова, купили картошки и овощей на зиму и благодарили Бога. Лина однажды высказала, что здесь, в ссылке, Господь послал нам отдых. Молились о пробуждении в поселке, начали свидетельствовать, были сочувствующие, были и противники. Стали получать много писем, бандеролей, посылок, а также начались посещения. За восемь месяцев 1988 года мы получили: 842 письма от друзей из СССР, 127 писем и открыток из-за границы, 344 новогодних поздравления, 82 с днем рождения, с праздником жатвы 44, Пасхальных 265, посылок от друзей из СССР 113, бандеролей 14, бандеролей из-за границы 34. Всего посещений было - 31. Около 60 братьев и сестер побывали у нас:
Моднов Александр и две сестры из Киселевска (Сибирь).
Дубовики Леня и Миша из Крыма.
Петерс Петр Данилович из Совета Церквей.
Хорев Вениамин из Молдавии.
Петр и Саша из Зеленокумска (Кавказ).
Шоха Рая и Зина из Крыма.
Петр и Андрей из Омской области.
Вера П., Надя 3., Аня С., Ира из г. Шахты, Ростовской области.
Сысоев Константин и Шепель Н.Е. из Черкасс (Украина).
Валовитые Люба и Даня из Запорожья.
Никитенко Александр из Рязани.
Соломон и Саша из Ташкента.
Гончаренко Аня из Харькова.
Петя, Яша, Андрей, Иван из Омской области.
Аня, Надя, Наташа Усольцева с Урала.
Антонов Павел (сын с внучкой) из Кировограда.
Жуковская Эвелина с мамой Серафимой Степановной из Ставрополя (Кавказ).
Яковенко Николай Нестерович из Мерефы (Украина).
Даша и Надя из Еланска (Сибирь).
Зеленый Степан Петрович из Рыбинска Ярославской области.
Чалдаева Варя из Томской области (Сибирь).
Борушко Григорий из Одессы.
Крекер Корней Корнеевич из Сибири.
Шива Владимир из Алма-Аты (Азия).
Вельчинский Владимир Александрович и три брата из Сибири.
Антоновы Вера и Надя (дочери) из Кировограда.
Два молодых брата из Омска.
Кабыш Николай Ильич с женой Верой Васильевной из Украины.
Шкаровский Павел из Полтавы (Украина).
Саша, Вера и Шура из Канска (Сибирь).
Баран Саша из Кызыла (Тувиния).
Волошенко Матвей из Кировограда.
Мы старались всем ответить лично на письма, по телефону, магнитофонными записями и т.д.
Мы благодарили Бога и друзей за обилие личных посещений, за посылки, бандероли, письма, открытки, магнитофонные ленты, молитвы.
Вспоминая это сейчас, благодарим Бога и всех друзей, просили и просим, чтобы Господь вознаградил вас здесь и в вечности. В утешение всем напоминаю слова Спасителя Христа: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне,...Истинно говорю вам:
Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне"(Матвея 25,34-36,40).
Первыми посетили нас Александр Моднов, пресвитер из города Кисилевска, с двумя сестричками и очень обрадовали. Молились, пели, разбирали Слово Божие, делились скорбями и радостями и очень благодарили Бога. Брат рассказал, как к ним в собрание пришел уполномоченный по делам религий и начал кричать и оскорблять за то, что не регистрируются. Братья пытались убедить, чтобы он не бесчинствовал, но он продолжал кричать. Тогда пресвитер предложил братьям записать его ругань на магнитофон. Хотя он надменно ответил: "Пишите куда хотите". Но когда включили магнитофон, то замолчал и быстро ушел с собрания. Всего за полтора года нас посетили 31 раз около 60 братьев и сестер. И все привозили какие - то подарки в виде овощей, фруктов, продуктов, которых у нас было в изобилии.
А для души и духа мы имели пожелания из Священного Писания, псалмы, магнитофонные записи.
Все это приносило нам великую радость и ободрение. Некоторые пожелания мы записывали на магнитофон. Вот одну такую запись брата Вениамина Хорева пишу:
"Дорогой Иван Яковлевич и Лина Ивановна! Пожелание хочу оставить вам из 91 псалма Давида стихи 14 и 15: " Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они и в старости плодовиты, сочны и свежи". Вот кончился третий день моего пребывания в ссылке. Скажу, что эта встреча моя была неожиданной и долгожданной.
Еще в октябре месяце со Степаном Григорьевичем Германю-ком посещали нашего брата Якова Ефремовича в далеком Заполярье, у нас было желание посетить и вас, но не получилось. Все-таки желания боящихся Он исполняет, и вот встреча состоялась четыре месяца спустя. Приглядываясь к вам, к вашей жизни в ссылке, я думал, смог ли бы я прожить в ссылке, если бы на вашем месте был папа? Я скажу, что я жалею, что в Молдавии ссылок не дают. Желание пожить в ссылке у меня было бы еще и потому, что мы знаемся с папой лишь по тюрьмам и лагерям. Самое длинное время, когда мы были вместе на свободе - это тогда, когда папа был под надзором четыре месяца. Все 21 год моей жизни прошли в разлуке. И еще, может быть, в ссылке могли бы ближе узнать друг друга. Побыть продолжительное время вместе. И поэтому такое желание было. Мне нравятся вот эти деревянные избы, леденящий лицо мороз, заснеженные сопки, зеленые ели, все это мне очень нравится. Но это'; конечно, не главное. Что я хотел особенно подчеркнуть этим местом Священного Писания, что и в старости, насажденные в доме Господнем, сочны и плодовиты. Что не только на теплом юге, но и на суровом севере, где вера испытывается суровыми, морозами, где упование проверяется одиночеством. Вот эта сочность должна быть не только на больших молодежных общениях, где можно провести беседу духовно-назидательную, но и там, где вы находитесь в одиночестве, где как добрых вестников ждете гостей к себе в избу. Возможно, вас никто не посещает, кроме писем друзей, которые со всех концов страны приходят к вам. Здесь надо сохранить упование на Бога. Прийдет и ваш долгожданный час, когда вы встретитесь с семьею,. Церковью и братством. Придет и ваш день освобождения. Вот уже, Иван Яковлевич, вам 68 лет, этот возраст близкий к старости, если уже не старческий. Юность - она воспета как цветущая. Молодежь поет гимн: "Привет вам Христово цветущее племя, Рожденное в бурях великой судьбой." А вот старость цветущая - это, согласитесь со мной, дефицит в наше время. То, что юность цветущая, так и должно быть, а вот в старости быть цветущим, сочным и плодовитым - это большой дефицит в наши дни. Таких старцев очень и очень мало. Я хочу, чтобы вы такими были, чтоб дух ваш был обогащен познанием Господа, чтобы вера ваша была, как золото, огнем очищеное, чтобы, когда вы освободитесь, вам было что сказать молодежи. И так, как 30 лет тому назад, когда вы проводили первое всесоюзное совещание молодежи у нас, в Молдавии, так и 30 лет спустя, чтобы ваш голос всегда звучал на наших молодежных общениях, и вы были до конца своей жизни, до смерти, другом молодежи, наставником, в котором нуждались и дети, и отроки, и молодежь, и старцы, и родители, в общем, - все возраста. Вот как раз таковым был Давид, и таковым был муж веры Хал ев. В 14 главе книги Иисуса Навина стих 10-11 описывается такая встреча Хале-ва с Иисусом Навиным. Халев говорит: "Итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил, уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне, теперь, вот, мне восемьдесят пять лет, но и ныне я столько же крепок, как и тогда, когда посылал меня Моисей: сколько тогда было у меня силы, столько и теперь есть для того, чтобы воевать, выходить и входить". Тогда ему было сорок пять лет. Прошло ровно сорок лет, ему сейчас восемьдесят пять лет старцу и вот он говорит, что у него столько же силы, сколько было и тогда, и сегодня он так же крепок воевать, выходить и входить. Удивительный старец, в котором и при восьмидесятипятилетнем возрасте была сила, желание воевать, вести брань Господню. Я желаю, чтобы вы были похожими на этого старца, чтобы и в восемьдесят пять лет были воином Господним, способным к браням во имя Бога, чтобы сила у вас не истощилась, чтобы вы и тогда были бы также крепки как и сорок пять лет тому назад. Есть такие старцы которые говорят: "Вот было время мы подвизались за дело Божие и мы совершали подвиги во имя Бога, мы защищали истину Господню в 60-е годы на скамье подсудимых, а теперь мы постарели, поседели. Молодежь -вам дорога вперед, за вами будущее, подвизайтесь теперь вы, у нас уже теперь сил нет." Иван Яковлевич, я хотел, чтобы вы вместе с Халевым могли сказать и в 85 лет, что силы у вас столько же. Здесь имеются не физические силы, естественно в старости они вас покинут, но сила Духа, вера, упование на Бога не истощилась, а сохранилась свежей, сочной и плодовитой. А это - самое главное, в этом секрет крепости и силы. Поэтому пусть куется ваша вера в суровых сибирских морозах, пусть дух ваш покоится на обетованиях Божьих, а мы будем молиться за вас и будем ждать вас на наших общениях молодежных, также как вас ждала молодежь 27 лет в селе Трушены в Молдавии. Ну и еще о вашей ссылке, возможно, до конца вы не досидите, хотя Бог ведает судьбами рабов Своих, и Он назначил каждому свой час. Тогда, когда вы будете освобождены из ссылки, то не проезжайте мимо Молдавии. Я думаю, что когда вы будете покидать поселок Тея Северо-Енисейского района, то вы скажете вместе с Иаковом: "Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана". Когда вас привезли в ссылку, то у вас ничего не было, кроме зэковской формы. Вы пришли как Иаков с посохом, а уйдете, возможно, с контейнером всяких вещей. Это тоже признак Господнего благословения. В заключении я хочу сказать куплет из стихотворения, который мне очень дорог:
"Кто себя для себя не берег,
Через тех прославляется Бог.
И твои не пройдут без плода,
Годы подвига, годы труда."
В начале 1988 года к нам вошли три женщины и спросили: "Вы верующие?" Мы ответили: "Да". "А мы ищем Бога и не можем Его найти", - сообщили они. Мы с радостью приняли их.
Помолились, начали беседовать о Боге, о духовной жизни, о покаянии, рождении свыше. Они начали регулярно посещать наш домик и вскоре все трое покаялись: Щербакова Анна Ивановна, Синор Галина Александровна, Нагаева Аня. Мы очень все радовались. Собрания проводили по пятницам и воскресеньям, а также и в другие дни встречались по домам, хоть и мало было нас, но Господь радовал и укреплял. Жизнь их изменилась и начала преображаться в образ Божий. Окружающие заметили это и сразу же восстали, особенно на Аню Нагаеву. Она занималась ворожбою и исцеляла некоторых больных дьявольскою силою, особенно младенцев. После уверования она отказалась от мира и перестала лечить. Люди угрожали ее побить, а меня убить, называя "баптистским попом", грозились сжечь нашу хату. Мы просили защиты у Бога, и Он нам ее посылал.
В августе 1988 года нас посетили зять Константин Сысоев и Николай Емельянович Шепель, которые совершили водное крещение всем троим женщинам. Итак, Господь образовал маленькую церковь, которую начали посещать взрослые и дети. Собрания проводили по домам, но чаще всего в нашем. По-видимому, дошло и до начальства. И вот к нам в хату зашли двое мужчин со словами: "Мир вам". Мы ответили: "С миром принимаем". Но поняли, что это неверующие. Один представился, что он уполномоченный по делам религий Красноярского края, а второй промолчал. Лина спросила: "А вы кто?" Он ничего не ответил. И Лина тогда сказала: "Ну, это работники КГБ, они всегда скрывают себя". Уполномоченный начал сразу же хвалить верующих, что мы очень честные, добрые, справедливые, трудолюбивые люди, хорошо воспитываем детей и т.п. Выслушав такие льстивые слова, я сказал им: "Я не узнаю вас. С каких пор мы стали такие хорошие для вас? Десятки лет в газетах, по радио, по телевидению нас называли врагами народа, мракобесами и тому подобными именами. Мы калечили детей, приносили в жертву, запутывали в паутину и тому подобное". Уполномоченный перебил меня и заявил, что теперь все изменилось. А мне вспомнились слова мудрого Соломона: "Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его" (Притчи 26:24 - 25).
После всех обольщений он предложил зарегистрироваться, чтобы был молитвенный дом, и люди шли с покаянием. А когда я категорически отказался, то он объявил: "Вы же здесь собираетесь, и если не зарегистрируетесь, то я сейчас пойду к членам вашего собрания, расскажу им, и они не будут ходить к вам". Беседа закончилась. Они зашли к Галине Александровне, которая раньше работала в комнате для несовершеннолетних при милиции. Она ему так мудро ответила, что к другим уже и не пошли. Собрания наши продолжались. А в милиции мне сказали, что прилетели с Красноярска товарищи и учили по-новому бороться с Богом и верующими: в тюрьмы и лагеря сажать никого не нужно, а убеждениями и силою духовною удалять Бога. Рядом сидящий майор сказал: "Как можно с Богом, который внутри верующих, бороться?" Я ответил им: "Не советую вам бороться с Богом, потому что он может умертвить вас в любое время". Через несколько дней вызвал меня начальник милиции и предложил писать о помиловании в Верховный Совет Украины, так как оттуда пришла такая бумага. Я ответил, что о помиловании писать не буду. Начальник начал кричать, с гневом угрожать, повторяя слова: "Это же Верховный Совет!" Я ответил: "Напишите, что я отказался и все, вы меня не заставите".
Через некоторое время вызвал меня районный прокурор и начал рассказывать, какая чудная природа здесь, как хорошо все для здоровья. Затем сказал, что здесь, в Шушинском, отбывал ссылку Ленин, и царь ему на питание платил 25 рублей в месяц, а по тем ценам можно было на такие деньги сразу купить корову. Я ему ответил, что Ленин добивался свержения царя, который давал такие деньги. Я ничего подобного и в мыслях не имел и 20 лет работал в лагерях, мне же и пенсию не дают, даже на хлеб. Тогда он взял из сейфа Законы и сказал, что есть закон, чтобы лагерный срок засчитывать в трудовой стаж для получения пенсии. Предложил мне оформить документы. Когда пришли в тот кабинет, то он оказался закрытым. Вернувшись в прежний кабинет, он предложил мне написать бумагу для моего освобождения. Напишите, что вы ни в чем не виновны, попросите, чтобы вас освободили. Я ему ответил, что это значит просить помилования, отказался. После этого он попросил, чтобы я никуда не писал жалобы, кроме него, и он будет защищать меня. Прошло мало времени, и я получил срочную телеграмму о том, что в Кировограде трагически погиб мой свояк, Волошенко Матвей Семенович, С большими трудностями я получил разрешение и документы, чтобы полететь на похороны. В ожидании посадки в самолет вдруг подходят работник КГБ и капитан милиции, забирают у меня билет, возвращают деньги и говорят, что мне запретила поездку Москва. Позднее я узнал, что в Москве проходила олимпиада. В огорчении я сказал, что буду жаловаться. Окружающие люди возмущались, ругали начальство, а я немного огорчился, помолился, всем простил, и Бог наполнил сердце и душу миром и любовью. Слава Ему! Дал срочную телеграмму в Кировоград и написал жалобу прокурору района, который письменно ответил, что поступили крайне несправедливо, начальник милиции наказан и впредь такое повторяться не будет. А начальник поссовета с участковым пришли в дом и сказали, что они желают помочь в наших материальных нуждах. Я ответил, что прошу, чтобы участковый не приходил к моим гостям проверять документы.
А было так. Как только приехали кто из друзей, так он является проверять паспорта. Однажды я сказал двум братьям, чтобы они не давали ему документы. А его спросил, у всех ли приезжающих он проверяет документы? Он ответил, что проверяет только у ссыльных. Братья сказали ему, что паспорта ему не дадут, а не выпуская из рук своих, покажут. После этого участковый уже больше не приходил.
Зима продолжалась 10 месяцев, а лето два - июль и август. Морозы доходили до 60 градусов, и Лина, если выходила на двор во время мороза свыше 40, то задыхалась, потому находилась в доме. Утром и вечером я топил печки, и в хате было тепло, а Лина готовила пищу и наводила порядок. Два раза у нее ночью были сердечные приступы, прекращалось дыхание, исчезал пульс, и я взывал к Богу, и Он по милости возвращал ее к жизни. Она просила меня в случае ее смерти отвезти тело и похоронить на родной Украине. О, сколько бы было трудностей перевезти ее с тремя пересадками в аэропортах.
Летом засаживали огород, и овощи были уже свои, а фрукты только привозные и очень дорогие. На праздник жатвы мы купили арбуз, а он оказался неспелый и совершенно не сладкий.
Приходили беседовать к нам разные люди: и учителя из школы, и пьяницы, и дети. Бог давал мудрости и посылал защиту. Когда Лина была в Кировограде, то в три часа ночи пьяный стучал в двери и просился на беседу. Я помолился, и Дух сказал, дверь не открывать. Когда я ему ответил, что не открою, а на беседу приходите днем, тогда он сказал: "Что, боишься?" Я ответил: "И боюсь, и не открою". Он ушел, а днем не пришел. Еще ночью стучался пьяный, но у меня был брат, гость, который вышел и ответил, что в дом его не пустят, а переспать может в сарае с сеном против дома. Погода была теплая. Утром в сарае мы обнаружили пережженные спички и удивились: как не загорелось ничего и не случился пожар?
Очень много времени у меня занимало получение писем, бандеролей, посылок и ответы на них. Посылки я привозил на санках от почты (600-700 метров). А однажды пришло 17 посылок и заведующая почты, очень добрая женщина, дала заполнять бланки, а сама нашла грузовую машину, погрузила посылки, и я привез их домой. Когда шоферу предложил три рубля, то он, к моему удивлению, сказал: "Ты что, дед, хочешь, чтоб я дал тебе по шее? Ты что, не знаешь, что мы все делаем бесплатно?" Я ответил, что не знал. Да, в основном, там жили бывшие ссыльные, и у них был заведен такой добродетельный порядок. Но Лина посоветовала угостить их медом. Я отнес литровую банку завпочтой, чтобы они попили чаю. Хотя они и отказывались, но я оставил, а вторую просил передать шоферу. Когда я был на улице, то этот шофер, останавливая машину и приветливо улыбаясь, спрашивал: "Вам ничего не нужно привезти?" Я отвечал: "Спасибо, не нужно". Летом 1987 года приехали двое мужчин и женщина, которые объявились, как представители инвентарьбюро, и один мужчина тщательно осмотрел чердаки, сараи, комнаты и даже подвал, и уехали ничего не сказав.
Получали мы много духовной литературы, которую раздавали желающим. Некоторые начальники не брали бесплатно, а платили деньги. По их понятиям нужно обязательно платить деньги за Библии и Евангелия. Приезжали иногда ссыльные из общежития Севе-ро-Енисейска. Мы их принимали, угощали, беседовали, и они уезжали.
За 18 месяцев нашего пребывания в Тее сожгли девять домов. Пожар начинался с дверей, и люди выскакивали в окна, часто в нижнем белье, спасая жизнь. А нам угрожали, что дом сожгут, но мы молились, и Бог не допустил этого. Когда я читал слова ап.Павла к Фил индийцам 4,12: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии", то думал: "Чего в изобилии не жить? А вот в скудости надо уметь". И вот, когда у нас было изобилие, то заметил, покушаешь вкусное и лишнее - уже клонит к постели отдохнуть и уснуть. Чтобы противостоять угождению греховной плоти, я стал воздерживаться от излишества пищи, так как понял ее большую опасность для духовного человека. Как всегда, мы три раза в сутки читали Слово Божие и молились, по пятницам и воскресеньям постились. После собрания в дни поста у нас проходила вечеря любви. Лина и сестры готовили пищу, и мы в простоте и веселые сердцем принимали ее с благодарением. Когда мы получили письмо от Николая Петровича Полищука, что его освободили из ссылки, то наши сестры начали молиться, чтобы меня не освобождали. Мы с Линой рассуждали: на чьи же молитвы Бог должен отвечать? На Украине молятся об освобождении, а здесь наоборот. Мы же говорили: "Да будет воля Твоя". Потом сестры поняли и сказали нам: "Мы неправильно молимся. Нужно, чтобы вас освободили, но вы не уезжали из Теи". Через некоторое время они заявили, что опять неправильно молятся. Нужно и освобождение, и поехать к семье, друзьям, а сюда чтоб Бог прислал молодого брата. Прошло немного времени, и мы' получаем письмо из Куйбышева от молодого брата Виктора, который сообщил о себе. Ему 24 года, покаялся в лагере 4 года назад, после освобождения приехал к родителям и вступил в члены регистрированного собрания. За то, что он говорил людям о Боге, на улице его отлупили. Он постился и молился, и Дух влечет его в Тею. Я ответил, чтобы он вначале приехал, побыл а потом решил. Я написал ему о трудных природных условиях, жилищных. Через малое время получил от него письмо, что он вопреки желаниям неверующих родителей выписался, рассчитался с работы и собирается ехать в Тею.
Ранней весной я как-то проснулся, а Лина тогда сказала, что она всю ночь не спала, так как собаки сильно лаяли, возможно, что где-то был пожар. Позднее выяснилось, что медведь-шатун ночью, во втором доме от кладбища, лапой выломал раму со стеклами и лез в хату. Хозяин проснулся от появления такого "гостя", схватил кастрюлю с цветами и сильно ударил его по голове. Медведь попятился, а хозяин выскочил из дома, сел в автомашину и включенными фарами отогнал зверя от дома. Тогда медведь подошел к другому дому и таким же образом влез в тот дом, где хозяин-охотник убил его из ружья. Мясо съели свиньи, а шкуру сдали в магазин и получили деньги. Рассказывали однажды жители, что медведь утащил женщину днем, когда она набирали воду в колонке. Охотники пошли по следам и нашли ее кости. Сделали засаду, когда зверь пришел доедать, его и убили. Двое детей остались сиротами. А другую женщину тоже днем утащил медведь, и охотники не нашли. Летом рыбак ловил рыбу в речке и увидел медведя, вылез на дерево. Медведь подошел, потряс дерево, а затем забрал рыбу и ушел в тайгу. Сестра Аня Нагаева, муж которой был охотником и убил 49 медведей, рассказывала, что когда она собирала ягоды в лесу, то приходил медведь несколько раз и ее не трогал, а вместе с ней собирал ягоды, она - в корзину а медведь - в рот. Она объясняла, что нападают на людей и животных только медведи-шатуны, у которых или детенышей забирали, или чем-то раздразнили. Были еще подобные события, связанные с медведями. Как-то перед вечерней молитвой Лина высказала: "А что мы будем делать, если к нам в хату полезет медведь?" Мы молились, и Бог с Ангелами охранял жилище от пожара, медведей и других опасностей.
Днем как-то на огороде я сжигал сухую траву и, вроде, везде залил водой, но ночью пришла соседка, разбудила, сказав, что из под угла дома виден огонь и дым. Я быстро оделся, затушил водою огонь. Если бы женщина нас не предупредила, то дом бы сгорел, из-за моего недосмотра. Мы очень благодарили Бога и эту семью.
В конце октября 1988 года прилетел самолетом из Куйбышева Виктор, и сестры очень обрадовались, получив ответ на молитвы. Он еще был не женатый. А 4 ноября, в пятницу вечером, во время молитвенного собрания приехал из Северо-Енисейска капитан милиции и сообщил нам, что на меня пришло освобождение и завтра я получу документы. Освободили меня по помилованию Верховного Совета СССР, а ходатайства писали какие-то комиссии. Начались сборы к отлету. Провели прощальное собрание в слезах радости и печали. Плакали и мы, и они, так как не хотелось расставаться. Записали прощальное собрание на магнитофон. Вот одна из записей. Говорит Галина Синор: "Дорогие наши друзья! Дорогой брат Иван Яковлевич и сестра Линочка! Мы благодарим из глубины души Бога и вас. Вы посланы к нам Богом. Благодарим за вашу милость, за вашу доброту, за труд, который вы совершили у нас в Тее. Бог услышал наши молитвы из наших немощных уст. Слава и хвала Господу, что Он не оставил нас, маленьких светильничков, здесь. Благодарим вас и ваших детей, внучат, родственников, всех друзей, которые присылают приветствия, письма, посылки.
Благодарим Господа за Его доброту и долготерпение к нам, недостойным. Слава и хвала, честь и поклонение Ему. Вот уезжает от нас дорогой брат Иван Яковлевич и Линочка. Мы скорбим по-человечески при этой разлуке. Благослови их и всех родственников, и друзей. Пошли им телесных и духовных сил, чтобы они могли служить Тебе верно и неизменно до самой смерти. Я хочу оставить вам на память такой псалом:
"Господь и Бог мой, Ты со мною.
Твоим дыханьем я живу.
И трепетной своей душою,
Тебя повсюду узнаю.
Пойду ль я в лес
Иль выйду в поле,
Услышу ль пенье соловья.
Иль рокот ветра на просторе,
Везде видна рука Твоя.
Она видна в улыбке детской,
В мерцаньи звезд, в сиянии дня.
В разумной мысли, в стуке сердца,
Везде видна рука Твоя.
И это счастье видеть всюду,
Твои следы, Твое тепло.
Благодарить Тебя я буду,
За жизнь, за счастье, за добро!"
Спели несколько псалмов, особенно со срезами: "Вышел я на новую дорогу." Обещали молиться друг за друга и иметь общение письмами, а если возможно, и личными посещениями. Брат Николай Нестерович Яковенко из Мерефы при посещении написал хорошее стихотворение 22.10.1988 года. Текст из Писания: " Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих. Но быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел." 2 Тим. 1,16-17.
Меня не тянет на курорты,
Я ехать в Ялту не хочу,
Туда, где серые медведи,
Я к нашим братьям улечу,
Туда, где сильные морозы,
Где ссыльным братьям нелегко.
Они от Родины далеко:
Антонов, Бойко и Пушков.
Прямого нету самолета,
И нет билета на транзит,
Но мысль моя за Енисеем,
Она над трудностью парит.
Они свободу отстояли,
И ныне в городе, в селе,
Идут собрания большие,
Свободно на большой земле.
Блаженны изгнаны за правду,
Хотя ви
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий