Город Евангельск должен был положить начало Реформации в Советской России
Во времена массовой коллективизации в 1930 году на сходе сельчан в деревне Солона Красноярского округа выступил местный баптист Манченко. В ответ на призывы агитатора незамедлительно вступать в колхоз Манченко заявил: «Нам, баптистам, в центре Сибири будет построен новый город под названием Солнце, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то нам будет хорошо». Схожие высказывания имели место и во многих других селениях Сибири. Слухи о постройке некоего христианского города долгое время не утихали в среде российских протестантов.
Увядший «Вертоград»
Мысль о создании религиозного фаланстера в России посетила духовного лидера евангельских христиан Ивана Проханова (1869–1935) в середине 20-х годов прошлого века. Отдаленным прообразом проектируемого города Солнца была небольшая христианская коммуна «Вертоград», организованная Прохановым еще в 1894 году в Крыму. Тогда Проханов, студент Петербургского технологического института, ознакомился с архивом высланных в 1884 году за границу проповедников-евангелистов Василия Пашкова и графа Модеста Корфа. В архиве он обнаружил проект хозяйственной артели, где должны были трудиться люди разных сословий с твердыми христианскими убеждениями. В поисках подходящего места Пашков и Корф в 1883 году исколесили Юг России и наконец облюбовали свободные участки вблизи Симферополя, в районе деревни Спат и хутора Софиевка, примыкающие к большой долине с роскошными фруктовыми садами. «Вертоград» – так предполагалось назвать братскую артель, что в переводе с церковнославянского означает «Цветущий сад». Из-за принудительного выдворения Пашкова и Корфа за пределы Отечества дело по реализации их планов устройства сельхозобщины было приостановлено.
Прошло 10 лет, и в Софиевке появилась группа добровольцев из Петербурга: вместе с инженером-технологом Прохановым приехала семья его друга проповедника Георгия Фаста, вдова поэта Некрасова Зинаида Николаевна с двумя племянницами и еще несколько человек. Эти люди с радостью откликнулись на предложение Проханова о практической организации совместного хозяйства на Крымской земле.
Артельщики трудились не покладая рук. «Наши вечера мы проводили с особой пользой, – вспоминал Проханов. – После тяжкого трудового дня мы собирались вместе за ужином. Я рассказывал и читал из церковной истории. Сестры шили и чинили. Это были незабываемые вечера. Мы были очень счастливы в нашем «Вертограде».
Идиллия продолжалась всего четыре года. Вышел очередной правительственный циркуляр против «зловредной штунды» (баптистского проповеднического движения. – «НГР»), который на практике широко применялся ко всем протестантским общинам. Артель Проханова была распущена, так как, по мнению органов власти, имела ярко выраженные «штундистские признаки»: свободную проповедь Евангелия, равноправный труд и общее имущество.
Новая, большевистская, власть, упразднив в 1917 году частную собственность, побуждала народ к поиску различных форм коллективного хозяйствования. Идея создания трудовых общин всячески пропагандировалась и поддерживалась повсеместно, увлекая верующих и неверующих. Множество религиозных организаций вошли в это русло легко и динамично, так как уже имели за плечами солидный опыт общинно-трудовой жизни. Первые совместные протестантские хозяйства возникли в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях.
Организуя религиозные коммуны в Тверской губернии, Проханов разрабатывал общий богословский и практический базис христианского кооперативного движения. В 1918 году вышла его программная брошюра «Евангельское христианство и социальный вопрос». Указывая в качестве образца жизнь иерусалимской общины первых христиан, автор утверждал: «Мы верим, что евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и в создании новых форм социально-экономической жизни».
Изначально новая власть проявила заинтересованность в том, чтобы стимулировать коллективную трудовую деятельность верующих. В 1921 году при Наркомате земледелия начала работу спецкомиссия по заселению свободных земель и бывших помещичьих имений сектантами и старообрядцами.
На 13-м съезде РКП(б) в мае 1924 года Михаил Калинин в докладе «О работе в деревне» отметил наличие высокого трудового потенциала у верующих. Положительный отзыв Калинина вызвал бурные дискуссии. «Насчет сектантства точка зрения товарища Калинина неверна, – заявил в прениях партийный функционер Сергей Бергавинов. – Нет такой политической надобности, чтобы мы особенно оказывали ему внимание. У нас налогов сектанты не платят, в армию не идут, ведут смычку с кулаком, ведут работу по втягиванию бедняцкого слоя». Иной, более взвешенный взгляд высказал Алексей Рыков: «Сектантство наше в высшей степени разнообразно. Мы знаем, что на почве религиозного движения имели место и революционные движения, проникнутые коллективизмом». Жаркие обсуждения сектантского вопроса завершились принятием итоговой резолюции: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы».
Таким образом, сразу после 17-го и в начале 20-х годов сложились благоприятные возможности для развития христианского кооперативного движения. Созданное в 1922 году протестантское товарищество «Братская помощь» имело 14 отделов с филиалами в Москве, Омске, Балашове, Курске, Харькове, Тамбове и Тверской губернии. К 1924 году только Союз баптистов образовал 25 коммун, объединивших по 20–25 семейств. В Москве кооперативные объединения баптистов открыли шесть столовых, одна из которых размещалась в нижнем этаже здания ВЦИКа и обслуживала участников сессий и конгрессов. Что касается сельхозобщин, то самыми лучшими и эффективными были признаны евангельские коммуны в Тверской губернии.
Проханов неоднократно посещал коммуну «Вифания» на Тверской земле. Там удалось наладить многоотраслевое, технически хорошо оснащенное хозяйство. Достижения «Вифании» ежегодно отмечались похвальными отзывами и поощрениями разного рода на уездных, волостных и всероссийских выставках. Членам «Вифании» часто приходилось встречать специальные экскурсии партийных инспекторов. «Оставляя в стороне идеологию коммуны (Евангелие), экскурсия находит, что коммуна имеет организацию, соответствующую общественному укладу и принципам социализма и коммунизма», – записал в книге отзывов руководитель группы партработников.
Проханов старался вникать во все тонкости ведения коллективного хозяйства. Беседы, совещания, осмотр участков зачастую продолжались до полуночи. Всесоюзный Совет евангельских христиан, возглавляемый Прохановым, поощрял хозяйственную деятельность поместных Церквей. На Кавказе была даже создана специальная сельхозшкола, куда направлялись выпускники Библейских курсов для изучения усовершенствованных приемов земледелия. Случалось, сам Проханов направлял по общинам циркулярные послания с описанием технологии посадки лесных насаждений и фруктовых деревьев. Подобным занятиям он придавал сакральное значение: «В особый день назначается торжественное собрание, после которого все должны идти от одного дома к другому и произвести посадку с пением духовных песен. После посадки хорошо устроить общение с молитвою, проповедями, пением».
Прошло 10 лет, и в Софиевке появилась группа добровольцев из Петербурга: вместе с инженером-технологом Прохановым приехала семья его друга проповедника Георгия Фаста, вдова поэта Некрасова Зинаида Николаевна с двумя племянницами и еще несколько человек. Эти люди с радостью откликнулись на предложение Проханова о практической организации совместного хозяйства на Крымской земле.
Артельщики трудились не покладая рук. «Наши вечера мы проводили с особой пользой, – вспоминал Проханов. – После тяжкого трудового дня мы собирались вместе за ужином. Я рассказывал и читал из церковной истории. Сестры шили и чинили. Это были незабываемые вечера. Мы были очень счастливы в нашем «Вертограде».
Идиллия продолжалась всего четыре года. Вышел очередной правительственный циркуляр против «зловредной штунды» (баптистского проповеднического движения. – «НГР»), который на практике широко применялся ко всем протестантским общинам. Артель Проханова была распущена, так как, по мнению органов власти, имела ярко выраженные «штундистские признаки»: свободную проповедь Евангелия, равноправный труд и общее имущество.
Новая, большевистская, власть, упразднив в 1917 году частную собственность, побуждала народ к поиску различных форм коллективного хозяйствования. Идея создания трудовых общин всячески пропагандировалась и поддерживалась повсеместно, увлекая верующих и неверующих. Множество религиозных организаций вошли в это русло легко и динамично, так как уже имели за плечами солидный опыт общинно-трудовой жизни. Первые совместные протестантские хозяйства возникли в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях.
Организуя религиозные коммуны в Тверской губернии, Проханов разрабатывал общий богословский и практический базис христианского кооперативного движения. В 1918 году вышла его программная брошюра «Евангельское христианство и социальный вопрос». Указывая в качестве образца жизнь иерусалимской общины первых христиан, автор утверждал: «Мы верим, что евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и в создании новых форм социально-экономической жизни».
Изначально новая власть проявила заинтересованность в том, чтобы стимулировать коллективную трудовую деятельность верующих. В 1921 году при Наркомате земледелия начала работу спецкомиссия по заселению свободных земель и бывших помещичьих имений сектантами и старообрядцами.
На 13-м съезде РКП(б) в мае 1924 года Михаил Калинин в докладе «О работе в деревне» отметил наличие высокого трудового потенциала у верующих. Положительный отзыв Калинина вызвал бурные дискуссии. «Насчет сектантства точка зрения товарища Калинина неверна, – заявил в прениях партийный функционер Сергей Бергавинов. – Нет такой политической надобности, чтобы мы особенно оказывали ему внимание. У нас налогов сектанты не платят, в армию не идут, ведут смычку с кулаком, ведут работу по втягиванию бедняцкого слоя». Иной, более взвешенный взгляд высказал Алексей Рыков: «Сектантство наше в высшей степени разнообразно. Мы знаем, что на почве религиозного движения имели место и революционные движения, проникнутые коллективизмом». Жаркие обсуждения сектантского вопроса завершились принятием итоговой резолюции: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы».
Таким образом, сразу после 17-го и в начале 20-х годов сложились благоприятные возможности для развития христианского кооперативного движения. Созданное в 1922 году протестантское товарищество «Братская помощь» имело 14 отделов с филиалами в Москве, Омске, Балашове, Курске, Харькове, Тамбове и Тверской губернии. К 1924 году только Союз баптистов образовал 25 коммун, объединивших по 20–25 семейств. В Москве кооперативные объединения баптистов открыли шесть столовых, одна из которых размещалась в нижнем этаже здания ВЦИКа и обслуживала участников сессий и конгрессов. Что касается сельхозобщин, то самыми лучшими и эффективными были признаны евангельские коммуны в Тверской губернии.
Проханов неоднократно посещал коммуну «Вифания» на Тверской земле. Там удалось наладить многоотраслевое, технически хорошо оснащенное хозяйство. Достижения «Вифании» ежегодно отмечались похвальными отзывами и поощрениями разного рода на уездных, волостных и всероссийских выставках. Членам «Вифании» часто приходилось встречать специальные экскурсии партийных инспекторов. «Оставляя в стороне идеологию коммуны (Евангелие), экскурсия находит, что коммуна имеет организацию, соответствующую общественному укладу и принципам социализма и коммунизма», – записал в книге отзывов руководитель группы партработников.
Проханов старался вникать во все тонкости ведения коллективного хозяйства. Беседы, совещания, осмотр участков зачастую продолжались до полуночи. Всесоюзный Совет евангельских христиан, возглавляемый Прохановым, поощрял хозяйственную деятельность поместных Церквей. На Кавказе была даже создана специальная сельхозшкола, куда направлялись выпускники Библейских курсов для изучения усовершенствованных приемов земледелия. Случалось, сам Проханов направлял по общинам циркулярные послания с описанием технологии посадки лесных насаждений и фруктовых деревьев. Подобным занятиям он придавал сакральное значение: «В особый день назначается торжественное собрание, после которого все должны идти от одного дома к другому и произвести посадку с пением духовных песен. После посадки хорошо устроить общение с молитвою, проповедями, пением».
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий