“Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?” (1 Кор. 11:13).
К сожалению, в последнее время многие ответили бы на этот вопрос апостола утвердительно, усматривая в женском покрывале то наследие “мрачного средневековья”, то исторические обычаи тогдашнего общества, а то и остатки законничества... И зря! Потому что наш Господь ничего не возвещает через Свое Святое Слово только ради формы! Мы имеем такого Бога, Который нас не только сотворил, не только спас от вечной погибели посредством смерти Сына Своего, не только соединил нас в Церковь, но и дал нам Свою защиту на этой земле, исполняя нас Духом Святым! Лишь бы мы оставались верными нашему Небесному Жениху.
Одной из таких форм проявления Божьей заботы о Своих дочерях и является предписание покрывала для наших сестер -- платков, косынок или береток! Сразу стоит оговориться, дабы не давать повода обвинять нас в неком учении, что покрывала гарантируют Божью защиту сами по себе. Не об этом речь! Божьей защитой является Христос и Он один. Но Господь Свою защиту может проявлять и через конкретные повеления, которые человек в состоянии выполнить. Вот как об этом сказано в Библии:“Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов” (1 Кор. 11:10). То есть наш Господь сделал так, что Ангелы замечают этот знак на сестрах, и соответственно этому знаку действуют!
Вспомним, когда еще в Священном Писании Господь давал некий знак для ангелов? Нечто сравнимое с этим было в ветхозаветное время, при казнях египетских: Ангел-губитель проходил мимо того дома, где замечал помазанные кровью косяки дверей. Это был знак, говоривший о том, что здесь живут израильтяне -- народ Божий, и смерть обходила их стороной. Кровь была символом крови Христа, которой должно будет пролиться за грехи людей в будущем. Покрывало также знак, показывающий ангелам определенную информацию, о которой мы поговорим ниже. Не секрет, что вокруг нас, в невидимом мире, много ангелов-губителей, готовых вредить хождению благочестивых христиан в истине.
Обратите внимание на множественное число: “для Ангелов”. Мы знаем, что рядом с христианином, христианкою находится не только один какой-нибудь ангел-губитель (или множество одних только таких ангелов-бесов), но и Ангел-хранитель (или множество Божьих ангелов), о чем говорил Спаситель, указывая на детей: “и Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Матф. 18:10). То есть этот знак предназначается как злым, так и добрым ангелам. Иначе стояло бы уточнение: “для Божьих Ангелов”, или “для злых ангелов”. Ангелы присутствовали при сотворении людей (Иов. 38:7), и, как говорит Heinrici, они “чувствуют себя оскорбленными, видя, как нарушаются нормальные, при самом сотворении установленные, отношения между мужем и женою”. О присутствии при богослужении Ангелов можно судить по высказываниям апостола Павла в других посланиях (Еф. 3:10; 1 Тим. 5:21; 1 Кор. 4:9). Если на сестре нет этого знака, злые ангелы могут ей вредить, это им разрешительный сигнал, а добрым, наоборот, -- помеха, они не могут ее оберегать.
Фраза “для Ангелов” находится во всех древних кодексах Послания к Коринфянам, поэтому поздней добавкой быть не может, впрочем, как и любая другая фраза.
Некоторые толкователи пытались назвать “ангелами” то шпионов в церкви, то служителей, но это все сомнительные толкования, не вытекающие, в данном случае, из всего контекста отрывка. Об этом говорили еще древние толкователи церкви Иоанн Златоуст и Блаженный Августин. В самом деле, какие знаки нужны пресвитеру церкви и для чего? Ответ очевиден: “для Ангелов” -- это значит для бесплотных невидимых созданий-ангелов.
Но о чем же говорит этот знак, кроме того, что является великой Божьей защитой? Почему такая защита дается только жене? -- все эти вопросы вполне уместны, но разрешимы во свете Слова Божьего.
В вышеупомянутом 1 Послании к Коринфянам говорится о Божьем порядке для земной жизни мужчин и женщин, христиан. “Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и должна иметь на голове своей знак власти над нею...” Тут ясно указано главенство мужчин над женщинами, и покрывало названо знаком власти над нею, то есть, носящая покрывало христианка этим самым признает, что является славой мужа, и он господствует над ней (Быт. 3:16). В этом -- проверка сестер на смирение! Ведь это христианский подвиг -- признать власть мужа, которого ты можешь во сто крат превосходить и по уму, и по человеческой харизме, и по духовности... Плоть бунтует, хочет “равенства”, а Христос говорит: “Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Матф. 20:26--27). Вот -- Божий путь для женского самоутверждения! Некоторые хотят быть первой или пророчествуя, или “языками” бормоча, а Божий рецепт первенства -- любовь и смирение. Что может быть выше этого?
Итак, покрывало показывает, кроме упования на Божью защиту, что христианка признает указания Библии относительно того, что “жене глава муж” (1 Кор. 11:3, 14:34--35, Еф. 5:22--24, Тит. 2:4--5), и свою соответствующую этому положению роль и в семье, и в церкви, и в обществе. Мирским, также как и номинально религиозным женщинам нет дела до авторитета Библии, и они ходят без всякого головного убора, а сестры, бывает, им в этом завидуют... Но ведь у греховных женщин не только покрывала нет, но и охраны Ангелов Божьих!
Многие склонны понимать указания апостола Павла “духовно”, мол, главное внутри, а не снаружи. Действительно, имеются целые конфессии и народы, внешне благочестивые, тогда как внутри они мирские, но за это им судья -- Господь. Секта духоборов, квакеры именно так и понимают Библию. Они понимают “духовно” не только какие-то ритуалы Ветхого Завета, но также и Новозаветные заповеди о Хлебопреломлении и о водном крещении. Кто-то хорошо сказал про них: “У нас появились настолько все “духовно” толкующие христиане, что создается ощущение, что они и свою христианскую жизнь понимают “духовно”, в смысле полной материальной невидимости ее существования, без всяких презренных дел, так что и их само существование надо понимать “духовно”, как не имеющее физического проявления”.
Некоторые склонны всячески восхвалять апостола Павла за его духовные наставления, и на этом основании отрицать его конкретные практические советы по жизни, богослужению, вопросам семьи и брака, а также и покрывала, ничтоже сумняшися объявляя все, требующее от христианина хоть какого-то труда по отречению от мира “плотским”, “законническим”. Кстати, если посмотреть на реакцию самой Коринфской церкви, то там также находились такие “духовные” критики апостола. Во 2 Кор. 10:1--2 он увещевает таковых: “Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти”.
Конечно, духовное в нас должно быть выше плотского, но проклинать все, что связано с нашим физическим существованием у нас нет права. Сама по себе материя не является греховной, как тому учит ересь гностицизма или кришнаиты, ибо Господь все создал “хорошо весьма”. Больше того, как сказал апостол: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?” (1 Кор. 6:19). А реальность такова, что “храмы” христиан (то есть их тела) в настоящий момент у кого женского пола, у кого -- мужского. Кому с каким “храмом” родиться -- избирает Господь. Ему хорошо ведомо, в каком обличии каждая конкретная душа лучше всего может реализовать себя на земле. Главное, чтобы храм тела действительно стал Храмом живущего в нем Святого Духа. Согласно словам Иисуса Христа мы знаем, что в Царстве Небесном “не женятся, ни замуж не выходят”, но это все будущее, а сейчас мы еще на земле, полной греха и все еще нуждающейся во Втором Пришествии Христа, которое совершится опять же материально. “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11). Приняв Христа, мы не утрачиваем свое материальное тело, просто мы подчиняем его нашему ожившему духу, в котором обитает Святой Дух. И поэтому думать, что мы живем уже только душой и пол нашего тела не имеет больше значения -- по меньшей мере самонадеянно. Верно, что “во Христе нет ни мужского пола, ни женского”, но это относится к вопросу спасения, равно возможному для любого человеческого существа на земле, но это не значит, что у тех кто во Христе теперь вдруг исчез пол! А раз христиане все еще имеют разделения по полу, то самым разумным с нашей стороны было бы стараться вести себя по правилам, предписанным для каждого пола Самим Богом. В Священном Писании как раз и содержится одно из таких предписаний -- о женском покрывале.
Справедливости ради стоит заметить, что и мирские женщины всегда интуитивно ощущали, что им нужно покрывало на голову. Смотрите: какую культуру народов мира ни возьми -- везде в национальном костюме у женщин присутствует головной убор! Ислам, возникший в VII веке на основе, как полагают историки, различных иудейских и околохристианских верований, перенял и бытовавшие тогда взгляды на благочестивую одежду. Конечно, паранджа -- это перегиб, но она и не на пустом месте возникла. Это был протест против нравов языческого окружения, не записанный, кстати, в Коране, но нашедший своих сторонников среди простого народа. Увы, без Христа в сердце “души прекрасные порывы” всегда превращаются в фарисейство и от грехов не спасают, как и, например, самодельные опаясания из листьев не укрыли стыд Адама и Евы -- потребовались кожи убиенных животных, из которых были сделаны одежды Самим Богом. Точно так же и сегодня не могут угодить Богу чисто человеческие понятия о современности и моде, необходимо послушание Слову Божьему, в данном случае -- о покрывале.
Поймите правильно: речь не идет о возврате к культуре тысячелетней давности, а о принципиальном отношении к Слову Божьему. Культура народа всегда формируется на основе его вероучения, а не наоборот. И от того, во что будет верить большинство, и будет зависеть мода будущего. Как только появится спрос на покрывала -- мода мира быстро среагирует, предложив богатый выбор платков! Не стоит ли начать диктовать миру свои взгляды? Если же мир не поддастся нашему влиянию, что ж, христианам придется идти своим, узким путем, как нам заповедано Господом, “не сообразуясь с веком сим” (Рим. 12:2).
Есть еще такое весьма спорное мнение: “Послания имеют конкретный адрес (коринфянам, ефесянам, римлянам и т.д.), а потому то, чему апостол учил коринфян, нас уже не касается”. Безусловно, какие-то вещи были адресованы только коринфянам и даже только христианам периода становления Церкви (о знамениях, иных языках, которых сейчас уже нет, например), но вечные духовные истины, касающиеся не описательных историй, а заповедей, остались неизменными. Ведь можно и всю Библию адресовать не нам, а только людям прошлого: Ветхий завет -- евреям, Евангелия -- слушателям Иисуса Христа 2000 лет назад, пропуская все наставления и обличения мимо наших душ. Однако нам написано: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16).
В “Толковой Библии” Лопухина в комментариях на 1 Кор.11:16 говорится: “Спрашивают: не было ли высказанное апостолом убеждение (о покрывалах) обусловлено местными и временными отношениями? И не стал ли бы апостол рассуждать иначе, если бы жил в наши дни в Западной Европе? На этот вопрос мы должны отвечать отрицательно. Основания, какие приводит апостол, заимствованы не из тогдашних отношений и обычаев, но имеют отношение к фактам непреходящим и неизменным. В самом деле, физическое устройство женщины (ст. 13--15) и сегодня и впоследствии всегда останется тем же, какое имела женщина во дни апостола Павла. Затем, история сотворения человека, на которую апостол ссылается (ст. 8--12), и теперь, как во дни апостола, является в глазах христиан началом, по которому строится общественный порядок. Отношения между Богом и Христом, Христом и мужем, мужем и женою (ст. 3) -- не изменились по существу. Поэтому или нужно признать доводы апостола неосновательными, или же признать их имеющими значение на все времена. А так как нет основания отрицать последнее, то, следовательно, нужно полагать, что апостол и в настоящее время сказал бы женщинам-христианкам то же, что говорит он женщинам-христианкам в рассматриваемой главе”.
Действительно, история истинной веры в Бога не знает в прошлом таких времен, когда верующие женщины не носили бы покрывал. В древних римских катакомбах, где собирались первые христиане, имеются настенные изображения, которые дают возможность убедиться, что древние христиане-мужчины подстригали себе волосы, тогда как женщины-христианки надевали на голову длинные покрывала, ниспадавшие на плечи и закрывавшие таким образом волосы полностью. Других нарядов Церковь Христова после увещевания апостола Павла коринфских отступниц долгое время просто не знала. Во многом и из-за конкретных увещеваний апостола Павла. Нет, не одним коринфянам 50-х годов от Р.Х. обращены слова апостола о покрывале, а и всем христианам всех времен и народов, в том числе и псевдодуховным феминисткам. В начале Послания апостол обращается сперва только к коринфянам: “Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым...” Но далее уже обращается ко всем нам: “...Со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас” (1 Кор. 1:2).
В православии, старообрядчестве, молоканстве женщины-верующие просто не мыслимы без платков, в том числе и незамужние. И это в данном случае не дань человеческим преданиям только, как у нас некоторые стали говорить, а сохранение само собой разумеющегося обычая ранней церкви. К жизни в духе древнеапостольской церкви мы, евангельские христиане-баптисты, кстати говоря, всегда и стремились. Не должны ли мы жить и верить, как жили и верили первохристиане в суровые времена первых гонений на Церковь?
Отказ женщин от головных уборов произошел, между прочим, не так уж и давно.
Фата невесты сохранилась даже при коммунистическом режиме, который как никто боролся за “равноправие полов”, дав на самом деле женщине лишь право в поте лица зарабатывать хлеб свой. Фата -- это отзвук того времени, когда люди чувствовали, что к Богу без покрывала идти никак нельзя, тем более под венец.
“Путь к охватившему наш мир стриптизу и нудизму, -- по мнению одного из богословов, -- начался с того момента, когда с женщин сняли головные уборы”. Рецидивы этого были положены во время так называемой Великой французской революции, когда все христианское клеймилось как монархическое и старорежимное и восхвалялось все языческое и плотское. Однако и после Наполеона дамы все еще неизменно носили шляпы. Во всяком случае, в XIX веке женщина на улице без шляпки воспринималась как жрица определенной профессии. До середины ХХ века дамы носили не только шляпы (которые им не спроста разрешается и сейчас не снимать в помещении!), но еще и вуаль. Упоминание похожего покрывала можно найти и в Библии: “Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась” (Быт. 24:64--65).
Одной из таких форм проявления Божьей заботы о Своих дочерях и является предписание покрывала для наших сестер -- платков, косынок или береток! Сразу стоит оговориться, дабы не давать повода обвинять нас в неком учении, что покрывала гарантируют Божью защиту сами по себе. Не об этом речь! Божьей защитой является Христос и Он один. Но Господь Свою защиту может проявлять и через конкретные повеления, которые человек в состоянии выполнить. Вот как об этом сказано в Библии:“Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов” (1 Кор. 11:10). То есть наш Господь сделал так, что Ангелы замечают этот знак на сестрах, и соответственно этому знаку действуют!
Вспомним, когда еще в Священном Писании Господь давал некий знак для ангелов? Нечто сравнимое с этим было в ветхозаветное время, при казнях египетских: Ангел-губитель проходил мимо того дома, где замечал помазанные кровью косяки дверей. Это был знак, говоривший о том, что здесь живут израильтяне -- народ Божий, и смерть обходила их стороной. Кровь была символом крови Христа, которой должно будет пролиться за грехи людей в будущем. Покрывало также знак, показывающий ангелам определенную информацию, о которой мы поговорим ниже. Не секрет, что вокруг нас, в невидимом мире, много ангелов-губителей, готовых вредить хождению благочестивых христиан в истине.
Обратите внимание на множественное число: “для Ангелов”. Мы знаем, что рядом с христианином, христианкою находится не только один какой-нибудь ангел-губитель (или множество одних только таких ангелов-бесов), но и Ангел-хранитель (или множество Божьих ангелов), о чем говорил Спаситель, указывая на детей: “и Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Матф. 18:10). То есть этот знак предназначается как злым, так и добрым ангелам. Иначе стояло бы уточнение: “для Божьих Ангелов”, или “для злых ангелов”. Ангелы присутствовали при сотворении людей (Иов. 38:7), и, как говорит Heinrici, они “чувствуют себя оскорбленными, видя, как нарушаются нормальные, при самом сотворении установленные, отношения между мужем и женою”. О присутствии при богослужении Ангелов можно судить по высказываниям апостола Павла в других посланиях (Еф. 3:10; 1 Тим. 5:21; 1 Кор. 4:9). Если на сестре нет этого знака, злые ангелы могут ей вредить, это им разрешительный сигнал, а добрым, наоборот, -- помеха, они не могут ее оберегать.
Фраза “для Ангелов” находится во всех древних кодексах Послания к Коринфянам, поэтому поздней добавкой быть не может, впрочем, как и любая другая фраза.
Некоторые толкователи пытались назвать “ангелами” то шпионов в церкви, то служителей, но это все сомнительные толкования, не вытекающие, в данном случае, из всего контекста отрывка. Об этом говорили еще древние толкователи церкви Иоанн Златоуст и Блаженный Августин. В самом деле, какие знаки нужны пресвитеру церкви и для чего? Ответ очевиден: “для Ангелов” -- это значит для бесплотных невидимых созданий-ангелов.
Но о чем же говорит этот знак, кроме того, что является великой Божьей защитой? Почему такая защита дается только жене? -- все эти вопросы вполне уместны, но разрешимы во свете Слова Божьего.
В вышеупомянутом 1 Послании к Коринфянам говорится о Божьем порядке для земной жизни мужчин и женщин, христиан. “Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и должна иметь на голове своей знак власти над нею...” Тут ясно указано главенство мужчин над женщинами, и покрывало названо знаком власти над нею, то есть, носящая покрывало христианка этим самым признает, что является славой мужа, и он господствует над ней (Быт. 3:16). В этом -- проверка сестер на смирение! Ведь это христианский подвиг -- признать власть мужа, которого ты можешь во сто крат превосходить и по уму, и по человеческой харизме, и по духовности... Плоть бунтует, хочет “равенства”, а Христос говорит: “Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом” (Матф. 20:26--27). Вот -- Божий путь для женского самоутверждения! Некоторые хотят быть первой или пророчествуя, или “языками” бормоча, а Божий рецепт первенства -- любовь и смирение. Что может быть выше этого?
Итак, покрывало показывает, кроме упования на Божью защиту, что христианка признает указания Библии относительно того, что “жене глава муж” (1 Кор. 11:3, 14:34--35, Еф. 5:22--24, Тит. 2:4--5), и свою соответствующую этому положению роль и в семье, и в церкви, и в обществе. Мирским, также как и номинально религиозным женщинам нет дела до авторитета Библии, и они ходят без всякого головного убора, а сестры, бывает, им в этом завидуют... Но ведь у греховных женщин не только покрывала нет, но и охраны Ангелов Божьих!
Многие склонны понимать указания апостола Павла “духовно”, мол, главное внутри, а не снаружи. Действительно, имеются целые конфессии и народы, внешне благочестивые, тогда как внутри они мирские, но за это им судья -- Господь. Секта духоборов, квакеры именно так и понимают Библию. Они понимают “духовно” не только какие-то ритуалы Ветхого Завета, но также и Новозаветные заповеди о Хлебопреломлении и о водном крещении. Кто-то хорошо сказал про них: “У нас появились настолько все “духовно” толкующие христиане, что создается ощущение, что они и свою христианскую жизнь понимают “духовно”, в смысле полной материальной невидимости ее существования, без всяких презренных дел, так что и их само существование надо понимать “духовно”, как не имеющее физического проявления”.
Некоторые склонны всячески восхвалять апостола Павла за его духовные наставления, и на этом основании отрицать его конкретные практические советы по жизни, богослужению, вопросам семьи и брака, а также и покрывала, ничтоже сумняшися объявляя все, требующее от христианина хоть какого-то труда по отречению от мира “плотским”, “законническим”. Кстати, если посмотреть на реакцию самой Коринфской церкви, то там также находились такие “духовные” критики апостола. Во 2 Кор. 10:1--2 он увещевает таковых: “Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти”.
Конечно, духовное в нас должно быть выше плотского, но проклинать все, что связано с нашим физическим существованием у нас нет права. Сама по себе материя не является греховной, как тому учит ересь гностицизма или кришнаиты, ибо Господь все создал “хорошо весьма”. Больше того, как сказал апостол: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?” (1 Кор. 6:19). А реальность такова, что “храмы” христиан (то есть их тела) в настоящий момент у кого женского пола, у кого -- мужского. Кому с каким “храмом” родиться -- избирает Господь. Ему хорошо ведомо, в каком обличии каждая конкретная душа лучше всего может реализовать себя на земле. Главное, чтобы храм тела действительно стал Храмом живущего в нем Святого Духа. Согласно словам Иисуса Христа мы знаем, что в Царстве Небесном “не женятся, ни замуж не выходят”, но это все будущее, а сейчас мы еще на земле, полной греха и все еще нуждающейся во Втором Пришествии Христа, которое совершится опять же материально. “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11). Приняв Христа, мы не утрачиваем свое материальное тело, просто мы подчиняем его нашему ожившему духу, в котором обитает Святой Дух. И поэтому думать, что мы живем уже только душой и пол нашего тела не имеет больше значения -- по меньшей мере самонадеянно. Верно, что “во Христе нет ни мужского пола, ни женского”, но это относится к вопросу спасения, равно возможному для любого человеческого существа на земле, но это не значит, что у тех кто во Христе теперь вдруг исчез пол! А раз христиане все еще имеют разделения по полу, то самым разумным с нашей стороны было бы стараться вести себя по правилам, предписанным для каждого пола Самим Богом. В Священном Писании как раз и содержится одно из таких предписаний -- о женском покрывале.
Справедливости ради стоит заметить, что и мирские женщины всегда интуитивно ощущали, что им нужно покрывало на голову. Смотрите: какую культуру народов мира ни возьми -- везде в национальном костюме у женщин присутствует головной убор! Ислам, возникший в VII веке на основе, как полагают историки, различных иудейских и околохристианских верований, перенял и бытовавшие тогда взгляды на благочестивую одежду. Конечно, паранджа -- это перегиб, но она и не на пустом месте возникла. Это был протест против нравов языческого окружения, не записанный, кстати, в Коране, но нашедший своих сторонников среди простого народа. Увы, без Христа в сердце “души прекрасные порывы” всегда превращаются в фарисейство и от грехов не спасают, как и, например, самодельные опаясания из листьев не укрыли стыд Адама и Евы -- потребовались кожи убиенных животных, из которых были сделаны одежды Самим Богом. Точно так же и сегодня не могут угодить Богу чисто человеческие понятия о современности и моде, необходимо послушание Слову Божьему, в данном случае -- о покрывале.
Поймите правильно: речь не идет о возврате к культуре тысячелетней давности, а о принципиальном отношении к Слову Божьему. Культура народа всегда формируется на основе его вероучения, а не наоборот. И от того, во что будет верить большинство, и будет зависеть мода будущего. Как только появится спрос на покрывала -- мода мира быстро среагирует, предложив богатый выбор платков! Не стоит ли начать диктовать миру свои взгляды? Если же мир не поддастся нашему влиянию, что ж, христианам придется идти своим, узким путем, как нам заповедано Господом, “не сообразуясь с веком сим” (Рим. 12:2).
Есть еще такое весьма спорное мнение: “Послания имеют конкретный адрес (коринфянам, ефесянам, римлянам и т.д.), а потому то, чему апостол учил коринфян, нас уже не касается”. Безусловно, какие-то вещи были адресованы только коринфянам и даже только христианам периода становления Церкви (о знамениях, иных языках, которых сейчас уже нет, например), но вечные духовные истины, касающиеся не описательных историй, а заповедей, остались неизменными. Ведь можно и всю Библию адресовать не нам, а только людям прошлого: Ветхий завет -- евреям, Евангелия -- слушателям Иисуса Христа 2000 лет назад, пропуская все наставления и обличения мимо наших душ. Однако нам написано: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16).
В “Толковой Библии” Лопухина в комментариях на 1 Кор.11:16 говорится: “Спрашивают: не было ли высказанное апостолом убеждение (о покрывалах) обусловлено местными и временными отношениями? И не стал ли бы апостол рассуждать иначе, если бы жил в наши дни в Западной Европе? На этот вопрос мы должны отвечать отрицательно. Основания, какие приводит апостол, заимствованы не из тогдашних отношений и обычаев, но имеют отношение к фактам непреходящим и неизменным. В самом деле, физическое устройство женщины (ст. 13--15) и сегодня и впоследствии всегда останется тем же, какое имела женщина во дни апостола Павла. Затем, история сотворения человека, на которую апостол ссылается (ст. 8--12), и теперь, как во дни апостола, является в глазах христиан началом, по которому строится общественный порядок. Отношения между Богом и Христом, Христом и мужем, мужем и женою (ст. 3) -- не изменились по существу. Поэтому или нужно признать доводы апостола неосновательными, или же признать их имеющими значение на все времена. А так как нет основания отрицать последнее, то, следовательно, нужно полагать, что апостол и в настоящее время сказал бы женщинам-христианкам то же, что говорит он женщинам-христианкам в рассматриваемой главе”.
Действительно, история истинной веры в Бога не знает в прошлом таких времен, когда верующие женщины не носили бы покрывал. В древних римских катакомбах, где собирались первые христиане, имеются настенные изображения, которые дают возможность убедиться, что древние христиане-мужчины подстригали себе волосы, тогда как женщины-христианки надевали на голову длинные покрывала, ниспадавшие на плечи и закрывавшие таким образом волосы полностью. Других нарядов Церковь Христова после увещевания апостола Павла коринфских отступниц долгое время просто не знала. Во многом и из-за конкретных увещеваний апостола Павла. Нет, не одним коринфянам 50-х годов от Р.Х. обращены слова апостола о покрывале, а и всем христианам всех времен и народов, в том числе и псевдодуховным феминисткам. В начале Послания апостол обращается сперва только к коринфянам: “Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым...” Но далее уже обращается ко всем нам: “...Со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас” (1 Кор. 1:2).
В православии, старообрядчестве, молоканстве женщины-верующие просто не мыслимы без платков, в том числе и незамужние. И это в данном случае не дань человеческим преданиям только, как у нас некоторые стали говорить, а сохранение само собой разумеющегося обычая ранней церкви. К жизни в духе древнеапостольской церкви мы, евангельские христиане-баптисты, кстати говоря, всегда и стремились. Не должны ли мы жить и верить, как жили и верили первохристиане в суровые времена первых гонений на Церковь?
Отказ женщин от головных уборов произошел, между прочим, не так уж и давно.
Фата невесты сохранилась даже при коммунистическом режиме, который как никто боролся за “равноправие полов”, дав на самом деле женщине лишь право в поте лица зарабатывать хлеб свой. Фата -- это отзвук того времени, когда люди чувствовали, что к Богу без покрывала идти никак нельзя, тем более под венец.
“Путь к охватившему наш мир стриптизу и нудизму, -- по мнению одного из богословов, -- начался с того момента, когда с женщин сняли головные уборы”. Рецидивы этого были положены во время так называемой Великой французской революции, когда все христианское клеймилось как монархическое и старорежимное и восхвалялось все языческое и плотское. Однако и после Наполеона дамы все еще неизменно носили шляпы. Во всяком случае, в XIX веке женщина на улице без шляпки воспринималась как жрица определенной профессии. До середины ХХ века дамы носили не только шляпы (которые им не спроста разрешается и сейчас не снимать в помещении!), но еще и вуаль. Упоминание похожего покрывала можно найти и в Библии: “Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась” (Быт. 24:64--65).
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий