К концу ХVIII столетия в результате многочисленных войн с Турцией Россия приобрела выход к Чёрному морю и утвердилась на его се верных берегах. Новые земли представляли собой в то время обширные, никем не заселённые пустыри. Для заселения их правительство Екатерины II пригласило иностранных колонистов (преимущественно немцев), среди которых значительную часть составляли меннониты и, частично, лютеране из Пруссии и Данцига. Первая группа менонитов прибыла в Южную Россию в 1789 году в количестве 228 семейств, и поселилась на острове Хортица в урочище Днепра. Приглашённые меннониты, как наиболее организованные в общинно-хозяйственной жизни, получили от русского правительства значительные льготы в размере земельного надела, в десятки раз превышавшего размер надела украинского крестьянина, и в налогообложении. Кроме того, менониты получили освобождение от воинской службы.
В период с 1789 по 1815 годы их колонии организовали два меннонитских округа: Хортицкий (из 18 селений) и Молочанский (40 селений). Несколько колоний в Херсонской губернии организовали лютеране из Данцига. Все переселения немцев довоенного времени диктовались сугубо хозяйственно-экономическими соображениями: возможностью заселения пустующих земель с намерением обрести безбедную жизнь. Среди немцев-колонистов, заселивших в этот период южные земли Украины, были католики, лютеране, реформаты и менониты. Такой состав переселенцев определялся тем, что побуждением к переселению были, в первую очередь, экономические, а не религиозные причины. Хотя следует отметить, что освобождение менонитов от воинской службы было для них достаточно существенной льготой, ибо на своей родине они часто терпели преследование со стороны властей за отказ от нее. Вторая волна переселенцев из Германии на юг Украины приходится на середину ХIХ века. Она была связана с пророчествами Юнга-Штиллинга, определившего датой второго прихода Иисуса Христа 1836 год и указавшего на юг России (Украина и Кавказ) как на место, где христиане всего мира найдут спасение от будущих апокалиптических явлений. Согласно этому толкованию книги Откровения 12:1-6, земля их переселения должна была быть тем местом, где и произойдет второй приход Христа. Поэтому вторая волна переселенцев имела чисто религиозные причины. Основную ее часть составляли немецкие пиетисты-сепаратисты, последователи Юнга-Штиллинга. После 1836 г. они остались в Украине. В середине ХIХ ст. в немецких колониях произошло духовное пробуждение, которое приобрело форму штундизма. Название этого явления происходит от немецкого слова "штунде" – час. Основателем штундизма можно считать главного деятеля пиетизма Якова Шпенера (1635 – 1705). Суть штундизма заключалась в том, что верующие, кроме официального богослужения в церкви, проводили евангельские собрания в собственных домах. Эти домашние собрания длились примерно час – отсюда и название. Штунда в немецких колониях юга Украины имела две разновидности: штунда пиетистская и штунда среди менонитов. Штунда пиетистская была распространенной среди реформатов и лютеран. Она, как уже отмечалось, практиковала дополнительные собрания, которые пока что не оставляли свои официальные церкви. Распространение этой штунды связано с именем реформаторского пастора Иоганна Бонекемпера (1796 –1857), который с 1824 г. работал на евангельской ниве в немецких колониях юга Украины. Он был представителем Базельского Общества евангельских миссий, в 1818 года получившего приглашение российского правительства направить своих работников для духовного наставничества немцев-колонистов на юге Украины. Как пастор он обслуживал реформатские колонии Рорбах и Вормс, а также пять лютеранских поселков Херсонской губернии, в которых всячески поддерживал библейские часы, начавшиеся среди реформатов и лютеран еще до его приезда. Здесь он трудился до 1839 года.
Алексей Синичкин специально для www.word4you.ru
В период с 1789 по 1815 годы их колонии организовали два меннонитских округа: Хортицкий (из 18 селений) и Молочанский (40 селений). Несколько колоний в Херсонской губернии организовали лютеране из Данцига. Все переселения немцев довоенного времени диктовались сугубо хозяйственно-экономическими соображениями: возможностью заселения пустующих земель с намерением обрести безбедную жизнь. Среди немцев-колонистов, заселивших в этот период южные земли Украины, были католики, лютеране, реформаты и менониты. Такой состав переселенцев определялся тем, что побуждением к переселению были, в первую очередь, экономические, а не религиозные причины. Хотя следует отметить, что освобождение менонитов от воинской службы было для них достаточно существенной льготой, ибо на своей родине они часто терпели преследование со стороны властей за отказ от нее. Вторая волна переселенцев из Германии на юг Украины приходится на середину ХIХ века. Она была связана с пророчествами Юнга-Штиллинга, определившего датой второго прихода Иисуса Христа 1836 год и указавшего на юг России (Украина и Кавказ) как на место, где христиане всего мира найдут спасение от будущих апокалиптических явлений. Согласно этому толкованию книги Откровения 12:1-6, земля их переселения должна была быть тем местом, где и произойдет второй приход Христа. Поэтому вторая волна переселенцев имела чисто религиозные причины. Основную ее часть составляли немецкие пиетисты-сепаратисты, последователи Юнга-Штиллинга. После 1836 г. они остались в Украине. В середине ХIХ ст. в немецких колониях произошло духовное пробуждение, которое приобрело форму штундизма. Название этого явления происходит от немецкого слова "штунде" – час. Основателем штундизма можно считать главного деятеля пиетизма Якова Шпенера (1635 – 1705). Суть штундизма заключалась в том, что верующие, кроме официального богослужения в церкви, проводили евангельские собрания в собственных домах. Эти домашние собрания длились примерно час – отсюда и название. Штунда в немецких колониях юга Украины имела две разновидности: штунда пиетистская и штунда среди менонитов. Штунда пиетистская была распространенной среди реформатов и лютеран. Она, как уже отмечалось, практиковала дополнительные собрания, которые пока что не оставляли свои официальные церкви. Распространение этой штунды связано с именем реформаторского пастора Иоганна Бонекемпера (1796 –1857), который с 1824 г. работал на евангельской ниве в немецких колониях юга Украины. Он был представителем Базельского Общества евангельских миссий, в 1818 года получившего приглашение российского правительства направить своих работников для духовного наставничества немцев-колонистов на юге Украины. Как пастор он обслуживал реформатские колонии Рорбах и Вормс, а также пять лютеранских поселков Херсонской губернии, в которых всячески поддерживал библейские часы, начавшиеся среди реформатов и лютеран еще до его приезда. Здесь он трудился до 1839 года.
Алексей Синичкин специально для www.word4you.ru
Последний раз редактировалось: Странник Божий (Чт 25 Фев 2016, 08:53), всего редактировалось 1 раз(а)
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий