Воронин возглавил первую русскую общину баптистов. Таким образом, в 1997 г. отмечался 130-ий юбилей баптистского движения в странах бывшей Российской империи. К 1879 г. распространение баптистских церквей было столь значительным, что 27 марта этого года было опубликовано мнение Государственного совета, где, в частности, говорилось: "Государственный совет в Департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев представление Министерства внутренних дел о духовных делах баптистов, положил в дополнение подлежащих статей свода законов постановить: Баптисты на основании статьи 44 основного государственного закона беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных ими или отведенных им для сего с разрешения губернатора домах". По согласованию с Министерством юстиции 15 августа 1879 г. этот документ был утвержден царем и подписан министром внутренних дел Маковым. Однако, это не означало, что с момента выхода упомянутого постановления в истории баптистских церквей на территории Российской империи наступил период спокойствия. На протяжении всего последующего времени баптисты подвергались порою невероятно тяжелому преследованию со стороны властей, находившихся под сильным влиянием государственной церкви.
История российских баптистов и распространение вероучения христиан-баптистов в славянских республиках бывшего Советского Союза и после развала СССР весьма запутанна и извилиста, хотя и длится начиная после середины 19-го века. За этот период внутри общего распространения Евангелия и евангелического потока роста баптистского братства совершались многочисленные преобразования, размежевания и сближения. Российский баптизм, прошедший через многострадальное прошлое своей страны, где гражданское управление возглавлялось убеждёнными атеистами, отъявленными уголовниками и совершенными безбожниками, постоянно оказывался жертвой бесцеремонного вмешательства государственных властей в организацию церквей и общин верующих.
Распространение вероучения христиан-баптистов в Российской империи связано с именами таких выдающихся и образованнейших людей своего времени как лорд Гренвилл Редсток (1833-1913), русский аристократ Василий Александрович Пашков (1832-1902), княгиня Елизавета Ивановна Черткова (1834-1923), граф Модест Модестович Корф (1843-1936), княгиня Наталья Федоровна Ливен, Иван Вениаминович Каргель (1849-1937), Иван Степанович Проханов (1869-1935), Василий Гурьевич Павлов (1854-1924) и др.
Весной 1884 года Пашков и Корф собрали в столице довольно представительный съезд с намерением “объединить всех верующих России, чтобы они могли узнать друг друга и потом работать совместно”. Естественно, под “верующими” имелись в виду сами пашковцы, “штундисты”, баптисты, евангельские христиане, молокане-захарьевцы, братские меннониты. 1-го апреля состоялось первое заседание съезда, в котором приняли участие свыше 70 делегатов с мест и 30 приглашенных евангелистов, в том числе зарубежных. Однако на шестой день все приезжие участники были арестованы и препровождены в Петропавловскую крепость. После пристрастных допросов их обвинили в хранении недозволенных публикаций и документов, постановив немедленно выслать из Петербурга. Уже 24 мая вышло упоминавшееся распоряжение о закрытии Общества духовно-нравственного чтения. От В.А. Пашкова и М.М. Корфа потребовали немедленно прекратить проповедническую деятельность, а после их отказа — в двухнедельный срок покинуть страну. Время от времени их последователи продолжали собираться в частных домах, но Общество как таковое свое существование прекратило.
С 1905 г. в истории баптизма наступила эпоха, которую можно назвать эпохой открытого штурма. Александр I, склонный к западной мистике и ставший членом Российского библейского общества, положившего начало широкому распространению Библии, включая и ее русский перевод, делал щедрые пожертвования в его пользу в 1905 году издал указ “Об укреплении начал веротерпимости”. Под влиянием натиска баптистов в проповеди Евангелия и распространения Библии во многих местах произошли существенные изменения.
С 1908 по 1928 год И.С. Проханов был признанным руководителем Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) с центром в Санкт-Петербурге. Союзом русских баптистов руководил Н.В. Одинцов, пастор церкви баптистов в Москве. С 1902 по 1911 годах ежегодно проводились баптистские съезды. 8 апреля 1929 года выходит известное постановление ВЦИК РСФСР “О религиозных объединениях”, заметно ущемляющее права религиозных организаций по сравнению с декретом 1918 года, в частности, требующее от них обязательной регистрации. В мае того же года вносится поправка в Конституцию РСФСР: вместо “свободы религиозной пропаганды” отныне фигурирует “свобода религиозных исповеданий”. В соответствии с последующими официальными разъяснениями “проповедь Евангелия и деятельность с привлечением новообращенных в среду верующих людей рассматривается как преступление перед государством”. Нетрудно представить себе, что это означало для протестантских, евангелических конфессий, для которых подлинная вера непременно включает труд благовестия, проповедь “света Евангелия”. С 1929 года начались массовые репрессии наиболее известных деятелей баптизма и евангельского христианства как в центре страны, так и на периферии. Руководители страны и всех государственных органов власти в борьбе за власть проводили тотальные репрессии против собственных граждан, что коренным образом также и отразилось на религиозные структуры и в частности на действующие общины евангельских христиан и христиан-баптистов. В результате в начале 30-х годов 20-го века в основном все церкви и региональные союзы прекратили свое существование т.к. фактически были разогнаны, а многие руководители отправлены в Сибирь в ссылку.
В декабре 1929 года состояние “сектантского вопроса” обсуждалось на заседании Оргбюро ЦК РКП(б) в присутствии Сталина, Молотова, Калинина, Бубнова, Ворошилова, Андреева и др. Деятельность и отчет Антирелигиозной комиссии получили одобрение, и было принято решение: “Разработку указаний по дальнейшему разложению сектантства поручить спецкомиссии в составе Тучкова, Анцеловича, Смидовича, Красикова и К.А. Попова”. “Указания” известны: усиление массовых репрессий, жертвами которых в одинаковой мере стали и фундаменталисты, и модернисты, равно как и все светские вольнодумцы — и реальные, и только подозреваемые.
В конце 1928 года прекращается издание “Баптиста России”, с середины 1929—“Баптиста”, с 1928 — “Христианина” (журнал “Слово истины” и газета “Утренняя звезда” были закрыты еще в 1922 году). Сложилась особая ситуация: любые высказывания баптистов, соответствующие принципам их вероучения—об абсолютном авторитете Бога, о “революции духа”, о принципах ненасилия и братской любви — приравнивались к идеологической диверсии. Скажем, вполне тривиальное заявление: “Грех делить крестьян на кулаков, середняков и бедняков; все они - дети Божий” однозначно трактовалось как зловредная проповедь “классового мира”, направленная против линии партии. Многие служители были жестоко репрессированы, остальные разъехались в разные места. Дети Божии собирались по домам, особенно ревностно трудилась молодежь.
Восстановлению жизни церкви способствовало совещание, на котором произошло объединение баптистов и евангельских христиан в один союз. Мало, кому известно, что все эти годы гонений за права и свободы верующих боролись наши братья и сестры других стран. Правительство США увязывало свободу верующих с вопросами военной и гуманитарной помощи Советскому Союзу во Второй мировой войне. Под давлением мировой общественности и в выполнение договора об открытие Второго Фронта союзниками в период Великой Отечественной Войны (1941-1945) Российское руководство решает отозвать из ссылок и тюрем верующих евангельских христиан и христиан-баптистов, которые были осуждены за своё вероисповедание. Так, что ослабление репрессий против баптистов в 1944 г. не было актом доброй воли сталинского режима, а, скорее, вынужденной мерой. Для участия в съезде 1944-го г. в Москву съехались служители, буквально несколькими днями ранее освобожденные из лагерей, где некоторые из них ожидали исполнения смертных приговоров.
В октябре 1944 года для участия в работе съезда в Москву съехались служители, буквально несколькими днями ранее освобожденные из лагерей, где некоторые из них ожидали исполнения смертных приговоров. Во время работы этого съезда создается Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), который объединил баптистов и евангельских христиан. В августе 1945 года к нему присоединили часть христиан веры евангельской (пятидесятников), которая пошла на отказ от своих ключевых принципов - глоссолалии и “дара пророчества”. Остальные пятидесятники остались на положении “нерегистрируемых”. Позже к ВСЕХБ присоединились братские меннониты и ряд других евангелических объединений и после долгих скитаний дети Божии возвращались к полноценной духовной жизни.
Переломным стало начало 90-х годов, когда евангелический конгломерат, созданный силовыми, бюрократическими методами, стал спешно разбегаться, и перечисленные выше конфессии предпочли в дальнейшем жить самостоятельно. В 1991 году, после развала Советского Союза и разделение страны на Суверенные Независимые Страны (СНГ) от ВСЕХБ отошли евангелистские церкви, которые действовали в союзных республиках, объявивших о своем государственном суверенитете. После этого периода баптисты, пятидесятники и меннониты разошлись на отдельные братства.
В России многие видные деятели баптистского движения еще в царские времена находились в пожизненных ссылках в стране и заграницей, несмотря на дворянские титулы и положение в обществе. Времена советского режима отмечались еще более страшными гонениями против верующих. Эти гонения в сочетании с непрекращающейся слежкой имели место вплоть до времени распада СССР. Баптистам была закрыта дорога в учебные заведения, они не могли занимать никаких серьезных должностей на службе, семьи испытывали постоянное давление в вопросах воспитания детей и т.д. С баптистами отождествляли худшие стороны деятельности всех извращенных религиозных течений и сект. Их обвиняли в шпионаже, приписывали другие жуткие преступления, поливали ложью, так что само слово "баптист" до сих пор пугает людей. И, тем не менее, всегда находились те, которые, несмотря на смертельную опасность, отстаивали право верить в Бога по удостоверению своей совести.
После долгих десятилетий жизни в стране закрытой для свободного передвижения граждан и открытия границ очень большое количество верующих, в основном из семей преследуемых за вероисповедание, уехали в другие страны.
Согласно данным Российского Государственного Комитета Статистики за 2002 год Протестантских церквей в России (зарегистрированных и объединенных в Союзы): Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (председатель епископ Сергей Ряховский) 1995 церквей, Союз христиан веры евангельской пятидесятников (председатель епископ Павел Окара) 1600 церквей, Союз евангельских христиан-баптистов (председатель Юрий Сипко) 2000 церквей, Союз Адвентистских церквей 1000 церквей, Протестантские церкви, не входящие в централизованные объединения, пятидесятнические 800 церквей, Протестантские церкви, не входящие в централизованные объединения, баптистские 500 церквей. Всего: 7895 церквей
Количество протестантов по конфессиям за 2002 год: Пятидесятников (всех вместе) 1 540 000 человек, Баптистов (всех вместе) 1 000 000 человек, Адвентистов 200 000 человек. Всего: 2 740 000 человек. Возрастной состав прихожан: Дети 5%, 18-30 лет 45%, 30-60 лет 30%, 60 и более лет 20%.
Вторник, 5 марта 2002 года в России создан "Консультативный совет глав протестантских Церквей" в который вошли главы протестантских церквей (КСГПЦ) - председатель Союза евангельских христиан-баптистов России Петр Коновальчик, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской - пятидесятников (РОСХВЕп) Сергей Ряховский, председатель Союза христиан веры евангельской пятидесятников (ХВЕП) России Павел Окара и президент Западно-российского Союза Церкви христиан адвентистов Седьмого дня Василий Столяр. По заявлениям членов Совета его основной задачей является "координация усилий для диалога с государством, другими христианскими конфессиями и религиями и для социальной работы". В частности, главы четырех союзов надеются написать "единую протестантскую социальную доктрину". Одним из первых документов, разработанных КСГПЦ, стало обращение протестантов к автору законопроекта "О традиционных религиозных объединениях в РФ" депутату Александру Чуеву в котором выражается резко негативное отношение к законопроекту. Главы протестантских Церквей полагают, что "законопроект нарушает конституционные положения об отделении Церкви от государства и равенстве религиозных объединений перед законом".
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий