В последнее время со стороны некоторых
лиц раздаются голоса, осуждающие ис-
пользование в христианской жизни такого
евангельского установления как пост. Пускаясь
в длительные рассуждения о бесполезности и
даже вредности традиционного христианского
поста, сторонники этой позиции ставят на вид
недавно показанный в телевизионных «Ново-
стях» и получивший большой общественный
резонанс случай «поста», имевшего смертель-
ный исход. Из этого случая они делают по-
спешный вывод о том, что традиционный пост
опасен. В действительности же, упомянутый в
СМИ смертельный исход был результатом не
практикования поста, а бездеятельного выпра-
шивания у Бога пищи, что, разумеется, значит
не одно и то же. Из этого видно, что такого
рода возражения посту могут быть приравнены
к отрицанию использования автомашин только
на том основании, что кто-то попадал на них
в аварию из-за нарушения правил дорожного
движения.
Некоторые противники поста вульгарным об-
разом высмеивают традиционную точку зрения
о посте, позволяя себе резкие выпады в адрес
своих оппонентов. Например, они бросаются
такими словами, как: «мазохизм», «дрессиров-
ка плоти», «мертвые традиции». При этом дан-
ным словам противопоставляются выражения в
стиле откровенного гедонизма: «от воздыхания
и уныния — к веселому торжеству», «пируйте
себе на здоровье» и т.п.
Характерно, что ревизионисты этой доктрины
подмечают лишь искаженные представления о
посте, которые и критикуют, причем далеко не
с библейских позиций. Традиционному взгляду
на пост обычно противопоставляется хариз-
матическое учение о позволительности и да-
же обязательности получения неограниченных
удовольствий во всех сферах жизни человека.
Так, по их мнению, традиционный пост ведет
«к слабости и болезням», а харизматическая
свобода — «к здоровью и исцелению», «к жиз-
ни с избытком», «к принципам преуспевания».
Разумеется, что такая критика поста, являясь
тенденциозной, сама нуждается в соответству-
ющей корректировке.
АНАЛИЗ ВОЗРАЖЕНИЙ В АДРЕС
ТРАДИЦИОННОГО ПОСТА
К
ритики этой доктрины часто передерги-
вают библейские данные о посте. На-
пример, некоторые авторы ухитряются
8 СЛОВО ИСТИНЫ» № 11 (25), 2013утверждать, что сорокадневный пост Христа
был не «плотским», а духовным. Единствен-
ным основанием для этого они считают текст
Ис. 58:6, говорящий «вот пост, который Я из-
брал: разреши оковы неправды». Конечно, мы
понимаем, что этот текст не может отменить
обычное использование поста, что мы и наблю-
даем в других местах Ветхого и Нового Заве-
тов. Этот текст говорит лишь о недостаточно-
сти обычного воздержания от пищи, а не о не-
нужности этого. Он учит тому, что воздержание
от пищи не должно быть самоцелью, а при-
менялось для пользы других людей: «раздели
с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных
введи в дом». Никакого сугубо духовного ис-
пользования поста в этом тексте Писания нет.
Есть только сочетание физического и духовного
компонентов поста: когда начинаешь пост, по-
заботься также и о духовной чистоте. Иными
словами, кроме физического поста еще нужно
разрывать оковы греха. Контроль над грехом
подразумевает и контроль над телом.
В целом сторонники отмены поста предпочи-
тают игнорировать библейские свидетельства в
пользу традиционного мнения о посте. Напри-
мер, они обходят вниманием места Писания,
такие, как «усмиряю и порабощаю тело мое»
(1 Кор. 9:27), «страдающий плотью перестает
грешить» (1 Пет. 4:1), «человек совершенный,
могущий обуздать тело» (Иак. 3:2). Конечно,
сущность поста заключена в самовоспитании,
самоограничении и самоконтроле, которые сле-
дует отличать от «рабства». Духовным образом
пост невозможно истолковать в следующих тек-
стах Писания: Деян. 9:9; 13:2-3; 14:23; 2 Кор.
6:5; 11:27. Сам Христос обязывал Своих учени-
ков поститься после Его ухода от них: «тогда
будут поститься» (Мф. 9:15; Мк. 2:20; Лук. 5:35).
На этом фоне выглядит странным утверждение
некоторых лиц о том, что «Христос никогда не
постился» или такие выражения, как «люди
с каменными сердцами духовно более напо-
минали зверей» (имеются в виду «звери» из
времени сорокадневного поста Иисуса Христа).
Сказанное относится и к словам о «духовной
пустыне» во время этого поста Иисуса. Тенден-
ция автора считать, что к плоти относится лишь
закон, а к духу исключительно благодать весь-
ма опасна, поскольку окрашена в манихейские
тона. Согласно библейскому учению, христиа-
нин должен быть свят и чист как телом, так
и духом. Подобным же образом нужно усми-
рять и свое тело, и свой дух, сообразовывая
их с Божьими требованиями святости. Поэтому
не обязательно считать пост «добрым делом»
в смысле заслуги. Он может быть и законным
плодом веры, ведь «вера без дел мертва».
Некоторые места Писания о посте истолко-
вываются реформистами тенденциозно. Напри-
мер, «бремя (Христа) легко» (Мф. 11:30) вовсе
не потому, что Он отменяет несение этого ига,
а потому, что несет его вместе с нами. Перво-
христиане «принимали пищу в веселии и про-
стоте сердца» (Деян. 2:47), разумеется, не во
время постов. Сказанное имеет прямое отно-
шение и к гостеприимству. Конечно, Иисус «лю-
бил есть и пить вино» не в значении отрица-
ния поста. Слова Христа «Когда поститесь, не
будьте унылы» (Мф. 6:16) весьма рискованно
толковать как призыв «снять ярмо законниче-
ства и бремя соблюдения человеческих запо-
ведей». Слова «никто да не осуждает вас за
пищу» (Кол. 2:16) относятся не к посту, а к ев-
рейскому обычаю использовать лишь «кошер-
ную» пищу. То же можно сказать и о тексте:
«пища не приближает нас к Богу» (1 Кор. 8:8;
ср. Мк. 7:21). Слова «К чему мне множество
ваших жертв» (Ис. 1:11) не отрицают необходи-
мости жертвенного служения Богу и потому не
могут безусловным образом применены к теме
поста.
Один из критиков поста утверждает: «Поэто-
му «помазание головы» во время поста, о ко-
тором говорится в Мф. 6:17, означает приня-
тие елея радости, которым мы помазаны как
соучастники дел Божьих... Предложение Иисуса
«умыть лицо» во время поста означает обно-
виться умом». Отсюда этот автор делает ис-
кусственное заключение: «Иисус раскрыл Сво-
им ученикам духовное видение поста как еван-
гельского стиля жизни для рожденных свыше
христиан». Если использовать метод духовного
истолкования поста, тогда можно подобным же
образом духовно применять и такие церковные
таинства, как Вечерю Господню и крещение.
А некоторые аргументы противников поста
весьма легковесны. Например, один из них пи-
шет: «Пост, который избрал Бог, недоступен для
людей, не имеющих Божьей природы, для тех,
кто не был рожден свыше». Если согласиться
с этим утверждением, тогда нужно считать не-
применимыми к неверующим людям и заповеди
о браке, почитании старших, повиновении вла-
стям и т.п. Очевидно, что некоторые заповеди
имеют универсальное значение, так что разни-
ца между верующими и неверующими людьми
состоит в отношении к этим заповедям, а не в
том, что у Бога существуют разные стандарты
и требования, применяемые к разным людям.
По крайней мере, жители Ниневии были спо-
собны к совершению покаяния и поста (Ион.
3:5).
По всему видно, что отрицатели традицион-
ного поста освещают эту тему односторонним
образом, т.е. противопоставляя, а не совмещая
физический и духовный его компоненты. Их
представления о посте несовместимы с убеж-
дениями подавляющего большинства христиан
самых разных конфессий. Мало того, основ-
ное их заключение: «Не нужна Богу и такая,
ставшая привычкой, жертва как традиционный
пост» соответствует скорее общей тенденции
Учение
СЛОВО ИСТИНЫ» № 11 (25), 2013 9либерализации христианской веры и служения.
Современным христианам, изнеженным мате-
риальным комфортом, с трудом удается воз-
держиваться от излишеств в пище и в других
вопросах, чтобы упражнять свою волю в послу-
шании Божьим требованиям святости. Фактиче-
ски они оказываются неспособными жертвовать
для Бога и Его служения тем, что считают сво-
им «законным правом».
Конечно, нам следует отстаивать правильное
понимание поста, защищаясь от неверных его
истолкований (см. Ис. 50:8; Иер. 14:11-12). На-
пример, пост не должен подменять подлинное
раскаяние показным благочестием (см. Зах. 7:5;
Мф. 6:16). Недопустимо считать, что традици-
онный пост должен использоваться как метод
давления на Бога, или что к плоти нужно отно-
ситься как к своему врагу. Поэтому нам следу-
ет рассуждать лишь о злоупотреблениях поста,
а не о его необходимости.
Следовательно, значение поста можно уточ-
нять и развивать, но отрицать его никто не
имеет права. Пост был и останется для вер-
ных Богу людей средством самодисциплиниро-
вания, духовного воспитания и возрастания в
вере так же, как и воздержание от любых ви-
дов излишеств (интим, богатство, любознатель-
ность, смехотворство и т.п.). По этой причине
сомнения в правомерности поста не к лицу ис-
тинному христианину.
ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА ПО БИБЛИИ
И В ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ
П
ост в Священном Писании является вы-
ражением особой нужды перед Богом,
потему он неотъемлем от молитвы (Не-
ем. 1:4; Есф. 4:3; Дан. 9:3; 10:2-4; Лк. 2:37; Де-
ян. 13:2). Пост, выражая насущность и важность
молитвы о каком-то деле, осуществлялся при
покаянии (Иоил. 2:12-13) и посвящении (Деян.
13:3; 14:23). Основное назначение поста состо-
ит в воспитании в верующем такой добродетели
как воздержание, необходимой для успешной
борьбы с грехом. Способность отказа от пищи
при этом может служить свидетельством о том,
что духовным вещам в нашей жизни отдается
должное предпочтение. Готовность послужить
Богу в малом развивает в верующем и рвение
в духовных вопросах (1 Пет. 4:1-2; Евр. 5:8).
По этой причине соблюдение поста сопряжено
с отказом от удовольствий (1 Кор. 7:5). Отказ
от материального во имя приобретения духов-
ного — две взаимосвязанные стороны поста.
Говоря о важности поста, необходимо учиты-
вать следующие соображения. Пост способству-
ет нашему смирению, воспитанию зависимости
от Господа и упованию на Него. Пост позво-
ляет не отвлекаться на посторонние вопросы
при изучении Библии и в молитвенном обще-
нии с Богом. Пост воспитывает самодисципли-
ну и способность сопротивления греховным
желаниям. Пост очищает организм от шлаков
и улучшает умственные способности, что бла-
гоприятно сказывается на состоянии здоровья
человека.
Длительность и правила поста Писание не
устанавливает, поэтому они должны опреде-
ляться конкретным состоянием организма каж-
дого члена церкви. Христос связывал пост с
духовной работой над собой, а не с соблю-
дением его как внешней формальности (Мф.
6:16). Пост бывает не только для тела, но и
для души, выражаясь в форме временного от-
каза от активной умственной деятельности или
эмоциональных удовольствий. Таким образом
пост делает людей духовно сильными и спо-
собными переносить ради служения Господу
различные ограничения и трудности.
Согласно Писанию, посты назначались по
различным поводам: в знак скорби (Суд. 20:26;
1 Цар. 31:13; 2 Цар. 1:12), при раскаянии (2
Цар. 12:15-23; 3 Цар. 1:27-29; Неем. 9:1-2; Ио-
ил. 2:12-13), как выражение особого смирения
во время молитвы к Богу (Ездр. 8:21; 2 Пар.
20:1-4; Пс. 34:13-14; 68:11; 108:24; Дан. 9:3).
Иногда пост назначался с целью получить от
Бога ответ на серьезный вопрос (Иоил. 2:12-18;
Деян. 13:1-5). Во всех без исключения случа-
ях пост связан с ощущением нужды людей в
особой Божьей защите, вразумлении или уте-
шении. Хотя конкретной заповеди о посте мы
не встретим в Священном Писании, несомнен-
но то, что Бог не считает пост ненужной или
вредной инициативой человека.
С наступлением эры Нового Завета пост так-
же не подвергался сомнению, хотя Слово Бо-
жье неоднократно предупреждает от различных
злоупотреблений им. Сам Христос постился со-
рок дней перед выходом на Свое обществен-
Учение
10 СЛОВО ИСТИНЫ» № 11 (25), 2013ное служение, а также предупреждал о том,
что Его ученики после Его ухода будут продол-
жать использовать пост. Хотя в некоторых ме-
стах оригинального текста Нового Завета слово
«пост» отсутствует (Мф. 17:21; Мк. 9:29; Деян.
10:30; 1 Кор. 7:5), во всех остальных случаях
оно сохраняет свою авторитетность (Мф. 4:2;
6:16-18; 9:15; Лк. 2:37; Деян. 13:2-3; 14:23; 2
Кор. 6:5; 11:27). Все эти свидетельства делают
пост установлением, обязательным для соблю-
дения каждым христианином.
У евреев всенародный пост соблюдался
один раз в году, в день Очищения (Лев. 16:29-
31; 23:26-32; Числ. 29:7-11), а также по осо-
бым случаям (3 Цар. 21:9, 12; Ис. 58:3-6; Иер.
36:6, 9; Иоил. 1:14), остальные носили част-
ный характер. После падения Иерусалимского
храма евреи назначили посты в пятом (по по-
воду захвата Иерусалима Навуходоносором) и
седьмом (по поводу убийства Годолии) месяцах
(Зах. 8:19). Пост в десятом месяце напоминал
о начале осады Иерусалима вавилонянами, а в
четвертом — конце правления династии Давида
(Седекии). При этом воздержание от пищи (ино-
гда и питья) во время личного или семейного
поста могло быть как полным, так и частичным.
Длительность и интенсивность частного поста
не определялась.
Ранние христиане практиковали пост в част-
ных целях, длившийся до заката, но не имев-
ший регулярных дней. Лишь перед Пасхой он
был обязательным для всех и проводился два
дня: в среду и пятницу. Во время огосударст-
вления церкви при Константине был установ-
лен сорокадневный пост накануне праздника
Пасхи. В Средние века в церковную обяза-
тельную практику были введены еще некото-
рые постные дни, приуроченные к различным
праздникам. Со временем католическая цер-
ковь видоизменила значение поста, сделав его
выражением братского уподобления нищим. По-
добные установления о посте существуют и в
православии.
Со времени Реформации общецерковные
постные дни были отменены во всех проте-
стантских церквах, став частным делом ве-
рующих. Пост среди различных евангельских
церквей постсоветских стран является обычным
явлением с самого начала их возникновения.
При этом он совершается как в частных целях
(суточный пост), так и в церковных (пост до
обеда или вечера в специально назначенные
дни). Принятие поста или вхождение в него в
среду перед праздником Пасхи является обяза-
тельным. В некоторых церквах стало обычаем
и совершение поста перед каждым хлебопре-
ломлением.
Поскольку точная процедура проведения по-
ста не регламентирована Писанием, необхо-
димо учитывать медицинские ограничения, ис-
пользуемые в случае воздержания от приема
пищи. С медицинской точки зрения полный от-
каз от принятия пищи в течение одних суток и
осуществляемый с периодичностью один раз в
неделю не только безопасен, но и полезен для
организма здорового и нормально питающего-
ся человека. Более длительные посты следует
осуществлять лишь при согласовании и под на-
блюдением врача. При этом обязательно упо-
требление минеральной воды и постепенный
переход на обычный режим при завершении
поста. Пост может быть отменен или заменен
более умеренной формой (соковые, раститель-
ные, молочные или рыбные дни) для людей,
постоянно недоедающих или имеющих забо-
левания желудочно-кишечного тракта. Пост как
воздержание от пищи не применяется по отно-
шению к детям, старикам и беременным жен-
щинам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
П
ребывание в посте свидетельствует о
том, что человек настолько сокрушается
о своих грехах, взывает к Богу о помо-
щи или выражает озабоченность по какому-
либо поводу, что обычные его нужды отходят
на задний план (Неем. 1:4-11; Есф. 4:16; Иер.
14:12). В этом смысле пост играет роль сред-
ства смирения, воздержания и посвящения себя
Богу (Пс. 68:11; 101:5). Пост ярким образом де-
монстрирует привязанность человека к реалиям
более высокого измерения, чем материальные.
Он дисциплинирует волю и позволят ему с
меньшими проблемами преодолевать различ-
ные неблагоприятные обстоятельства жизни.
Поскольку пост является сильным средством
духовного возрастания христианина, он должен
практиковаться и в церковном и в личном
применении (Мф. 9:15). В посте упражнялись
многие ветхозаветные лица, такие как Моисей,
Давид, Илия, Есфирь, Иосафат, Ездра, Нее-
мия, Даниил, а также многие люди во времена
пророков Иоиля, Ионы, Исаии и Иеремии. Ес-
ли к посту прибегали Сам Христос, Иоанн Кре-
ститель, Павел, Варнава, Корнилий, христиане
Иерусалимской, Антиохийской и других церквей,
тогда не суще-
ствует никаких
оснований для
отмены этого
Божьего уста-
новления.
Геннадий
ГОЛОЛОБ,
Черкассы
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий