Вопрос противостояния между преданием и Писанием не новый. Он возник еще во времена Иисуса Христа. И именно Он задает книжникам и фарисеям существенный вопрос: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Матф. 15:3). Далее Он продолжил: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: “Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим”» (Матф. 15:7-9).
Во все века существования Церкви Иисуса Христа этот вопрос остается актуальным. Каждый христианин должен понимать, где Слово Божье, а где человеческое предание, чтобы быть бдительным и не устранить Божью заповедь своим измышлением. На основании Священного Писания мы должны ясно определять, где современные фарисеи и книжники устранили заповедь Иисуса Христа своим преданием, тщетно чтя Бога, уча учениям и заповедям человеческим.
Однако нужно заметить, что, так сказать, редактировали и видоизменяли заповедь Божью не только фарисеи, но и богоугодные люди. Например, Моисей разрешил людям разводиться, хотя и был человеком Божьим. Фарисеи, опираясь на авторитет этого праведника, спорили по этому поводу с Иисусом Христом. Но Он ответил им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матф. 19:8). Другими словами, Христос сказал, что Моисей из-за жестокосердия людей отклонился от того, что изначально имел в виду Бог.
А в Своей обличительной речи фарисеям Иисус говорит: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: “почитай отца и мать”; и: “злословящий отца или мать смертью да умрет”. А вы говорите: “Если кто скажет отцу или матери: «Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»; тот может и не почтить отца своего или мать свою”; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матф. 15:3-6).
Христианству две тысячи лет. За это время изобретено много правил, постановлений, обрядов. И надо сказать, что отнюдь не плохие люди все это изобретали. Но случилось так, что заповеди Иисуса Христа были искажены во многих местах или даже устранены.
На основании Слова Божия, которое действительно неизменно, так как Сам Иисус Христос сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Марк. 13:31); мы должны увидеть, где и в каких случаях церковь уклонилась от первоисточника. Сегодня многие люди удивляются, почему Евангельские христиане-баптисты не придерживаются многих обрядов и постановлений, существующих в православной церкви. Короткий ответ можно сформулировать словами Христа: «Сначала не было так!»
Призывая Иеремию на служение, Бог провел его через тест: «И было слово Господне ко мне: “Что видишь ты, Иеремия?” Я сказал: “Вижу жезл миндального дерева”. Господь сказал мне: “Ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось”» (Иер. 1:11-12). В данном случае Иеремия все видел правильно, потому что Сам Бог удостоверил это. Мы тоже будем проверять на основании Библии, правильно ли видим.
Отношение баптистов к преданиям действительно является одним из основных и принципиальных вопросов веры. Само слово «предание» означает учение, которое передается прежними поколениями будущим. Это учение может касаться принципиальных, богословских доктрин, а также внешних незначительных и непринципиальных атрибутов. В защиту преданий православные богословы приводят, как правило, нижеследующие места из Библии: «О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь» (1 Тим. 6:20-21); «Хвалю вас,
братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2); «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15).
Как видим, Апостол Павел поощряет братьев и сестер в Коринфе и в Фессалониках за то, что они держатся его предания. Ясно, что Павел оставил много наставлений этим и другим церквам. И хорошо было то, что они эти наставления, или предания, сохраняли.
Изъясняя эти места, известный в православных кругах толкователь Библии Лопухин говорит, что в 1 Кор. 11:2 Павел имеет в виду порядок в церкви, заведенный им, но, объясняя слово «предание» во 2 Фессал. 2:15, он говорит, что здесь Павел имеет в виду учение, которое было передано им или через послание, или устно. Теперь же, если посмотреть конкретно на то, что Павел пишет коринфянам, мы можем сказать, что сама православная церковь не держится того предания, которое оставил Павел этой церкви. Например, он учит: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26).
В настоящее время в православной церкви существуют строго прописанные правила проведения литургии. Более того, кроме священника, никто не может обратиться к церкви со словом назидания или наставления. В то же время в баптистских церквах многие братья один за другим могут делиться Словом Божьим, которое Бог положил им на сердце. Как видим, последующие наслоения (решения, предания) вытеснили из жизни православной церкви то предание, которое оставил Апостол Павел. Правильно ли это?
Здесь необходимо сказать, что мы, баптисты, всегда отделяем то, что содержится в Библии от небиблейских источников. Мы понимаем, что надо быть слишком смелым, чтобы сказать, что писания апостолов и других церковных авторов равнозначны. Для евангельских христиан преданием является то, что не входит в состав Библии, и то, что в каких-то частях противоречит ей.
Православная же церковь совершенно по-другому относится к Священному Писанию и, как сами православные называют, священному преданию. Вот что об этом пишет официальный сайт Белгородской православной духовной семинарии:
«Священное Писание принимается православными в качестве богодухновенной, письменно ранее всего зафиксированной части Священного Предания. Последнее неотъемлемо включает в себя также Таинства, общение с невидимым миром, богослужебные тексты, церковное пение (поющее богословие) и обряды, деяния Соборов и Книгу правил, Уставы, исповедания веры, жития святых, молитвы, мощи, иконы (богословие в красках), храмовую архитектуру, писания и опыт святых подвижников, акты мученичества, летописи и т. п. Все Священное Предание дано и дается Православию в Духе Святом. Существенно, что все без исключения книги Нового Завета написаны в связи с конкретными обстоятельствами именно для христиан Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. То есть, для освященных (Деян. 20:32), а вовсе не для любого постороннего человека, даже если он мнит себя христианином. Поэтому правильно понимать их можно, лишь находясь в Священном Предании этой самой Церкви, сверяя ныне свое понимание, прежде всего, по Символу православной веры и Книге правил. Более того, сам отбор подлинных 27 книг Нового Завета из огромного множества ложных посланий (зачастую весьма тонко, искусно и лукаво подделанных) был возможен, лишь опираясь на Священное Предание. Иные предания имеют свои толкования и свою собственную духовную жизнь, не состоящие в единстве и согласии с вероучением, религией, Церковью, преемством и рукоположением Иисуса Христа»1 .
В православии нет серьезной границы между Писанием и преданием. Более того, оно утверждает, что само Писание может правильно пониматьсятолькоспозицииправославного предания. И если кто не является членом православной церкви, тот автоматически не может правильно понимать и толковать Писание. Если данное утверждение принять за истину, тогда как понимать очень серьезные разногласия и разделения в православной церкви? Ведь были времена в православной церкви, да и сейчас есть, когда епископы друг друга предавали анафеме:
«Православие, поддерживаемое царизмом, 200 лет свирепело против двоеперстия и рубило руки тем, кто крестился двумя перстами, и только в начале 19 столетия в правилах единоверия сознало свою неправоту и благословило одинаково как троеперстие, так и двоеперстие.
Тихону ненавистны наши богослужебные порядки, он душит в нас ту свежесть обряда, которой мы дышим и живем. Он наш душегуб, как представитель, покровитель закостенелого, отупевшего, омеханизировавшегося, выдохшегося поповства. И мы отходим от его злобы, отрясая прах его от своих ног. Во имя мира и для единения в духе любви не мы должны, в угоду тупости Тихона, отказаться от русского языка богослужения, а он должен благословить одинаково и славянский, и русский. Тихон не прав, сто раз не прав, преследуя наш обряд и называя нас сумасшедшими, и мы во имя священного воодушевления своего, во имя жизненной и нравственной правоты своей, не можем уступить ему и сдаться. Это значило бы потворствовать человеческой близорукости, узости, обскурантизму, корыстничеству и отдать правду и свежесть Христову на попрание отупевшему поповству»2.
Если сегодня происходит повсеместное разделение в недрах православной церкви, то становится понятно, что опираться на нее ненадежно. Тем более, как говорит в вышеприведенном тексте епископ Антонин (кстати, он не был предан анафеме православной церковью), православие рубило руки людям только за то, что они крестятся не тремя, а двумя пальцами… Это ли действие от Духа Святого, от Христа, Который, будучи злословим, не злословил взаимно? Это уже от другого духа, духа зла, непрощения и насилия.
Справедливости ради необходимо сказать, что все-таки многие православные богословы ставят Священное Писание выше церковного предания:
«Но если Дух Божий дышит во всех столетиях, если Христос действительно с нами во все дни (с нами, а не только с апостолами до дня их кончины), то разве можно уклониться от исследования и от принятия того опыта жизни во Христе, который был накоплен за эти “все дни”?
Этот опыт мы не ставим выше апостольского. Святоотеческие творения мы проверяем Евангельским мерилом»3.
Апостол Павел говорит, что Церковь Христа устроена на основании Апостолов и пророков (Еф. 2:20). Вот откуда мы должны отталкиваться! Все, что не соответствует этому основанию, должно быть предано анафеме. Апостол Павел настолько серьезно об этом говорит в Послании к Галатам, что теоретически включает
и себя в число тех, кто может принести другое учение. Вот его слова: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:6-9).
Итак, какое же отношение Павла ко всем последующим учителям? Если они придут и будут учить тому, что не соответствует учению Иисуса Христа и Апостолов, таких людей необходимо отлучать от церкви.
Вспоминаю, как мы с братом в детстве пилили дрова. Это были, как правило, тонкие березки. Мы отрезали одно полено по мерке, а потом этим отрезанным поленом мерили другое, другим – третье, третьим – четвертое… И вдруг мы замечали, что, например, десятое полено намного длиннее первого. Как так получилось? Оказывается, мы постепенно отходили от первоначальной мерки.
Отход от евангельского учения происходит порой сразу и резко, а иногда постепенно. Он может быть обусловлен определенными культурно-историческими факторами или же явным заблуждением, ересью. Для того чтобы проверить верны ли мы первоначальной «мерке», или же канону, необходимо «примерить» то, что мы имеем сегодня, к тому, что было изначально. Делая это, мы часто убеждаемся, что да, действительно, то что сегодня имеем, соответствует учению Иисуса Христа, а в других моментах обнаруживаем, что постепенно и незаметно ушли от канона.
Хочу привести некоторые примеры, где последующие учения соответствовали учению Апостолов. Предлагаю вашему вниманию некоторые выдержки из 85-ти апостольских правил4:
«17. Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни никем в списке священного чина.
19. Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире.
27. Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих или неверных обидевших и тем устрашить хотящего, извергать от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, будучи ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал».
Все эти правила соответствуют поручениям Апостола Павла, которые он дает в своих посланиях (1 Тимофею 3 и Титу 1), где сказано, что епископ должен быть мужем одной жены, что жена епископа должна быть примерной, не клеветницей… епископ также не должен быть бийцей.
А вот пример небиблейского предания:
«64. Если кто из клира будет усмотрен постящимся в день Господень или в субботу, за единственным исключением Великой Субботы, да будет извержен. Если же это будет мирянин, да будет отлучен.
70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки или нечто подобное, - да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен».
Трудно понять, почему епископ за то, что будет поститься в день Господень или же в субботу, должен быть извержен. Нигде чего-либо подобного в Библии мы не можем найти. Также за то, что постится с иудеями или празднует с ними, епископ тоже должен быть извержен. Тогда как Павел, явившись в Иерусалим, не побрезговал пойти в храм (Деян. 21:26) и т. д. Как видим, здесь уже что-то отличительное от того, что мы находим в Писании.
Вот как реагирует на некоторые постановления соборов известный православный священник Александр Борисов:
«В нашей Церкви, кроме упоминавшихся решений Поместных Соборов, имеется еще “Книга Правил”, в которой собраны важнейшие решения и постановления Церкви от II до Х века. Однако многие изложенные там правила явно не применимы к нашей действительности. Например: если клирик пойдет к какому-либо гражданскому чиновнику без разрешения на то епископа, “да будет извержен из сана”. “Аще жена волею (т. е. умышленно) извержет плод” (т. е. сделает аборт), да будет отлучена от Церкви на 7 лет. Слов нет, это, конечно, тяжкий грех, но буквальное применение таких правил оставило бы нашу Церковь и без пастырей, и без паствы. Поэтому в Духовных Семинариях будущих священнослужителей наставляют в том, чтобы они следовали не букве, а духу этих правил, не отвергая их целиком, поступали все же в соответствии со здравым смыслом. Но поскольку “здравый смысл” понятие не только растяжимое, но и вполне индивидуальное, то оказывается, что в нашей Церкви нет единого мнения даже по совершенно житейским проблемам, не говоря уже о таких вопросах, как жизнь на других планетах, анафема Льва Толстого, молитва о некрещеных, отношение к христианам других исповеданий и т. д. и т. п.»5.
Немного позже в этой же книге, на 69-ой странице, священник продолжает подчеркивать важность Священного Писания:
«Речь идет не о лицемерии, а о постоянном стремлении к умножению человеческих заповедей и правил: “заповедь на заповедь, правило на правило”. То же стремление к возведению вокруг заповедей Божиих целого забора других, человеческих заповедей и правил: для безопасности от повсюду угрожающих грехов с целью создания утонченной техники благочестия. Тот же страх перед всюду гнездящимся грехом усугубляется еще страхом перед всякого рода колдовством, заговорами, сглазом и т. п. и т. д. При этом удивительно мало внимания уделяется самому главному - Слову Божию, для которого просто уже не остается ни времени, ни внимания за всеми рекомендованными “батюшкой” акафистами, канонами, кафизмами. Людям вообще свойственно постоянное, часто бессознательное стремление заменить или подменить внутреннее внешним, общий принцип конкретным правилом, заповедь Божию преданием человеческим. Выше уже говорилось о том, что чтение Писания подменяется лишь пиететом к нему. Между тем, Иисус прямо сказал: “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики”.
Явно недостаточное внимание к Священному Писанию никак не может компенсироваться чтением бесчисленных акафистов и канонов, поскольку они не что иное, как предание человеческое, религиозная поэзия, которая при всех своих достоинствах не может заменить собою Слова Божия».
Часто можно услышать в адрес баптистов упрек от православных, что без предания и соборов церкви не было бы и канона Библии. На это возражение можно сказать, что, на самом деле, Сам Бог позаботился о каноне. Вот что по этому поводу пишет известный в протестантских кругах Сергей Санников в своем труде «Битва за учение»:
«Ни один собор никогда не принимал решения о каноне Священного Писания. Этот вопрос даже никогда не ставился для обсуждения, хотя Лаодикийский собор 363 г., Гиппонский собор 393 г., Карфагенский собор 397 г. приводили списки канонических книг, фиксируя то, что уже бесспорно было принято церквами. Если бы Господь допустил, что хоть один собор рассуждал бы о каноне Писания и утвердил его, то тем самым было бы признано, что верховный критерий истинности есть мнение епископов, а не само Писание. Но на протяжении более чем трех столетий церковь медленно и осторожно распознавала истинные Писания и отвергала ложные. Многие книги, некоторые из которых были подписаны именами самых знаменитых апостолов, все же не прошли этого испытания. Процессом канонизации руководил Дух Святой. Тот Самый, Который вдохновлял авторов книг Нового Завета, корректировал процесс собрания и принятия канона. Светские историки и религиоведы вообще не могут объяснить, почему евангелие Петра, столь близкое к каноническому тексту, не вошло в канон, а евангелие Марка, который лично не был свидетелем этих событий, находится в каноне. Ответ на этот вопрос следует искать только в богодухновенности канона».
Невольно вспоминаются слова Самого Бога, которые Он сказал Иеремии: «Ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:12). Сам Бог взял на Себя ответственность, чтобы Его учение и Его Слово провозглашалось и исполнялось. Каким же образом церковь отличила истинные Писания от поддельных или ложных? Здесь снова можно привести слова Самого Бога: «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? - говорит Господь. - Слово Мое не подобно ли огню, - говорит Господь, - и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:28-29). Другими словами можно сказать, что всякий разумный человек обязательно отличит Слово Божие от подделки под него, так же, как мякину от чистого зерна.
Баптисты ревнуют о том, чтобы не перемешать «мякину с чистым зерном». Об этом же ревнуют и некоторые православные священники, такие как Александр Борисов. Вот что он говорит в своей книге «Побелевшие нивы» (стр. 53):
«В отношении церковной молодежи следует сказать еще следующее. Нередко бывает так, что интеллигентный молодой человек, придя к вере, очень скоро становится крайним ортодоксом и консерватором. Иконописи, песнопениям, аскетической литературе, акафистам и канонам уделяется куда больше внимания, чем Священному Писанию - центру и источнику христианской жизни, поскольку оно говорит о личности Христа. Происходит как бы “застревание” в плотных слоях обширного христианского предания, окутывающих самый центр христианства - личность Иисуса Христа. Впечатление такое, что человек приходит не столько ко Христу, сколько к христианской культуре, столь богатой и разнообразной по сравнению с тем, что он знал до сих пор. Сама БИБЛИЯ в таком случае оказывается лишь фоном, а основное внимание направляется на святых Отцов, Добротолюбие, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, иконы, пение. Учителем становится не Писание, а Предание. Писание в этом случае объявляется слишком возвышенным и духовным - “до него еще надо дорасти”, причем не иначе как через упомянутых авторов. На деле же Библия оказывается забытой на отведенном ей почетном пьедестале, а духовная жизнь строится на Феофане Затворнике и Игнатии Брянчанинове. При этом человек сам их, может быть, почти и не читал, но ссылки на них, само звучание их имен уже содержат в себе нечто безусловно авторитетное и надежное».
Как видим, священник признает, что творения людей часто заслоняют Иисуса Христа от человека, когда тот больше внимания уделяет не Священному Писанию, а иконописи, песнопениям, аскетической литературе… Та же самая опасность существует и в баптистских церквах, так как появились тысячи книг - комментариев к Библии… Но статус Священного Писания в церквах ЕХБ поставлен во главу всего, тогда как в православной церкви четко не видно преимущества Священного Писания над священным преданием.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий