Д) ОТНОШЕНИЕ ЕВАНГЕЛьСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ К МАРИИ, МАТЕРИ ИИСУСА ХРИСТА
Неоднократно приходится слышать упрек из уст православного, что, мол, баптисты не почитают деву Марию. Что они имеют в виду, когда так говорят? И что значит почитать?
Давайте обратимся к толкованию В. Даля: какое понятие он вкладывает в это слово? «ПОЧИТАТь, почесть кого, что чем, за кого; считать, признавать, принимать, полагать. Я его почитаю отцом, за отца, признаю и уважаю; почитаю, как отца, равно с ним уважаю, более относится ко второму значению… \\ Почитать, почтить кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных».
Как видим, почитание и уважение идут рука об руку. Здесь ничего не говорится об обожествлении данного человека или о преклонении пред ним. Итак, в таком смысле слова, как объясняет В. Даль, мы почитаем Марию. Мы признаем, что она является матерью Иисуса Христа. Более того, в своих проповедях мы часто ставим ее в пример девушкам и женщинам, чтобы они подражали ей в своей вере и доверии Богу. Ее смирению пред Богом должны учиться не только женщины, но и мужчины. Когда ангел Господень объявил ей, что она родит Сына Божия, то в смирении Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук. 1:38).
Многие христианки хотели бы оказаться на месте Марии или быть таковой, как она. Вот почему мы считаем ее счастливой. Не зря ведь Мария, будучи исполнена Духом Святым, сказала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1:46-48). В будущие века все любящие Бога будут ублажать Марию.
Слово «ублажать» происходит от слова «блаженство», что значит высшая мера счастья. Вот как интерпретирует это слово Греческий лексикон Стронга: makari/zw - ублажать, считать или называть блаженным, счастливым; LXX: 0833 (rVva) C(pi), D(pu)67.
Бапстисты действительно считают Марию в высшей мере счастливой. Однако если мы кого-то считаем счастливым, то это автоматически не значит, что ему должны поклоняться.
Чтобы это слово стало более понятным, давайте прочитаем другие места из Библии, где оно употребляется: «Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня» (Иов 29:11). Здесь речь идет об Иове, который во дни своего благополучия испытывал такое отношение к себе. Люди считали его счастливым.
А вот что говорится о богатом человеке: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо, умирая, не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе» (Пс. 48:17-19). Как видим, богатый человек сам себя ублажает, и это опять не значит, что он сам себе молится.
Давид, молясь о Соломоне, в следующем месте Священного Писания говорит: «Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные; все народы ублажат его» (Пс. 71:17). Так и было, многие люди считали Соломона счастливым, но они не молились ему.
А вот в книге Притчей сказано о добродетельной жене: «Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: “Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”» (Притч. 31:28-29). Здесь слово «ублажают» говорит о том, что такую жену хвалят и муж, и дети.
А вот автор книги Екклесиаст говорит: «И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Еккл. 4:2-3). Будем помнить, Екклесиаст говорит это с позиции человека, который не берет в расчет вечную жизнь. Он говорит о бессмысленности и горечи бытия и что мертвые счастливы, потому что уже отошли с этой земли. И в этом месте Библии мы не находим подтверждения тому, что надо подразумевать под словом «ублажать» поклонение кому-то или чему-то.
И последний раз это слово употреблено в послании Иакова - в отношении тех, кто претерпел страдания: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Иаков говорит о терпении в трудностях и скорбях. Потом подчеркивает, что мы ублажаем, или же считаем счастливыми, тех, которые терпели.
Вот и мы, евангельские христиане-баптисты, ублажаем, или считаем счастливой, Марию, которая приняла Сына Божия Иисуса Христа и родила Его.
Но какова же сущность самой Марии? Некоторые называют ее тоже непорочной, не имеющей греха и порока. Может ли такое быть, чтобы кто-либо из людей был настолько кристально чистым и праведным пред Богом, что мы его можем назвать непорочным? Если верить тому, что говорит Библия, то мы такого предположения не можем сделать. Апостол Павел, цитируя псалом, говорит: «Нет праведного ни одного» (Римл. 3:10). Далее он продолжает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римл. 3:21-24).
Можно ли из этого общего заявления «все согрешили» сделать исключение и сказать, что как раз Мария не согрешила? Нет, и вот почему. Когда Мария произносит свою молитву в доме Елизаветы, своей родственницы, она говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» (Лук. 1:46-48). Как видим, Мария хвалит Бога - СВОЕГО СПАСИТЕЛЯ. Если же она была безгрешной, тогда как Бог является ее Спасителем? Безгрешный человек не нуждался бы в Спасителе. На самом деле, тогда Бог был бы обязан принять ее в Свое Царство, и причем без всяких болезней и страданий, потому что страдания и болезни – результат греха. Но Мария сама признает, что Бог ее Спаситель.
Мы не должны обольщаться и по поводу того, что Мария заслужила то, чтобы принять в свое чрево и родить Иисуса Христа. Ангел Господень говорит ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:30-33).
Слова «ты обрела благодать» говорят, что это не по заслугам, а по благодати. Благодать же – это не что-то, что можно заслужить. Это - дар Божий! Если бы было ей сказано, что она заслужила, тогда мы с полным правом могли бы говорить, что Мария – это тот человек, который мог сделать что-то такое, что не доступно другим людям. Тем не менее мы не должны совершенно исключать человеческую сторону в Божьем действии. Мария восхваляет Бога, «что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лук. 1:48). Библия неоднократно говорит о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5). Ни один человек не может похвалиться собой, своим благородием пред Богом и своими делами. Все, что есть доброго в его жизни, – это благодать Божия. Сам Апостол Павел, сравнивая себя с другими апостолами, говорит: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:9-10). В одном стихе Павел трижды употребляет слово «благодать». Себя же называет недостойным апостольского звания. И даже когда говорит, что больше всех апостолов потрудился, сразу же делает оговорку, что это не он, а благодать Божия.
Вероятно, Мария могла бы тоже сказать, что на самом деле не ее это дело, не ее заслуга, а благодать Божия. Она просто в смирении могла принять эту благодать.
Нам часто указывают на брачный пир в Кане Галилейской, где между Христом и Марией произошел следующий диалог: «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: “Вина нет у них”. Иисус говорит Ей: “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой”. Матерь Его сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте”» (Иоанн. 2:3-5). Подчеркивается, что Иисус Христос по слову матери претворил воду в вино, и на этом основании делается вывод, что она имеет непосредственный доступ и влияние на Сына, поэтому со своими проблемами мы можем обращаться к Марии, а она быстрее донесет их Иисусу Христу.
Сделать такое заключение только на основании одного этого места из Библии, мягко говоря, неправильно. Да, Христос сказал, что еще не пришел Его час, но такие слова Он говорил и братьям, которые приглашали Его на праздник. И этим Он дал им знать, что не пойдет на него, но потом пошел. То же самое произошло и здесь. Мария здесь правильно делает акцент: «Что скажет Он вам, то сделайте». Не то, что скажет Мария, надо делать, а то, что скажет Христос.
Далее, здесь демонстрируется отношение Христа к матери, когда Он дает ей ответ, употребляя не слово «мама», а «жено». Вот что значит это слово: gunh/ 1 . женщина (взрослая, замужняя или незамужняя, вдова, мать; употр. как уважительное обращение); 2 . жена, супруга68.
Это обращение Иисуса Христа к матери ставит под вопрос католическую доктрину о непорочном зачатии Марии и доктрину о том, что она не имела супружеских отношений со своим мужем Иосифом. Читатели Библии знают, что такое же обращение Христос употребляет, обращаясь к Марии с креста. Если бы Бог хотел, чтобы мы называли Марию царицей небесной и богородицей, то Сам Иисус назвал бы ее хотя бы Матерью, но этого не произошло. Таким образом, Сам Христос определил место Марии в церкви Божией.
Да, она исполнила великую и славную миссию, но из-за этого не перестала быть просто женщиной. Подтверждением этому служит и молчание авторов новозаветных посланий. Они ни единым словом не выделяют Марию, не говорят о ее особом статусе в Церкви Христовой. Только евангелист Лука говорит, что она вместе с учениками Иисуса Христа была в горнице, где молились Богу: «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев, и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами, и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:13-14).
И в посланиях апостола Павла нет ни одного слова, побуждающего обращаться в молитве к Марии, чтобы она ходатайствовала перед Иисусом Христом за тот или другой вопрос, за того или другого человека. На основании всего вышеизложенного мы, евангельские христиане-баптисты, относимся к Марии так, как должно, как предписывает Писание. Мы считаем ее блаженной, чтим в том, что ей дана благодать родить Сына Божия, призываем людей следовать ее примеру в смирении и послушании Богу. Что же касается поклонения и служения ей, так это уже не от Господа, а от человеческих фантазий, которые противоречат Слову Божию и не богоугодны.
В заключение рассуждений о Матери Иисуса Христа Марии хочу привести здравые, непредвзятые рассуждения священника Александра Борисова:
«Пожалуй, проповеди, вроде той, о которой мы упомянули вначале, - наиболее яркий пример так называемого «предания», господствующего в нашей Церкви и не опирающегося ни на Священное Писание, ни даже на богослужебные тексты, поскольку из них никак нельзя вычитать, что самым главным в христианстве является иконопочитание и ношение нательного крестика. Эта трансформация возникла исторически и постепенно. Истоки ее, вероятно, где-то в раннем средневековье, когда государственное христианство в борьбе с язычеством стремилось привить многочисленным проявлениям языческой культуры христианское содержание. В результате, в народном христианстве почитание Богоматери едва ли не вытесняет почитание Отца, Сына и Святого Духа. Из Ходатаицы и Заступницы Мария становится как бы самостоятельным Божеством. Причина здесь, по-видимому, в почти полной невозможности для человека, не знакомого со Священным Писанием и не получившего хотя бы небольшой подготовки, своими силами представить и принять такую близость Бога, которая даруется нам во Христе Иисусе. Поэтому вполне естественным выглядит стремление заменить эту близость, такую потрясающую и таинственную, такую обязывающую к столь же беспредельной ответной любви, на куда более понятную материнскую любовь Богородицы, которая при этом утрачивает значение лишь Ходатаицы и Заступницы, а становится самостоятельной ценностью, вытесняющей образ Бога, даваемый в Божественном Откровении, Библии.
При этом из любви Божией к нам вытесняется, вычеркивается ее мужественный аспект, наиболее трудно переносимый из-за содержащегося в нем призыва к ответственности, самостоятельности, взрослости. Вместо этого, между нами и Богом, открывающимся в Иисусе, поставляется Богородица, по-матерински, по-женски прощающая, и милующая, и жалеющая, которая упросит, умолит грозных и требовательных Отца и Сына. Все это порождается естественным стремлением человека бежать от ответственности, уйти во младенчество, спрятаться в материнских руках и никогда оттуда не выходить, никогда не становиться взрослым69.
На 108-ой странице он продолжает:
«В инстинктивном стремлении человеческой души вытеснить непосредственное почитание Отца, Сына и Святого Духа “промежуточной инстанцией” - особенным почитанием Богородицы (эта тенденция сильно проявляется не только в Православной, но и в Католической Церкви) - мы снова встречаемся с самым главным заблуждением человеческой души: попыткой самим создать образ Божий, вместо того образа Бога, который раскрывается нам в Библии… Чтобы по-настоящему идти к Богу, приходится предоставить всего себя лепить рукам Божьим, зная, что Он будет переделывать тебя, разрывая и ломая то, что сформировалось само, неправильно. Но это ведь процесс трудный и даже мучительный. Поэтому человек предпочитает моделировать Бога по собственному образу, который будет гораздо выше его самого, по образу мечты, которую он сам осуществить не в состоянии. Но который тем не менее остается, в основе своей, его собственным, то есть человеческим, творением и никогда не совпадает с той вечно таинственной Реальностью, Которая и есть Сам Бог»70.
«Даже в проповедях Иоанна Златоуста, жившего в IV в., и в его Творениях, составляющих 12 больших томов, мы не встретим никаких восхвалений Марии, а всего лишь несколько вполне сдержанных упоминаний о Ней»71.
И еще одна цитата относительно почитания Марии:
«Почитая Богородицу и святых, необходимо всегда помнить, что Дева Мария и все святые, прославившие Христа и Церковь подвигами веры, - наши помощники и в приближении ко Христу, в молитве к Нему. И, хотя теоретически это имеется в виду, в практике церковной жизни нередко забывается. Необходимо, чтобы мы не просто помнили, но и хорошо понимали всю важность слов Иисуса: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:20). Именно тогда, когда мы собираемся во имя Иисуса, Он будет посреди нас. Итак, Иисус опять сказал им: “Истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам. Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется…” (Ин. 10:7, 9).
Именно Иисус, молитвенное общение с Ним есть та дверь, за которой лежит путь ко спасению, и ничто не должно заслонять эту дверь, подменяя собою вхождение в нее, - ни почитание Девы марии и святых, ни страстное стремление к “послушанию” духовному отцу или какому-либо старцу, ни даже Церковь, которая нередко становится как бы отдельной, самостоятельной ценностью»72.
***
В заключение этой главы хочется обратиться к словам Господа, которые были сказаны пророком Иеремией: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне, и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер. 17:5-8).
Если христианин уклоняется от упования на Единого Господа и возлагает свою надежду на другого пусть и очень хорошего человека, будь-то на Марию, апостола Петра или Николая Угодника, Бог говорит, что такой человек проклят. Почему? Потому что, хочет этого человек или нет, если он начинает возлагать свою надежду на другого человека, то удаляется от Господа. И естественно, что удаляющие себя от Бога погибают. Единственной надеждой и упованием всякого живущего на земле должен быть Живой, Всемогущий Триединый Господь и Бог.
И как же во свете всего этого нелепо выглядят люди, которые делают различные изображения, украшают их серебром и золотом, придают им божественные атрибуты (об этом мы поговорим в следующей главе), поклоняются перед ними или им… И как здесь не вспомнить слова великого пророка Исаии: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2:17-22).
Неоднократно приходится слышать упрек из уст православного, что, мол, баптисты не почитают деву Марию. Что они имеют в виду, когда так говорят? И что значит почитать?
Давайте обратимся к толкованию В. Даля: какое понятие он вкладывает в это слово? «ПОЧИТАТь, почесть кого, что чем, за кого; считать, признавать, принимать, полагать. Я его почитаю отцом, за отца, признаю и уважаю; почитаю, как отца, равно с ним уважаю, более относится ко второму значению… \\ Почитать, почтить кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных».
Как видим, почитание и уважение идут рука об руку. Здесь ничего не говорится об обожествлении данного человека или о преклонении пред ним. Итак, в таком смысле слова, как объясняет В. Даль, мы почитаем Марию. Мы признаем, что она является матерью Иисуса Христа. Более того, в своих проповедях мы часто ставим ее в пример девушкам и женщинам, чтобы они подражали ей в своей вере и доверии Богу. Ее смирению пред Богом должны учиться не только женщины, но и мужчины. Когда ангел Господень объявил ей, что она родит Сына Божия, то в смирении Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук. 1:38).
Многие христианки хотели бы оказаться на месте Марии или быть таковой, как она. Вот почему мы считаем ее счастливой. Не зря ведь Мария, будучи исполнена Духом Святым, сказала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1:46-48). В будущие века все любящие Бога будут ублажать Марию.
Слово «ублажать» происходит от слова «блаженство», что значит высшая мера счастья. Вот как интерпретирует это слово Греческий лексикон Стронга: makari/zw - ублажать, считать или называть блаженным, счастливым; LXX: 0833 (rVva) C(pi), D(pu)67.
Бапстисты действительно считают Марию в высшей мере счастливой. Однако если мы кого-то считаем счастливым, то это автоматически не значит, что ему должны поклоняться.
Чтобы это слово стало более понятным, давайте прочитаем другие места из Библии, где оно употребляется: «Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня» (Иов 29:11). Здесь речь идет об Иове, который во дни своего благополучия испытывал такое отношение к себе. Люди считали его счастливым.
А вот что говорится о богатом человеке: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо, умирая, не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе» (Пс. 48:17-19). Как видим, богатый человек сам себя ублажает, и это опять не значит, что он сам себе молится.
Давид, молясь о Соломоне, в следующем месте Священного Писания говорит: «Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем все племена земные; все народы ублажат его» (Пс. 71:17). Так и было, многие люди считали Соломона счастливым, но они не молились ему.
А вот в книге Притчей сказано о добродетельной жене: «Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: “Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”» (Притч. 31:28-29). Здесь слово «ублажают» говорит о том, что такую жену хвалят и муж, и дети.
А вот автор книги Екклесиаст говорит: «И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем» (Еккл. 4:2-3). Будем помнить, Екклесиаст говорит это с позиции человека, который не берет в расчет вечную жизнь. Он говорит о бессмысленности и горечи бытия и что мертвые счастливы, потому что уже отошли с этой земли. И в этом месте Библии мы не находим подтверждения тому, что надо подразумевать под словом «ублажать» поклонение кому-то или чему-то.
И последний раз это слово употреблено в послании Иакова - в отношении тех, кто претерпел страдания: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Иаков говорит о терпении в трудностях и скорбях. Потом подчеркивает, что мы ублажаем, или же считаем счастливыми, тех, которые терпели.
Вот и мы, евангельские христиане-баптисты, ублажаем, или считаем счастливой, Марию, которая приняла Сына Божия Иисуса Христа и родила Его.
Но какова же сущность самой Марии? Некоторые называют ее тоже непорочной, не имеющей греха и порока. Может ли такое быть, чтобы кто-либо из людей был настолько кристально чистым и праведным пред Богом, что мы его можем назвать непорочным? Если верить тому, что говорит Библия, то мы такого предположения не можем сделать. Апостол Павел, цитируя псалом, говорит: «Нет праведного ни одного» (Римл. 3:10). Далее он продолжает: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Римл. 3:21-24).
Можно ли из этого общего заявления «все согрешили» сделать исключение и сказать, что как раз Мария не согрешила? Нет, и вот почему. Когда Мария произносит свою молитву в доме Елизаветы, своей родственницы, она говорит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» (Лук. 1:46-48). Как видим, Мария хвалит Бога - СВОЕГО СПАСИТЕЛЯ. Если же она была безгрешной, тогда как Бог является ее Спасителем? Безгрешный человек не нуждался бы в Спасителе. На самом деле, тогда Бог был бы обязан принять ее в Свое Царство, и причем без всяких болезней и страданий, потому что страдания и болезни – результат греха. Но Мария сама признает, что Бог ее Спаситель.
Мы не должны обольщаться и по поводу того, что Мария заслужила то, чтобы принять в свое чрево и родить Иисуса Христа. Ангел Господень говорит ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:30-33).
Слова «ты обрела благодать» говорят, что это не по заслугам, а по благодати. Благодать же – это не что-то, что можно заслужить. Это - дар Божий! Если бы было ей сказано, что она заслужила, тогда мы с полным правом могли бы говорить, что Мария – это тот человек, который мог сделать что-то такое, что не доступно другим людям. Тем не менее мы не должны совершенно исключать человеческую сторону в Божьем действии. Мария восхваляет Бога, «что призрел Он на смирение Рабы Своей» (Лук. 1:48). Библия неоднократно говорит о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Петр. 5:5). Ни один человек не может похвалиться собой, своим благородием пред Богом и своими делами. Все, что есть доброго в его жизни, – это благодать Божия. Сам Апостол Павел, сравнивая себя с другими апостолами, говорит: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:9-10). В одном стихе Павел трижды употребляет слово «благодать». Себя же называет недостойным апостольского звания. И даже когда говорит, что больше всех апостолов потрудился, сразу же делает оговорку, что это не он, а благодать Божия.
Вероятно, Мария могла бы тоже сказать, что на самом деле не ее это дело, не ее заслуга, а благодать Божия. Она просто в смирении могла принять эту благодать.
Нам часто указывают на брачный пир в Кане Галилейской, где между Христом и Марией произошел следующий диалог: «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: “Вина нет у них”. Иисус говорит Ей: “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой”. Матерь Его сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте”» (Иоанн. 2:3-5). Подчеркивается, что Иисус Христос по слову матери претворил воду в вино, и на этом основании делается вывод, что она имеет непосредственный доступ и влияние на Сына, поэтому со своими проблемами мы можем обращаться к Марии, а она быстрее донесет их Иисусу Христу.
Сделать такое заключение только на основании одного этого места из Библии, мягко говоря, неправильно. Да, Христос сказал, что еще не пришел Его час, но такие слова Он говорил и братьям, которые приглашали Его на праздник. И этим Он дал им знать, что не пойдет на него, но потом пошел. То же самое произошло и здесь. Мария здесь правильно делает акцент: «Что скажет Он вам, то сделайте». Не то, что скажет Мария, надо делать, а то, что скажет Христос.
Далее, здесь демонстрируется отношение Христа к матери, когда Он дает ей ответ, употребляя не слово «мама», а «жено». Вот что значит это слово: gunh/ 1 . женщина (взрослая, замужняя или незамужняя, вдова, мать; употр. как уважительное обращение); 2 . жена, супруга68.
Это обращение Иисуса Христа к матери ставит под вопрос католическую доктрину о непорочном зачатии Марии и доктрину о том, что она не имела супружеских отношений со своим мужем Иосифом. Читатели Библии знают, что такое же обращение Христос употребляет, обращаясь к Марии с креста. Если бы Бог хотел, чтобы мы называли Марию царицей небесной и богородицей, то Сам Иисус назвал бы ее хотя бы Матерью, но этого не произошло. Таким образом, Сам Христос определил место Марии в церкви Божией.
Да, она исполнила великую и славную миссию, но из-за этого не перестала быть просто женщиной. Подтверждением этому служит и молчание авторов новозаветных посланий. Они ни единым словом не выделяют Марию, не говорят о ее особом статусе в Церкви Христовой. Только евангелист Лука говорит, что она вместе с учениками Иисуса Христа была в горнице, где молились Богу: «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев, и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами, и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:13-14).
И в посланиях апостола Павла нет ни одного слова, побуждающего обращаться в молитве к Марии, чтобы она ходатайствовала перед Иисусом Христом за тот или другой вопрос, за того или другого человека. На основании всего вышеизложенного мы, евангельские христиане-баптисты, относимся к Марии так, как должно, как предписывает Писание. Мы считаем ее блаженной, чтим в том, что ей дана благодать родить Сына Божия, призываем людей следовать ее примеру в смирении и послушании Богу. Что же касается поклонения и служения ей, так это уже не от Господа, а от человеческих фантазий, которые противоречат Слову Божию и не богоугодны.
В заключение рассуждений о Матери Иисуса Христа Марии хочу привести здравые, непредвзятые рассуждения священника Александра Борисова:
«Пожалуй, проповеди, вроде той, о которой мы упомянули вначале, - наиболее яркий пример так называемого «предания», господствующего в нашей Церкви и не опирающегося ни на Священное Писание, ни даже на богослужебные тексты, поскольку из них никак нельзя вычитать, что самым главным в христианстве является иконопочитание и ношение нательного крестика. Эта трансформация возникла исторически и постепенно. Истоки ее, вероятно, где-то в раннем средневековье, когда государственное христианство в борьбе с язычеством стремилось привить многочисленным проявлениям языческой культуры христианское содержание. В результате, в народном христианстве почитание Богоматери едва ли не вытесняет почитание Отца, Сына и Святого Духа. Из Ходатаицы и Заступницы Мария становится как бы самостоятельным Божеством. Причина здесь, по-видимому, в почти полной невозможности для человека, не знакомого со Священным Писанием и не получившего хотя бы небольшой подготовки, своими силами представить и принять такую близость Бога, которая даруется нам во Христе Иисусе. Поэтому вполне естественным выглядит стремление заменить эту близость, такую потрясающую и таинственную, такую обязывающую к столь же беспредельной ответной любви, на куда более понятную материнскую любовь Богородицы, которая при этом утрачивает значение лишь Ходатаицы и Заступницы, а становится самостоятельной ценностью, вытесняющей образ Бога, даваемый в Божественном Откровении, Библии.
При этом из любви Божией к нам вытесняется, вычеркивается ее мужественный аспект, наиболее трудно переносимый из-за содержащегося в нем призыва к ответственности, самостоятельности, взрослости. Вместо этого, между нами и Богом, открывающимся в Иисусе, поставляется Богородица, по-матерински, по-женски прощающая, и милующая, и жалеющая, которая упросит, умолит грозных и требовательных Отца и Сына. Все это порождается естественным стремлением человека бежать от ответственности, уйти во младенчество, спрятаться в материнских руках и никогда оттуда не выходить, никогда не становиться взрослым69.
На 108-ой странице он продолжает:
«В инстинктивном стремлении человеческой души вытеснить непосредственное почитание Отца, Сына и Святого Духа “промежуточной инстанцией” - особенным почитанием Богородицы (эта тенденция сильно проявляется не только в Православной, но и в Католической Церкви) - мы снова встречаемся с самым главным заблуждением человеческой души: попыткой самим создать образ Божий, вместо того образа Бога, который раскрывается нам в Библии… Чтобы по-настоящему идти к Богу, приходится предоставить всего себя лепить рукам Божьим, зная, что Он будет переделывать тебя, разрывая и ломая то, что сформировалось само, неправильно. Но это ведь процесс трудный и даже мучительный. Поэтому человек предпочитает моделировать Бога по собственному образу, который будет гораздо выше его самого, по образу мечты, которую он сам осуществить не в состоянии. Но который тем не менее остается, в основе своей, его собственным, то есть человеческим, творением и никогда не совпадает с той вечно таинственной Реальностью, Которая и есть Сам Бог»70.
«Даже в проповедях Иоанна Златоуста, жившего в IV в., и в его Творениях, составляющих 12 больших томов, мы не встретим никаких восхвалений Марии, а всего лишь несколько вполне сдержанных упоминаний о Ней»71.
И еще одна цитата относительно почитания Марии:
«Почитая Богородицу и святых, необходимо всегда помнить, что Дева Мария и все святые, прославившие Христа и Церковь подвигами веры, - наши помощники и в приближении ко Христу, в молитве к Нему. И, хотя теоретически это имеется в виду, в практике церковной жизни нередко забывается. Необходимо, чтобы мы не просто помнили, но и хорошо понимали всю важность слов Иисуса: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:20). Именно тогда, когда мы собираемся во имя Иисуса, Он будет посреди нас. Итак, Иисус опять сказал им: “Истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам. Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется…” (Ин. 10:7, 9).
Именно Иисус, молитвенное общение с Ним есть та дверь, за которой лежит путь ко спасению, и ничто не должно заслонять эту дверь, подменяя собою вхождение в нее, - ни почитание Девы марии и святых, ни страстное стремление к “послушанию” духовному отцу или какому-либо старцу, ни даже Церковь, которая нередко становится как бы отдельной, самостоятельной ценностью»72.
***
В заключение этой главы хочется обратиться к словам Господа, которые были сказаны пророком Иеремией: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне, и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер. 17:5-8).
Если христианин уклоняется от упования на Единого Господа и возлагает свою надежду на другого пусть и очень хорошего человека, будь-то на Марию, апостола Петра или Николая Угодника, Бог говорит, что такой человек проклят. Почему? Потому что, хочет этого человек или нет, если он начинает возлагать свою надежду на другого человека, то удаляется от Господа. И естественно, что удаляющие себя от Бога погибают. Единственной надеждой и упованием всякого живущего на земле должен быть Живой, Всемогущий Триединый Господь и Бог.
И как же во свете всего этого нелепо выглядят люди, которые делают различные изображения, украшают их серебром и золотом, придают им божественные атрибуты (об этом мы поговорим в следующей главе), поклоняются перед ними или им… И как здесь не вспомнить слова великого пророка Исаии: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2:17-22).
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий