levushkan , 11 ноября, 10:52
В последнее время в интернете появилось сразу несколько статей с критикой в адрес определенного направления христианства – направления, которое большинство русских баптистов посчитали бы наиболее адекватным выражением их собственных исторически сложившихся взглядов . Подобно тому как в советские годы идеологи коммунизма , пользуясь всеобщей неосведомленностью, формировали у народных масс негативное отношение к слову «баптизм», некоторые проделывают то же самое, но с другим термином . Пользуясь тем, что большинство русских верующих достаточно далеко
отстранены от западных богословских
баталий и не очень знакомы с западной
богословской терминологией, эти авторы рисуют «порочный образ» библейского фундаментализма. Проблема, правда, в том, что многие из них не утруждают себя объяснением, что же такое «библейский фундаментализм», а этот термин сегодня используется в самых разных
значениях, порой взаимоисключающих. Многие читатели при этих словах наверняка подумают о
фундаментализме исламском, о бомбах, парандже и джихаде. У других возникнет мысль об узколобом
законничестве и зашоренном
фанатизме. А наши авторы не спешат исправлять ни тех, ни других: им довольно того, что у людей формируется негативная ассоциация, как со словом «баптист» в советские времена. Но давайте все-таки разберемся, что кроется за этим понятием. Термин «библейский фундаментализм» (не путать с исламским, ибо ничего общего!) складывается из двух слов, которые, собственно, и описывают суть этого богословского направления. Слово «фундаментализм» предполагает преданность определенным
фундаментальным принципам, а слово «библейский» подчеркивает, каким именно принципам преданы
сторонники этого движения. Библейский фундаментализм – это
фундаментальная преданность Библии, глубокая приверженность библейским
принципам, непререкаемое стремление к тому , чтобы и вероучение, и жизнь, и церковная практика основывались на Священном Писании. Данное движение характеризуется
верой в то, что Библия целиком и полностью является Божьим
откровением. И что Библия верна не только на уровне общих идей, но и на уровне исторических фактов. Сторонников библейского
фундаментализма объединяет также
стремление к более буквальному
толкованию Библии, если буквальное прочтение имеет смысл и не
противоречит контексту и логике
святых писателей. То есть, язык Библии понимается так же, как мы понимаем обычную человеческую речь, без лукавых мудрствований. Библейский фундаментализм не
равняется легализму (хотя, разумеется, в ряды фундаменталистов, как и многих других богословских течений, могут попасть и легалисты). Если легализм (законничество) фокусируется на внешних обрядах или обычаях: определенной форме одежды, стилях музыки, соблюдении каких-то традиций, – то фундаментализм фокусируется на определенных
аспектах вероучения. Данное направление богословской
мысли можно проследить во всех
периодах церковной истории. В первые века Церковь была
фундаменталистской по сути (ибо не ведала о гипотезах современной
либеральной библеистики), хотя сам термин, разумеется, тогда не употреблялся. Понятие «фундаментализм» появляется в XIX веке, однако тогда оно было, фактически, синонимом евангеликализма. В более узком смысле этот термин стал употребляться
в XX веке, когда евангельское движение стало проявлять большую
открытость по отношению к
набиравшему обороты либерализму , становясь все более разношерстным и
разноликим по своему составу . В противовес этой богословской
неразборчивости термин
«фундаментализм» стали применять к более узкой группе внутри
евангеликализма – той , которая сохранила приверженность
ортодоксальному библейскому учению. Название «фундаментализм» закрепилось за данным движением
потому , что начало ему было положено публикацией в 1910– 1915 гг. «Основ» (англ. Fundamentals) – серии книг, в которых были изложены фундаментальные вероучительные
положения. Пять главных «основ», которые стремилось защитить новое
движение, включают в себя (1) непогрешимость Писания, (2) девственное рождение Христа , (3) заместительное искупление, (4) телесное воскресение Христа , (5) историчность чудес. Отвержение этих основ либерализмом заставило Джона
Грешама Мейчена (автора известного в России учебника по древнегреческому
языку , а также классического труда «Христианство и либерализм ») сказать, что либерализм – это иная религия , отличная от христианства. Первоначально фундаментализм
включал в себя представителей разных
протестантских деноминаций: баптистов, лютеран, пресвитериан, методистов. Среди богословов фундаменталистского направления
стоит отметить такие известные имена, как вышеупомянутый Мейчен, благовестник Рубен Торрей, Льюис Сперри Чафер (основавший Далласскую богословскую семинарию), а также Чарльз Фуллер (основатель Фуллеровской семинарии). Один из самых известных и влиятельных
фундаменталистов современности –
Билли Грэм. Хотя некоторые берутся утверждать, что он якобы фундаменталистом никогда не был, факты говорят об обратном. Билли Грэм проучился семестр в Университете Боба
Джонса (из которого ушел отнюдь не по богословским соображениям) и четыре года был президентом
фундаменталистского Северо-западного колледжа (1948– 1952). Чтобы перепрыгнуть его в фундаментализме, надо очень и очень постараться. Его собственные взгляды со временем
эволюционировали, так что его впоследствии стали причислять к нео- евангеликам, однако и анти- фундаменталистом он не стал. По мнению известного церковного
историка Иэйна Мюррея, после Второй мировой войны фундаментализм
разделился на три ветви. Первая ветвь ушла в «глухую оборону », проникнувшись глубоким недоверием
к формальному семинарскому
образованию и продолжая делиться на
все более мелкие воинственно
настроенные фракции. Аналогом этой ветви в русской протестантской среде
являются так называемые
«отделенные» баптисты. Вторая ветвь не смогла противостоять
плюрализму современной эпохи и в
погоне за академической
респектабельностью стала все больше
принимать либеральные теории, которым первоначально
противостояла. В скором времени они, разумеется, отказались именоваться фундаменталистскими. К этой второй ветви можно отнести Фуллеровскую
семинарию, которая, возникнув как одно из фундаменталистских
заведений, довольно быстро переместилась к противоположному
краю богословского спектра. (Об истории Фуллеровской семинарии
можно прочитать в книге George Marsden. Reforming Fundamentalism.) Третья ветвь фундаментализма на
Западе ассоциируется с такими
именами, как Джон Мак-Артур , Джон Пайпер, Альберт Молер , Роберт Спроул. Вобрав в себя все сильные стороны, первоначально характеризовавшие это
движение, данная ветвь восстановила историческую взаимосвязь с учением
реформаторов и реформатско- пуританской традицией протестантизма. Эта ветвь открыта к духовному
образованию (и даже всячески поощряет библейскую науку ). Однако в то же время ее представители
сохраняют твердую приверженность
учению о полной вербальной
богодухновенности и непогрешимости
Священного Писания. Вот что такое, собственно, библейский фундаментализм, против которого сейчас стало так модно выступать. На мой взгляд, к этому богословскому направлению нужно относиться как
минимум с уважением. Как максимум, нужно его защищать и поддерживать. Как оптимум – верить так же . Алексей Прокопенко
В последнее время в интернете появилось сразу несколько статей с критикой в адрес определенного направления христианства – направления, которое большинство русских баптистов посчитали бы наиболее адекватным выражением их собственных исторически сложившихся взглядов . Подобно тому как в советские годы идеологи коммунизма , пользуясь всеобщей неосведомленностью, формировали у народных масс негативное отношение к слову «баптизм», некоторые проделывают то же самое, но с другим термином . Пользуясь тем, что большинство русских верующих достаточно далеко
отстранены от западных богословских
баталий и не очень знакомы с западной
богословской терминологией, эти авторы рисуют «порочный образ» библейского фундаментализма. Проблема, правда, в том, что многие из них не утруждают себя объяснением, что же такое «библейский фундаментализм», а этот термин сегодня используется в самых разных
значениях, порой взаимоисключающих. Многие читатели при этих словах наверняка подумают о
фундаментализме исламском, о бомбах, парандже и джихаде. У других возникнет мысль об узколобом
законничестве и зашоренном
фанатизме. А наши авторы не спешат исправлять ни тех, ни других: им довольно того, что у людей формируется негативная ассоциация, как со словом «баптист» в советские времена. Но давайте все-таки разберемся, что кроется за этим понятием. Термин «библейский фундаментализм» (не путать с исламским, ибо ничего общего!) складывается из двух слов, которые, собственно, и описывают суть этого богословского направления. Слово «фундаментализм» предполагает преданность определенным
фундаментальным принципам, а слово «библейский» подчеркивает, каким именно принципам преданы
сторонники этого движения. Библейский фундаментализм – это
фундаментальная преданность Библии, глубокая приверженность библейским
принципам, непререкаемое стремление к тому , чтобы и вероучение, и жизнь, и церковная практика основывались на Священном Писании. Данное движение характеризуется
верой в то, что Библия целиком и полностью является Божьим
откровением. И что Библия верна не только на уровне общих идей, но и на уровне исторических фактов. Сторонников библейского
фундаментализма объединяет также
стремление к более буквальному
толкованию Библии, если буквальное прочтение имеет смысл и не
противоречит контексту и логике
святых писателей. То есть, язык Библии понимается так же, как мы понимаем обычную человеческую речь, без лукавых мудрствований. Библейский фундаментализм не
равняется легализму (хотя, разумеется, в ряды фундаменталистов, как и многих других богословских течений, могут попасть и легалисты). Если легализм (законничество) фокусируется на внешних обрядах или обычаях: определенной форме одежды, стилях музыки, соблюдении каких-то традиций, – то фундаментализм фокусируется на определенных
аспектах вероучения. Данное направление богословской
мысли можно проследить во всех
периодах церковной истории. В первые века Церковь была
фундаменталистской по сути (ибо не ведала о гипотезах современной
либеральной библеистики), хотя сам термин, разумеется, тогда не употреблялся. Понятие «фундаментализм» появляется в XIX веке, однако тогда оно было, фактически, синонимом евангеликализма. В более узком смысле этот термин стал употребляться
в XX веке, когда евангельское движение стало проявлять большую
открытость по отношению к
набиравшему обороты либерализму , становясь все более разношерстным и
разноликим по своему составу . В противовес этой богословской
неразборчивости термин
«фундаментализм» стали применять к более узкой группе внутри
евангеликализма – той , которая сохранила приверженность
ортодоксальному библейскому учению. Название «фундаментализм» закрепилось за данным движением
потому , что начало ему было положено публикацией в 1910– 1915 гг. «Основ» (англ. Fundamentals) – серии книг, в которых были изложены фундаментальные вероучительные
положения. Пять главных «основ», которые стремилось защитить новое
движение, включают в себя (1) непогрешимость Писания, (2) девственное рождение Христа , (3) заместительное искупление, (4) телесное воскресение Христа , (5) историчность чудес. Отвержение этих основ либерализмом заставило Джона
Грешама Мейчена (автора известного в России учебника по древнегреческому
языку , а также классического труда «Христианство и либерализм ») сказать, что либерализм – это иная религия , отличная от христианства. Первоначально фундаментализм
включал в себя представителей разных
протестантских деноминаций: баптистов, лютеран, пресвитериан, методистов. Среди богословов фундаменталистского направления
стоит отметить такие известные имена, как вышеупомянутый Мейчен, благовестник Рубен Торрей, Льюис Сперри Чафер (основавший Далласскую богословскую семинарию), а также Чарльз Фуллер (основатель Фуллеровской семинарии). Один из самых известных и влиятельных
фундаменталистов современности –
Билли Грэм. Хотя некоторые берутся утверждать, что он якобы фундаменталистом никогда не был, факты говорят об обратном. Билли Грэм проучился семестр в Университете Боба
Джонса (из которого ушел отнюдь не по богословским соображениям) и четыре года был президентом
фундаменталистского Северо-западного колледжа (1948– 1952). Чтобы перепрыгнуть его в фундаментализме, надо очень и очень постараться. Его собственные взгляды со временем
эволюционировали, так что его впоследствии стали причислять к нео- евангеликам, однако и анти- фундаменталистом он не стал. По мнению известного церковного
историка Иэйна Мюррея, после Второй мировой войны фундаментализм
разделился на три ветви. Первая ветвь ушла в «глухую оборону », проникнувшись глубоким недоверием
к формальному семинарскому
образованию и продолжая делиться на
все более мелкие воинственно
настроенные фракции. Аналогом этой ветви в русской протестантской среде
являются так называемые
«отделенные» баптисты. Вторая ветвь не смогла противостоять
плюрализму современной эпохи и в
погоне за академической
респектабельностью стала все больше
принимать либеральные теории, которым первоначально
противостояла. В скором времени они, разумеется, отказались именоваться фундаменталистскими. К этой второй ветви можно отнести Фуллеровскую
семинарию, которая, возникнув как одно из фундаменталистских
заведений, довольно быстро переместилась к противоположному
краю богословского спектра. (Об истории Фуллеровской семинарии
можно прочитать в книге George Marsden. Reforming Fundamentalism.) Третья ветвь фундаментализма на
Западе ассоциируется с такими
именами, как Джон Мак-Артур , Джон Пайпер, Альберт Молер , Роберт Спроул. Вобрав в себя все сильные стороны, первоначально характеризовавшие это
движение, данная ветвь восстановила историческую взаимосвязь с учением
реформаторов и реформатско- пуританской традицией протестантизма. Эта ветвь открыта к духовному
образованию (и даже всячески поощряет библейскую науку ). Однако в то же время ее представители
сохраняют твердую приверженность
учению о полной вербальной
богодухновенности и непогрешимости
Священного Писания. Вот что такое, собственно, библейский фундаментализм, против которого сейчас стало так модно выступать. На мой взгляд, к этому богословскому направлению нужно относиться как
минимум с уважением. Как максимум, нужно его защищать и поддерживать. Как оптимум – верить так же . Алексей Прокопенко
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий