Вероучительный фундаментализм
Фундаментализм, или возвращение к истокам религиозной догматики и практики, как возврат к первохристианству, к религии древнеапостольских времен и ортодоксальной богословской доктрине, не является в православии понятием самодостаточным, ибо он может быть наполнен самым разным содержанием. Обусловлено это как объективными, так и субъективными причинами.
Объективно православие признает два источника откровения: наряду со Священным Писанием (Библией, т.е. Ветхим и Новым Заветами) не менее важное значение отводится Священному Преданию, включающему церковную традицию. Ортодоксальная доктрина, таким образом, основывается на двуединстве Писания и Предания. Причем Священное Предание часто занимает в ней главенствующее место, Писание же входит в состав Предания, куда относятся догматы и каноны, разработанные на семи Вселенских Соборах с IV по VIII в. а также творения святых отцов и учителей церкви, богослужебно-литургические тексты, песнопения и вообще все церковные обычаи и ритуалы, складывавшиеся на протяжении двух тысячелетий. В Священном Предании к тому же задаются образцы экзегезы (интерпретации, комментарии, толкования) всех текстов Священного Писания. К основным формам устного предания относятся древние символы веры, апостольские правила, определения Вселенских и Поместных Соборов. Неудивительно, что конкретное выражение фундаментализма в церковной жизни может быть очень разнообразным в зависимости от того, что акцентируется в двуединой вероучительной доктрине: древнее писание или предание церкви. Поэтому выявить целостный мировоззренческий смысл фундаментализма довольно непросто, еще труднее найти общий знаменатель для множественных фундаменталистских течений и направлений.
Субъективно православный мир не является однородным монолитом, его единство проявляется в колоссальном социо-культурном и этническом многообразии. В настоящее время это 15 автокефальных, т.е. административно независимых, поместных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская, а также 4 автономных, т.е. самоуправляющихся, церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция московского патриарха). Своеобразная монашеская республика со своими обычаями до сих пор сохраняется на Афоне, центре православного иночества.
Древневосточные дохалкидонские церкви, такие как Сирийская, Коптская и Эфиопская, также называют себя православными, хотя они не приняли решения IV Вселенского Собора 451 г. об одной ипостаси Христа в двух природах — Божественной и человеческой, признав только одну Богочеловеческую природу (монофизитство). В полном общении с дохалкидонскими церквами находится Армянская апостольская церковь.
При общности вероучения каждая автокефальная и автономная православная церковь имеет свои, веками складывавшиеся обрядовые, конфессиональные, этнические, культурные и иные традиции. Вот почему фундаментализм неодинаково воспринимается и преломляется в разных частях православного мира.
В области вероучения между православными церквами, принявшими решения халкидонского Вселенского Собора 451 г., и церквами Запада вплоть до XI в. не было существенных различий. Хотя вероучительный фундамент древнехристианской церкви был в целом заложен на Востоке, в конечном итоге он стал общим богословским наследием как восточной православной церкви, так и западной.
Православное богословие никогда не располагало полным и исчерпывающим сводом фундаментальных вероучительных истин (догматов). На самом деле все непреложные догматы вполне умещаются в 12 членов символа веры I и II Вселенских Соборов. Они лежат в основе тринитарной теологии, христологии, экклесиологии (учение о церкви) и христианской антропологии. Если в тринитарном догмате провозглашается тезис о единстве Божественной сущности в трех ипостасях (личностях) Отца, Сына (Логоса) и Святого Духа, то в христологии через догмат боговоплощения постулируется две природы Христа, Божеская и человеческая. Главным в экклесиологии является то, что церковь — целостный организм, неделимое тело, единство которого реализуется в многообразных формах служения верующих. В антропологии утверждается ответственность за грехи перед Богом и обществом, поскольку в своем социальном бытии человек имеет дело не только с Божественными, но и с человеческими установлениями.
Вероучительный фундаментализм не является памятником христианской древности. Нередко он по-современному воспринимается и комментируется, учитывая двухтысячелетнюю историю христианского богословия. К фундаментализму подчас прибегают, чтобы ответить на жгучие вопросы сегодняшнего дня, далеко не всегда совпадающие с теми, какими интересовались в первые века христианства. Поэтому возвращение к истокам религиозной догматики и практики, как правило, не сводится к простому повторению того, что было сказано древними отцами и учителями церкви. Во многих случаях речь идет не о фундаменталистской регрессии сформировавшейся богословской системы, а об осмыслении ее заново по патристическим и иным первоисточникам.
Культурно-исторические формы, которые принимает церковная традиция, меняются от одной исторической эпохи к другой. Поэтому периодически возникает проблема возврата к истокам вероучения, с одной стороны, и новой интерпретации основополагающих текстов Писания (Библии) и Предания — с другой. Такая проблема очень остро представлена уже в самом Четвероевангелии, в конфликте Христа со старцами и книжниками — хранителями ветхозаветных Писания и Предания. Новый Завет был воспринят отнюдь не в координатах Ветхого, а как радикально новая данность, противопоставленная именно ветхозаветному Писанию и Преданию (традиции).
Этот драматический сюжет типологически постоянно воспроизводится в истории христианской церкви, включая православие, а также на всех уровнях церковной жизни в конфликте между охранителями формы, во-первых; ревнителями духа, во-вторых; и теми, кому фундаментальное содержание и первоначальные формы одинаково важны, в-третьих.
Надо сказать, что фундаментализм от ортодоксии нередко относит к Преданию то, что вообще имеет весьма отдаленное отношение к духу Библии, но что так или иначе было укоренено в прошлом. Начинается преклонение перед разного рода древними авторитетами (старцами) и вообще перед прошлым как таковым. Цитированием святых отцов, как авторитетнейших толкователей Священного Писания, вытесняются нередко тексты самого Писания, в результате создается перекос в сторону агиографического понимания Писания, не уравновешенного онтологически библейским, что создает большие трудности в определении главного и второстепенного в Писании и Предании.
В то же время в современном христианском мире догматы нередко воспринимаются как нечто необязательное и второстепенное, а первичными признаются нравственные заповеди. В результате проповедуется реформаторский отход от «чистого богословия» к социальным проблемам. Поэтому вероучительный фундаментализм берет на себя функцию необходимого противовеса религиозному индифферентизму, релятивизму и равнодушию к богословию.
В отличие от православного Востока на католическом Западе не раз предпринимались попытки систематизировать все христианское вероучение. «Сумма теологии» Фомы Аквината (XIII в.) на долгие столетия предопределила развитие богословской мысли Запада, которая становилась все более схоластичной и формализованной. Не удивительно, что отрицание Лютером в 1517—1520 гг. краеугольных догматических и канонических постулатов католицизма (примат папы, первородный грех, чистилище, целибат священства, индульгенции, сверхдолжные заслуги, обязательные и необязательные заповеди и советы и т.п.) шло под флагом фундаментализма, т.е. возвращения к истокам, к древней незамутненной вере апостольской церкви. У реформаторов было достаточно причин, чтобы подвергнуть сомнению учение римской церкви и в связи с этим пересмотреть взгляды на оригинальность и достоинство Предания, на которое опиралось католичество.
Надо отдать должное искренности мотивов реформаторов. Протестанты в лице тюбингенских богословов пытались найти общий язык и с восточной церковью, обращаясь к Иеремии II, константинопольскому патриарху (1572-1581 и 1582-1584), но взаимопонимание не было достигнуто. Богословские диалоги православных с лютеранами возобновились лишь сравнительно недавно: 1981 г. в Финляндии (Эспо), 1985 г. в США (Алентаун), 1987 г. на Кипре (Лимасол). Речь шла о взаимном признании Предания как аутентичного выражения Божественного откровения в церковном опыте.
В XVIII-XIX вв. «реформаторский фундаментализм» Лютера стал активно проникать в православную Россию. В то время как восприятию католической теологии нередко противодействовал оборонительный инстинкт национального, религиозного и государственного самосознания, обостренный проблемой унии, цивилизационная ломка, начавшаяся с петровских реформ, поставила Россию в более тесные отношения с протестантским миром. Большинство протестантов, попавших в Россию в XVIII—XIX вв., в общем сумели врасти в православное окружение, достигнув высоких должностей в армии и на государственной службе, успешно содействуя развитию российской торговли и промышленности. Многие ассимилировались и приняли православие. В то время как католиков в России воспринимали как людей, уже давно отпавших от православия, к протестантам относились иначе. Допускалось, что при соответствующих условиях они могли бы перейти в православие.
До XVIII в. российское богословие выстраивалось в основном по схоластическому образцу католицизма, но уже в начале XVIII в. в России появляются противники католического понимания источников вероучения. Проводником идей протестантской критики католицизма, в частности, был псковский архиепископ Феофан Прокопович. Защитником западной схоластики в споре с ним выступал митрополит рязанский Стефан Яворский.
В высказываниях архиепископа Феофана реформаторский фундаментализм виден невооруженным глазом: «Нельзя искать подтверждения авторитета священных книг в учении церкви, — пишет он. — Авторитет церкви велик, но лишь для чад церкви. Но как убедить в божественности Священного Писания неверующего? Это может сделать только Бог. Божественными свидетельствами сверхъестественного происхождения священных книг служат пророчества и чудеса».
Феофан Прокопович как хранитель духа Писания для определения канона священных книг, их неповреждённости и истинного смысла считал достаточным частное, индивидуальное суждение каждого верующего, основанное на исторических свидетельствах или на рациональных основаниях, а Стефан Яворский, защищая фундаментализм от ортодоксии, утверждал необходимость преемственно хранимого церковью Предания. Идеи реформаторского фундаментализма, таким образом, были высказаны православным архиепископом, но, что не менее важно, они были подвергнуты критике также со стороны православного митрополита.
Новое, еще более активное влияние на православие протестантский фундаментализм оказал в XIX в., когда в Европе и Америке он стал приобретать определенные организационные формы и теоретическую платформу, как основной оппонент либеральной теологии и защитник изначальных христианских ценностей, строгой нравственности, семейных устоев и простоты библейской веры. С 1876 г. стали регулярно проводиться так называемые Ниагарские библейские конференции, на которых были выработаны основные постулаты фундаментализма: богодухновенность и непогрешимость Библии, истинность прямого смысла ее текста; Божественная природа Христа, Его воплощение под действием Святого Духа; искупительный характер голгофской жертвы; телесное воскресение Христа и Его грядущая парусия (второе пришествие). Фундаменталисты заявляли, что углубляющаяся порочность человека делает его неспособным воспринимать Бога непосредственно в реальном мире, и единственным источником Божественной истины является Откровение, запечатленное в Библии.
Протестантский фундаментализм явился побудительным мотивом для активизации многих православных ревнителей древнеапостольского благочестия. Среди них был, например, С.Ю. Витте, возглавлявший российский кабинет министров в 1903—1906 гг. Он писал: «У нас церковь обратилась в мертвое бюрократическое учреждение, церковные служения — в службы не Богу, а земным богам, православие — в православное язычество. Незнание Библии является всеобщим. Вот в чем заключается главная опасность для России. Мы постепенно становимся меньше христианами, нежели адепты других христианских религий. Мы делаемся постепенно менее всех верующими. Наибольшая опасность, которая грозит России, — это расстройство церкви православной и угасание живого религиозного духа. Теперешняя революция и смута показали это с реальной, еще большей очевидностью».
Вплоть до XX в. проблема фундаментализма для православия никогда не была столь актуальна, сколь для западного христианства, разделившегося на две ветви — католическую и протестантскую. Скорее эта проблема в православии была предметом чужого спора. И только в XX в. были суммированы критерии аутентичности Писания и Предания, сложилось двуединое требование православной церкви к вероучению. Во-первых, учение считается фундаментальным, если соблюдается принцип единства, т.е. взаимосогласованности и взаимодополняемости, Писания и Предания; во-вторых, Откровение должно передаваться путем апостольской проповеди. Если эти два фундаментальных условия соблюдены, то тогда можно говорить об истинности Писания и Предания. Таким образом, вероучительный фундаментализм требует, во-первых, апостольского происхождения новозаветных текстов, во-вторых, отсутствия каких бы то ни было искажений в них. Другими словами, необходимо доказать апостольскую древность текстов на основании свидетельств учителей церкви первых веков.
Что касается Предания церкви, то оно не должно заключать в себе внутренних противоречий, во-первых; не должно противоречить апостольской традиции, во-вторых; не должно противоречить Писанию, в-третьих.
Внешний признак фундаментальности Предания — его историческая непрерывность, преемственность (само слово «предание» является калькой греческого «paradosis» — «передача из рук в руки»). Таким образом, если фундаменталисты хотят подтвердить или опровергнуть древность истоков религиозной догматики и практики, им придется провести специальное церковно-историческое исследование.
Уже на уровне толкования Писания для фундаменталистов — хранителей Духа — возникает серьезная герменевтическая проблема сопоставления того, что это значило в оригинале, с тем, что это означает сейчас. Тем более такая проблема возникает в отношении Предания. Фундаментализм ставит архисложную, часто неразрешимую задачу ретроспективного взгляда на всю христианскую историю, чтобы найти древнюю экзегезу. И даже в такой экзегезе нередко встречается немало псевдогностических суждений, отвергнутых церковью.
Следовательно, найти апостольское Предание и документально проследить весь исторический путь его до наших дней — часто задача невыполнимая. Другой путь — обратиться к авторитетным раннехристианским учителям церкви. По нему в свое время пошла Реформация.
Начиная с XVI в. протестанты ведут поиск свидетелей апостольского Предания. На православном Востоке в отношении канонического преемства апостольской традиции такая работа началась еще раньше. Все древние кафедры: Римская, Александрийская, Иерусалимская и другие — помнят своих предстоятелей до апостолов включительно. Проследить аналогичную преемственность в учении, однако, гораздо сложнее, так как толкование свидетелей Предания не всеми воспринимается одинаково. К тому же многие экзегезы выглядят лишь как теологумены (частные богословские мнения).
Надо сказать, что для православных патристическое наследие является неотъемлемой частью церковного учения. Свидетельство отцов и учителей церкви внутренне и всецело входит в саму структуру богословия. Для протестантских фундаменталистов патристические свидетельства первых веков христианства — лишь историческое подтверждение исповедуемых догматов. Постановлениям Вселенских Соборов они доверяют, как правило, не потому, что Соборы — это канонический голос церкви, а потому, что соборные постановления не противоречат Священному Писанию, но только раскрывают его. В результате, используя Предание для возвращения к истокам религиозной практики, фундаменталисты от слова не принимают его как источник Откровения. На совершенно иных позициях стоят приверженцы фундаментализма от ортодоксии.
В начале 1950-х гг. иеромонах Софроний Сахаров в книге о преподобном старце Силуане, подвизавшемся на Афоне, подытожил фундаменталистскую переоценку вероучительных критериев, произошедшую, очевидно, в монашеской среде в первой половине XX в. «Предание, — отмечает он, — есть наиболее глубокая основа бытия церкви, и потому Предание объемлет собой всю жизнь церкви настолько, что и само Священное Писание является лишь одною из форм его». Из этого следует, что Писание — не просто часть Предания, несущая параллельную информацию, но качественно отличная форма проявления церковной жизни. «Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, — продолжает иеромонах Софроний, — но одна из его форм. Форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее, и по удобству пользования ею. Но изъятое из потока Священного Предания Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями». Для подтверждения своего тезиса иеромонах Софроний допускает мысль, которая на первый взгляд может показаться даже кощунственной: «Если предположить, что по тем или иным причинам церковь лишается всех своих книг, то есть Ветхого и Нового Заветов, творений святых отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему. И это новое Писание будет выражением все той же веры...» Но «если бы церковь лишилась своего предания, то она перестала бы быть тем, что есть...» Другими словами, с фундаменталистской точки зрения, все патристические первоисточники в первую очередь свидетельствуют о том, что Предание должно пониматься в качестве приоритетного средства прочтения и способа истолкования Священного Писания.
Объективно православие признает два источника откровения: наряду со Священным Писанием (Библией, т.е. Ветхим и Новым Заветами) не менее важное значение отводится Священному Преданию, включающему церковную традицию. Ортодоксальная доктрина, таким образом, основывается на двуединстве Писания и Предания. Причем Священное Предание часто занимает в ней главенствующее место, Писание же входит в состав Предания, куда относятся догматы и каноны, разработанные на семи Вселенских Соборах с IV по VIII в. а также творения святых отцов и учителей церкви, богослужебно-литургические тексты, песнопения и вообще все церковные обычаи и ритуалы, складывавшиеся на протяжении двух тысячелетий. В Священном Предании к тому же задаются образцы экзегезы (интерпретации, комментарии, толкования) всех текстов Священного Писания. К основным формам устного предания относятся древние символы веры, апостольские правила, определения Вселенских и Поместных Соборов. Неудивительно, что конкретное выражение фундаментализма в церковной жизни может быть очень разнообразным в зависимости от того, что акцентируется в двуединой вероучительной доктрине: древнее писание или предание церкви. Поэтому выявить целостный мировоззренческий смысл фундаментализма довольно непросто, еще труднее найти общий знаменатель для множественных фундаменталистских течений и направлений.
Субъективно православный мир не является однородным монолитом, его единство проявляется в колоссальном социо-культурном и этническом многообразии. В настоящее время это 15 автокефальных, т.е. административно независимых, поместных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская, а также 4 автономных, т.е. самоуправляющихся, церкви: Синайская (юрисдикция иерусалимского патриарха), Финляндская и Критская (юрисдикция константинопольского патриарха), Японская (юрисдикция московского патриарха). Своеобразная монашеская республика со своими обычаями до сих пор сохраняется на Афоне, центре православного иночества.
Древневосточные дохалкидонские церкви, такие как Сирийская, Коптская и Эфиопская, также называют себя православными, хотя они не приняли решения IV Вселенского Собора 451 г. об одной ипостаси Христа в двух природах — Божественной и человеческой, признав только одну Богочеловеческую природу (монофизитство). В полном общении с дохалкидонскими церквами находится Армянская апостольская церковь.
При общности вероучения каждая автокефальная и автономная православная церковь имеет свои, веками складывавшиеся обрядовые, конфессиональные, этнические, культурные и иные традиции. Вот почему фундаментализм неодинаково воспринимается и преломляется в разных частях православного мира.
В области вероучения между православными церквами, принявшими решения халкидонского Вселенского Собора 451 г., и церквами Запада вплоть до XI в. не было существенных различий. Хотя вероучительный фундамент древнехристианской церкви был в целом заложен на Востоке, в конечном итоге он стал общим богословским наследием как восточной православной церкви, так и западной.
Православное богословие никогда не располагало полным и исчерпывающим сводом фундаментальных вероучительных истин (догматов). На самом деле все непреложные догматы вполне умещаются в 12 членов символа веры I и II Вселенских Соборов. Они лежат в основе тринитарной теологии, христологии, экклесиологии (учение о церкви) и христианской антропологии. Если в тринитарном догмате провозглашается тезис о единстве Божественной сущности в трех ипостасях (личностях) Отца, Сына (Логоса) и Святого Духа, то в христологии через догмат боговоплощения постулируется две природы Христа, Божеская и человеческая. Главным в экклесиологии является то, что церковь — целостный организм, неделимое тело, единство которого реализуется в многообразных формах служения верующих. В антропологии утверждается ответственность за грехи перед Богом и обществом, поскольку в своем социальном бытии человек имеет дело не только с Божественными, но и с человеческими установлениями.
Вероучительный фундаментализм не является памятником христианской древности. Нередко он по-современному воспринимается и комментируется, учитывая двухтысячелетнюю историю христианского богословия. К фундаментализму подчас прибегают, чтобы ответить на жгучие вопросы сегодняшнего дня, далеко не всегда совпадающие с теми, какими интересовались в первые века христианства. Поэтому возвращение к истокам религиозной догматики и практики, как правило, не сводится к простому повторению того, что было сказано древними отцами и учителями церкви. Во многих случаях речь идет не о фундаменталистской регрессии сформировавшейся богословской системы, а об осмыслении ее заново по патристическим и иным первоисточникам.
Культурно-исторические формы, которые принимает церковная традиция, меняются от одной исторической эпохи к другой. Поэтому периодически возникает проблема возврата к истокам вероучения, с одной стороны, и новой интерпретации основополагающих текстов Писания (Библии) и Предания — с другой. Такая проблема очень остро представлена уже в самом Четвероевангелии, в конфликте Христа со старцами и книжниками — хранителями ветхозаветных Писания и Предания. Новый Завет был воспринят отнюдь не в координатах Ветхого, а как радикально новая данность, противопоставленная именно ветхозаветному Писанию и Преданию (традиции).
Этот драматический сюжет типологически постоянно воспроизводится в истории христианской церкви, включая православие, а также на всех уровнях церковной жизни в конфликте между охранителями формы, во-первых; ревнителями духа, во-вторых; и теми, кому фундаментальное содержание и первоначальные формы одинаково важны, в-третьих.
Надо сказать, что фундаментализм от ортодоксии нередко относит к Преданию то, что вообще имеет весьма отдаленное отношение к духу Библии, но что так или иначе было укоренено в прошлом. Начинается преклонение перед разного рода древними авторитетами (старцами) и вообще перед прошлым как таковым. Цитированием святых отцов, как авторитетнейших толкователей Священного Писания, вытесняются нередко тексты самого Писания, в результате создается перекос в сторону агиографического понимания Писания, не уравновешенного онтологически библейским, что создает большие трудности в определении главного и второстепенного в Писании и Предании.
В то же время в современном христианском мире догматы нередко воспринимаются как нечто необязательное и второстепенное, а первичными признаются нравственные заповеди. В результате проповедуется реформаторский отход от «чистого богословия» к социальным проблемам. Поэтому вероучительный фундаментализм берет на себя функцию необходимого противовеса религиозному индифферентизму, релятивизму и равнодушию к богословию.
В отличие от православного Востока на католическом Западе не раз предпринимались попытки систематизировать все христианское вероучение. «Сумма теологии» Фомы Аквината (XIII в.) на долгие столетия предопределила развитие богословской мысли Запада, которая становилась все более схоластичной и формализованной. Не удивительно, что отрицание Лютером в 1517—1520 гг. краеугольных догматических и канонических постулатов католицизма (примат папы, первородный грех, чистилище, целибат священства, индульгенции, сверхдолжные заслуги, обязательные и необязательные заповеди и советы и т.п.) шло под флагом фундаментализма, т.е. возвращения к истокам, к древней незамутненной вере апостольской церкви. У реформаторов было достаточно причин, чтобы подвергнуть сомнению учение римской церкви и в связи с этим пересмотреть взгляды на оригинальность и достоинство Предания, на которое опиралось католичество.
Надо отдать должное искренности мотивов реформаторов. Протестанты в лице тюбингенских богословов пытались найти общий язык и с восточной церковью, обращаясь к Иеремии II, константинопольскому патриарху (1572-1581 и 1582-1584), но взаимопонимание не было достигнуто. Богословские диалоги православных с лютеранами возобновились лишь сравнительно недавно: 1981 г. в Финляндии (Эспо), 1985 г. в США (Алентаун), 1987 г. на Кипре (Лимасол). Речь шла о взаимном признании Предания как аутентичного выражения Божественного откровения в церковном опыте.
В XVIII-XIX вв. «реформаторский фундаментализм» Лютера стал активно проникать в православную Россию. В то время как восприятию католической теологии нередко противодействовал оборонительный инстинкт национального, религиозного и государственного самосознания, обостренный проблемой унии, цивилизационная ломка, начавшаяся с петровских реформ, поставила Россию в более тесные отношения с протестантским миром. Большинство протестантов, попавших в Россию в XVIII—XIX вв., в общем сумели врасти в православное окружение, достигнув высоких должностей в армии и на государственной службе, успешно содействуя развитию российской торговли и промышленности. Многие ассимилировались и приняли православие. В то время как католиков в России воспринимали как людей, уже давно отпавших от православия, к протестантам относились иначе. Допускалось, что при соответствующих условиях они могли бы перейти в православие.
До XVIII в. российское богословие выстраивалось в основном по схоластическому образцу католицизма, но уже в начале XVIII в. в России появляются противники католического понимания источников вероучения. Проводником идей протестантской критики католицизма, в частности, был псковский архиепископ Феофан Прокопович. Защитником западной схоластики в споре с ним выступал митрополит рязанский Стефан Яворский.
В высказываниях архиепископа Феофана реформаторский фундаментализм виден невооруженным глазом: «Нельзя искать подтверждения авторитета священных книг в учении церкви, — пишет он. — Авторитет церкви велик, но лишь для чад церкви. Но как убедить в божественности Священного Писания неверующего? Это может сделать только Бог. Божественными свидетельствами сверхъестественного происхождения священных книг служат пророчества и чудеса».
Феофан Прокопович как хранитель духа Писания для определения канона священных книг, их неповреждённости и истинного смысла считал достаточным частное, индивидуальное суждение каждого верующего, основанное на исторических свидетельствах или на рациональных основаниях, а Стефан Яворский, защищая фундаментализм от ортодоксии, утверждал необходимость преемственно хранимого церковью Предания. Идеи реформаторского фундаментализма, таким образом, были высказаны православным архиепископом, но, что не менее важно, они были подвергнуты критике также со стороны православного митрополита.
Новое, еще более активное влияние на православие протестантский фундаментализм оказал в XIX в., когда в Европе и Америке он стал приобретать определенные организационные формы и теоретическую платформу, как основной оппонент либеральной теологии и защитник изначальных христианских ценностей, строгой нравственности, семейных устоев и простоты библейской веры. С 1876 г. стали регулярно проводиться так называемые Ниагарские библейские конференции, на которых были выработаны основные постулаты фундаментализма: богодухновенность и непогрешимость Библии, истинность прямого смысла ее текста; Божественная природа Христа, Его воплощение под действием Святого Духа; искупительный характер голгофской жертвы; телесное воскресение Христа и Его грядущая парусия (второе пришествие). Фундаменталисты заявляли, что углубляющаяся порочность человека делает его неспособным воспринимать Бога непосредственно в реальном мире, и единственным источником Божественной истины является Откровение, запечатленное в Библии.
Протестантский фундаментализм явился побудительным мотивом для активизации многих православных ревнителей древнеапостольского благочестия. Среди них был, например, С.Ю. Витте, возглавлявший российский кабинет министров в 1903—1906 гг. Он писал: «У нас церковь обратилась в мертвое бюрократическое учреждение, церковные служения — в службы не Богу, а земным богам, православие — в православное язычество. Незнание Библии является всеобщим. Вот в чем заключается главная опасность для России. Мы постепенно становимся меньше христианами, нежели адепты других христианских религий. Мы делаемся постепенно менее всех верующими. Наибольшая опасность, которая грозит России, — это расстройство церкви православной и угасание живого религиозного духа. Теперешняя революция и смута показали это с реальной, еще большей очевидностью».
Вплоть до XX в. проблема фундаментализма для православия никогда не была столь актуальна, сколь для западного христианства, разделившегося на две ветви — католическую и протестантскую. Скорее эта проблема в православии была предметом чужого спора. И только в XX в. были суммированы критерии аутентичности Писания и Предания, сложилось двуединое требование православной церкви к вероучению. Во-первых, учение считается фундаментальным, если соблюдается принцип единства, т.е. взаимосогласованности и взаимодополняемости, Писания и Предания; во-вторых, Откровение должно передаваться путем апостольской проповеди. Если эти два фундаментальных условия соблюдены, то тогда можно говорить об истинности Писания и Предания. Таким образом, вероучительный фундаментализм требует, во-первых, апостольского происхождения новозаветных текстов, во-вторых, отсутствия каких бы то ни было искажений в них. Другими словами, необходимо доказать апостольскую древность текстов на основании свидетельств учителей церкви первых веков.
Что касается Предания церкви, то оно не должно заключать в себе внутренних противоречий, во-первых; не должно противоречить апостольской традиции, во-вторых; не должно противоречить Писанию, в-третьих.
Внешний признак фундаментальности Предания — его историческая непрерывность, преемственность (само слово «предание» является калькой греческого «paradosis» — «передача из рук в руки»). Таким образом, если фундаменталисты хотят подтвердить или опровергнуть древность истоков религиозной догматики и практики, им придется провести специальное церковно-историческое исследование.
Уже на уровне толкования Писания для фундаменталистов — хранителей Духа — возникает серьезная герменевтическая проблема сопоставления того, что это значило в оригинале, с тем, что это означает сейчас. Тем более такая проблема возникает в отношении Предания. Фундаментализм ставит архисложную, часто неразрешимую задачу ретроспективного взгляда на всю христианскую историю, чтобы найти древнюю экзегезу. И даже в такой экзегезе нередко встречается немало псевдогностических суждений, отвергнутых церковью.
Следовательно, найти апостольское Предание и документально проследить весь исторический путь его до наших дней — часто задача невыполнимая. Другой путь — обратиться к авторитетным раннехристианским учителям церкви. По нему в свое время пошла Реформация.
Начиная с XVI в. протестанты ведут поиск свидетелей апостольского Предания. На православном Востоке в отношении канонического преемства апостольской традиции такая работа началась еще раньше. Все древние кафедры: Римская, Александрийская, Иерусалимская и другие — помнят своих предстоятелей до апостолов включительно. Проследить аналогичную преемственность в учении, однако, гораздо сложнее, так как толкование свидетелей Предания не всеми воспринимается одинаково. К тому же многие экзегезы выглядят лишь как теологумены (частные богословские мнения).
Надо сказать, что для православных патристическое наследие является неотъемлемой частью церковного учения. Свидетельство отцов и учителей церкви внутренне и всецело входит в саму структуру богословия. Для протестантских фундаменталистов патристические свидетельства первых веков христианства — лишь историческое подтверждение исповедуемых догматов. Постановлениям Вселенских Соборов они доверяют, как правило, не потому, что Соборы — это канонический голос церкви, а потому, что соборные постановления не противоречат Священному Писанию, но только раскрывают его. В результате, используя Предание для возвращения к истокам религиозной практики, фундаменталисты от слова не принимают его как источник Откровения. На совершенно иных позициях стоят приверженцы фундаментализма от ортодоксии.
В начале 1950-х гг. иеромонах Софроний Сахаров в книге о преподобном старце Силуане, подвизавшемся на Афоне, подытожил фундаменталистскую переоценку вероучительных критериев, произошедшую, очевидно, в монашеской среде в первой половине XX в. «Предание, — отмечает он, — есть наиболее глубокая основа бытия церкви, и потому Предание объемлет собой всю жизнь церкви настолько, что и само Священное Писание является лишь одною из форм его». Из этого следует, что Писание — не просто часть Предания, несущая параллельную информацию, но качественно отличная форма проявления церковной жизни. «Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, — продолжает иеромонах Софроний, — но одна из его форм. Форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее, и по удобству пользования ею. Но изъятое из потока Священного Предания Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями». Для подтверждения своего тезиса иеромонах Софроний допускает мысль, которая на первый взгляд может показаться даже кощунственной: «Если предположить, что по тем или иным причинам церковь лишается всех своих книг, то есть Ветхого и Нового Заветов, творений святых отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему. И это новое Писание будет выражением все той же веры...» Но «если бы церковь лишилась своего предания, то она перестала бы быть тем, что есть...» Другими словами, с фундаменталистской точки зрения, все патристические первоисточники в первую очередь свидетельствуют о том, что Предание должно пониматься в качестве приоритетного средства прочтения и способа истолкования Священного Писания.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий