"Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?" (Есф. 1:14)
Возлюбленные в Господе братья и сестры, мир вам и любовь от Того, Который есть и был и грядет!
Московская церковь и ее служители, являясь полноправными соучастниками братства (Откр. 1, 9), имеют дерзновение в Боге заявить следующее.
Мы входим в братство, т.е. в добровольное объединение самостоятельных и равноправных церквей (Устав СЦ ЕХБ § 1), на основании единой веры, "однажды преданной святым" (Иуды 3), а также имея общие исторические корни, восходящие к началу духовного пробуждения 1961 г. в братстве ЕХБ.
Нет нужды много говорить о пережитых вместе благословениях и страданиях в годы гонений, в которых наша община принимала участие со дня своего основания, т. е. с 1963 года.
Мы пережили не только гонения извне, но и отступление некоторых членов церкви на иные пути изнутри, однако по милости Господней церковь не уклонилась от путей, на которые Он нас вывел изначально.
Мы понимаем, что духовной основой нашего единения во Христе является верность Ему Самому как Единому Главе Церкви (Еф.5:23), а также последовательное соблюдение основ евангельско-баптистского вероучения, изданного братством в журнале "Вестник спасения" № 3 за 1970 г.
В свою очередь, эта духовная основа определяет и организационно-структурное единение братства, причем вероучение определяет структуру, но не структура - вероучение (1Кор.3:10-15).
Путь освящения и отделения от мира был, есть и будет безусловной необходимостью для нашей церкви, поскольку мы желаем сохранить верность нашему Господу и Главе Христу до самого Его пришествия (2Кор.6:14-16; 7:1).
Мы понимаем, что практическая работа по освящению должна сводиться к тому, чтобы в ущерб греху, плоти, миру и сатане утверждать в церкви власть Христа (Матф.28:18) и обеспечивать неукоснительное выполнение всех принципов нашего вероучения.
После длительного периода гонений мы сейчас переживаем время относительной свободы, когда Господь дает возможность проповедовать Евангелие широко и открыто, в результате чего наблюдается численный прирост в уже имеющихся церквах и образование новых общин.
В это время, во исполнение заповеди Господней "идите, научите все народы...", нам бы только объединить и приумножить общие усилия в деле Евангелия, чтобы с наибольшей отдачей использовать возможности, за которые была уплачена столь высокая цена! (2Фес. 3:1).
Однако вместо этого мы оказались в последнее время втянутыми в страшный водоворот междоусобиц, который отнимает у детей Божьих и служителей церкви время, духовные силы и чувство единства во Христе, не говоря уже об ущербе для дела Евангелия и о бесславии имени Самого Господа.
Напрасно мы будем искать корень этих прискорбных явлений в происках внешних, в продолжающемся из прошлого отступлении тех или других христиан, в наплыве иностранных миссионеров и чуждой но духу литературы, в притоке новых людей из мира или в чьем-то "антибратском" поведении (1Кор.5:12-13). Нет, причина кроется в нас самих! (И.Нав.7:11-12).
Еще точнее, причина кроется в грехе нечистоты, совершенном в среде ответственных лиц братства (Еф.5:3). Этот грех не был осужден так, как это сделал в свое время Давид (2Цар.12 гл.). Он не был открыт публично, не названы имена соучастников и пострадавших. Наоборот, к греху прибавились многие другие грехи.
Вот они:
- грех сокрытия от народа Божьего греха, содеянного начальствующим лицом, а там, где это не получается, прибавляется в разных вариантах:
- грех искаженного объяснения данного греха;
- грех превратного толкования Слова Божьего для оправдания данного греха;
- грех репрессирования тех, кто поднимает вопрос о данном грехе;
- грех продолжения ответственного служения с опороченной биографией;
- грех подрыва доверия к званию служителя Божьего;
- грех насилия над совестью тех, кто не может признать законным ответственное служение, совершаемое согревшившим;
- грех разделения церквей - а фактически раскола братства - по признаку отношения к данному греху;
- грех подрыва доверия к авторитету духовного центра братства в глазах целых общин;
- грех опорочения чести братства перед лицом других христиан, а также наших неприятелей!
Однако эта беда не пришла к нам одна. В близком родстве с вышеупомянутым неожиданно ярко проявил себя другой грех, который на первый взгляд трудно различить, но он обнаружился особенно ощутимо при содействии предыдущего. Это
- грех внедрения в жизнь братства многоступенчатой духовной иерархии.
Исследователи Библии соглашаются, что именно этот грех называется в Писании "делами" и "учением" Николаитов (Откр.2:6, 15), которые Господь ненавидит (см., напр., П. Рогозин "Тайны Апокалипсиса").
(Известно, что греческое слово "Николаиты" имеет два корня: "никао" - побеждать, подчинять, обладать, судить и "лаос" - народ; взятые вместе они означают "властители народа", или "судьи над народом". По Слову Божию и исторически известно, что еще в первоапостольской церкви сначала проявились отдельные "дела" тех или других служителей, пытавшихся возвысить свою роль в церкви, а потом со временем эта практика оформилась и в соответствующее "учение". Отсюда легко, понять причину, почему Господь одинаково ненавидит то и другое.)
Грех этот вошел в жизнь братства незаметно, так сказать, явочным порядком, без официального объявления, но со временем он набрал такую силу, оброс такими корнями, что уже кажется привычным, необходимым, неизбежным и даже Библейски обоснованным. В сердца и умы детей Божьих все более интенсивно внедряется человеческое учение о том, что иерархия в братстве есть не что иное, как "апостольские структуры", и является, якобы, теми "путями, на которые нас вывел Господь первоначально" и которыми ходили наши предшественники по вере. Существующие же у нас принципы вероучения ЕХБ централизовано подвергаются незаслуженной и неавторитетной критике, их также не рекомендуется преподавать на Библейских курсах.
Нам так приятно считать себя уникальными, так лестно думать о себе, что мы вернулись в Апостольские времена, но давайте заглянем в историю! Поистине, нет ничего нового под солнцем! (Еккл.1:9).
Ниже приводятся выписки из учебников по истории Церкви (The Early Church, Sheldon; История христианской церкви, А. Миллер и др.).
...Начиная от Апостольского века и далее, наблюдалась возрастающая склонность к увеличению дистанции между духовенством и мирянами. Чувствовалась необходимость ограждения от умножающихся ересей и расколов путем выделения достоинства служителей и руководителей церкви...
...У служителей появилась возможность оставить свою обычную работу и полностью посвятить себя священнодействию. На мышление некоторых служителей повлияли в плохую сторону Иудейские понятия о священстве. В результате к концу второго столетия уже стал заметен значительный, уклон в сторону установления власти духовенства...
...Удобство употребления высшей церковной власти в качестве ограждения от сил беспорядка и анархии стало поглощать внимание многих христиан в такой степени, что они упустили из виду опасность личной свободы действий, которую такая власть, будучи бесконтрольной, вскоре повлекла за собой...
...Можно различить пять ступеней развития епископальной системы:
1) установление различия между пресвитерами и епископами;
2) подчеркивание особой важности служения епископов;
3) появления митрополитов или архиепископов;
4) появление патриархов, т.е. епископов, имеющих власть над церковными объединениями в разных частях Империи;
5) тяга к созданию всеобщего епископского центра, а также епископа над всеми епископами.
А вот выписка из "Постановлений II-го Ватиканского Собора" (1962-1965гг.), который бы созван, чтобы "восстановить Евангелие в его первоначальном духе и предназначении, учитывая ситуацию в современном мире".
Глава 3. Церковь иерархична.
...Высшее служение в церкви принадлежит епископам. Христос доверил Своим Апостолам особую миссию, а епископы являются их преемниками. В лице епископов Иисус присутствует среди членов церкви, проповедуя, совершая священнодействие, приобщая новых членов в Свое тело, руководя и направляя их к вечной жизни.
...Епископ пользуется своей властью как член коллегии (т.е. собора), находясь в иерархическом единении с главой и членами этого собора. Собор епископов не имеет власти, если он не находится в единстве с Папой, который имеет полную власть над всей церковью. Епископы тоже имеют власть над всей церковью, но только в согласии с Папой. Эта власть осуществляется коллегиально, независимо от того, собраны ли епископы вместе или действуют поодиночке; однако только Папа может созывать епископские соборы и утверждать их решения.
...Подобно тому, как Папа является олицетворением единства всей церкви и всего собора епископов, так епископ является олицетворением единства своей епархии (т.е. поместного объединения церквей). Каждый в отдельности епископ несет пастырское служение в своей епархии, но он обязан заботиться также и обо всей церкви в целом, устанавливая и защищая единство церкви, равно как и поддерживая общецерковную дисциплину. Он обязан учить верных любить свою церковь, особенно бедных, а также содействовать всякому виду служения, которое является общим для всей Церкви.
Епископы являются непогрешимыми в тех случаях, когда они преподают свое учение в согласии с установленными церковными догмами или когда они собираются вместе на общецерковные соборы. Как члены такого собора, епископы являются для всей церкви учителями и судьями в вопросах веры и морали, решения которых должны приниматься с преданным и послушным доверием.
...Священники служат в поместной церкви (общине), где они проповедуют, несут пастырское служение среди верных и совершают Евхаристию (т.е. Вечерю Господню). Священник является помощником епископа. Епископ вместе со священниками образуют особое священное собрание, пресвитериат. Священник должен рассматривать епископа как своего отца и повиноваться ему со всяким почтением; епископ должен рассматривать священника как своего сына и друга. На ответственности священников лежит объединить свои усилия и возможности под руководством епископов и Папы, и таким образом ограничить проявление разделений и разногласий в любом их виде.
...Наконец, кроме епископов и священников в иерархическом ряду занимают свое место диаконы. Находясь на нижнем конце иерархии, диаконы принимают рукоположение не для священнодействия, но для служения.
Глава 4. Миряне.
...Иерархия может назначать мирян на выполнение тех или иных конкретных задач в церкви. ...Миряне должны правильно и в христианском послушании принимать решения епископов, а епископы должны признавать и поощрять достоинство и ответственность мирян в церкви.
Рассмотрим еще некоторые мысли из книги Вочмана Ни "Проблемы единства церкви".
...После того, как ушли Апостолы, некоторые люди в первохристианской церкви стали придерживаться определенного сорта учения, то есть, что якобы с тех пор, как не стало Апостолов, Апостольская власть была передана епископам, и, таким образом, епископы теперь стали представлять Апостолов. Это была своего рода вежливость, Поскольку эти люди все же почитали первых Апостолов, им было неловко называть Апостолами кого-нибудь еще, кроме них. Они не решались употреблять звание "Апостола".
...Епископ становился главой над пресвитерами в данной местности. Он назывался епископом, то есть, тем званием, которое дано в Библии, но уже с абсолютно другим, небиблейским смыслом. В Библии все пресвитеры были епископами. Павел призвал пресвитеров в Ефесе и сказал им "...в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (епископами)" (Деян.20:28).
Итак, изменение произошло в том, что одна личность стала управлять многими церквами. Так появилось подразделение на церковные объединения. Дело шло в данном направлении вплоть до 4-го века, и к тому времени уже перестали существовать "церкви" в том виде, как о них написано в Библии (1Кор.11:16; 14:33); все они превратились в "одну церковь". Поместные общины стали всего лишь ответвлениями этой "одной церкви".
Но было ли у них библейское основание для такого домостроительства церкви? Они основывались на том, что у Господа на земле есть только одна церковь. Поэтому они и объединились и эту "одну церковь". Однако они забыли, что в Библии говорится о многих церквах!
Долгое время никто не смел посягнуть на это единство. На протяжении одиннадцати веков, начиная с четвертого, в церкви, конечно же, находились те, кто видел ереси, грехи, идолов, но никто не смел затрагивать все это! Они боялись, что если станут говорить об этом вслух, немедленно разрушится "единство". Они ненавидели ереси и грехи, не делали их сами, но намного сильнее был страх нарушить единство. За период в тысячу и сто лет ни один не сделал никакого практического шага; они продолжали сохранять единство церкви (конец цитаты).
Читая эти выдержки из авторитетных источников, невольно приходишь к мысли: так ведь это же о нас написано! Просто кто-то поменял названия и имена, а суть передана верно! Да, мы уже и не скрываем, что основой наших внутрибратских структур является иерархическая система!
Правда, мы еще не решаемся назвать все вещи своими именами, т, е., что эта система - не нова, что она ничего общего не имеет с Апостольской, а скорее копирует Папскую, и что нам бы надо называться, по сути, не "Евангельскими" христианами-баптистами, а чем-то вроде "иерархических" или "епископальных" христиан-баптистов!
Удивительно похожи не только сами структуры, но и исторические условия их возникновения в первоапостольской церкви и в наше время. В самом деле, как тогда, так и теперь церковь долгие годы находилась под прессом гонений со стороны безбожного государства; как тогда, так и теперь события развивались на огромных территориях мировых сверхдержав с диктаторской формой правления; как тогда, так и теперь все силы церкви были направлены на выживание.
Самой удобной формой оборонной организации для христиан показалась именно иерархия, с жесткой дисциплиной и беспрекословным подчинением авторитету епископов. После того, как гонения приостановились, сложившаяся система, как показалось, была не только морально оправданной, но и освященной кровью мучеников. Ни у кого даже не возникала мысль о возвращении к Апостольской системе, поскольку сложившееся считалось именно тем, что передано через епископскую преемственность от самих Апостолов. На самом же деле, двигаясь в направлении развития иерархии, они оказались удаленными от Апостольского домостроительства на целые столетия, причем, как показывает дальнейшая история, удаленными бесповоротно!
Если теперь ответить на вопрос, когда же мы сами были ближе к Апостольской системе - тогда, вначале движения, или теперь, спустя тридцать лет, - то честный ответ будет: безусловно, тогда! Да, это тогда была свобода духа, братская простота, дерзания и целеустремленность, сравнимые с первоапостольскими; это тогда не было разрыва между лозунгами и жизнью; это тогда не было подразделения на "старших" и "младших" служителей, как это практикуется теперь!
Ниже приводятся примеры искажения за прошедшие годы не только духа, но и практики некоторых ключевых установок нашего братства.
Возьмем, например, очищение и освящение. Как оно совершалось тогда? Тогда Дух Святой, свободно действуя среди пробуждающихся церквей (2 Кор. 3:17), Сам и побуждал детей Божьих исповедовать свои грехи, причем без особых правил и условностей, чаще всего прямо перед всем собранием, охваченным духом покаяния и сокрушения. Результатом была радость очищения, более тесное общение христиан и прилив новых духовных сил. Для детей Божьих было счастьем и преимуществом представать перед церковью, чтобы засвидетельствовать о полученной благодати и о духовном единении. Не только члены церкви, но и служители представали в простоте, без групповой защиты своего статуса, готовые выслушать и принять все пожелания и замечания от своих братьев и сестер.
Прошло время, и теперь это благословенное служение все чаще искажается до неузнаваемости. Во-первых, свободное действие Духа Святого стало все больше подменяться запланированным человеческим мероприятием, когда в общинах объявляется "траур", приезжие служители ходят по домами, выполняя роль своего рода духовной цензуры, а затем весь процесс "очищения" заканчивается так называемым "перечленством". Дело фактически сводится к тому, что "пройти" или "не пройти" такого рода освящение, проще говоря, значит оставаться или не оставаться членом церкви (и автоматически - братства).
Кроме того, за последние годы стала внедряться практика так называемого "закрытого" очищения. Это значит, что члены очищаемой общины уже не предстают перед членским собранием, а вместо этого имеют личное собеседование со служителем, как правило, приезжим. Этот служитель интересуется не только личным духовным состоянием собеседника, и в его задачи входит не только помощь его душе, как таковой. Он также имеет в своем распоряжении набор контрольных вопросов для проверки личности на лояльность "братству" и "от имени братства" выносит свое решение о судьбе собеседника перед членским собранием.
Таким образом, весь процесс и результат "очищения" (т.е. вопрос, быть или не быть человеку в церкви и братстве) отдается на волю единственного всевластного духовного лица. А поскольку само это лицо не является самостоятельным, но выполняет указания "старших братьев", то человек, таким образом, оказывается в руках самой системы, против которой он абсолютно бессилен и бесправен! Как это ни стыдно говорить, но часто в подобной практике "очищения" можно увидеть нечто такое, что скорее напоминает "чистку", нежели подлинное очищение. Данный термин особенно уместен, когда появляется нужда в устранении неугодного "старшим братьям" служителя или ответственного лица в общине.
Бог Один знает, сколько душ было травмировано и разочаровано в результате такой практики. После подобных "очищений" люди перестают доверять не только служителям, но и друг другу; в общине на долгое время теряется откровенность и искренность отношений; остается горький осадок от излишних копаний в личной жизни, особенно когда это выставляется напоказ перед всеми; люди начинают бояться говорить вслух то, о чем они думают, и т. п. При этом главной жертвой все-таки является не личность, а сам семейный и церковный дух, т. е. тот самый дух братства на местном уровне, без которого немыслим дух братства вообще (Деян. 2:44-47).
Однако в этих отклонениях нельзя усматривать просто личные ошибки тех или других служителей, - нет, это одно из проявлений иерархической системы. Иначе просто не может и быть! Система требует, чтобы церкви и их служители были зависимы от "старших братьев ("старшие братья" - это то же, что "епископы" в иерархической системе), боялись их, не делали и не говорили ничего такого, за что эти братья могут "не пропустить" при очередном или внеочередном очищении. И таким образом страх Божий подменяется страхом человеческим, страхом перед системой.
Для иерархической системы естественно стремление к тому, чтобы поместная церковь полностью потеряла свою независимость, свое собственное лицо, своих самостоятельных служителей и абсолютно растворилась в большой "общей церкви", на правах практически полной подчиненности по всем жизненно важным вопросам. Сторонники иерархии рассматривают "братство" не как союз самостоятельных и равноправных поместных церквей (хотя такое название номинально еще существует в нашем Уставе), но скорее как одну "большую единую церковь" с подразделением ее на поместные участки, напоминающие по структуре епархии и приходы в католической и православной церкви.
Кроме утраты подлинной библейской независимости это порождает иждивенческие и потребительские настроения в самих поместных церквах, которые иногда годами без нужды ожидают решения самых простых вопросов, пока кто-то "сверху" не приедет и их не разрешит. Таким образом, атрофируется способность к самостоятельному духовному видению и принятию библейски правильных решений на местном уровне, без жесткой иерархической привязки.
В свою очередь, советы служителей разного масштаба рассматриваются не как простые межцерковные объединения в одной горизонтали равных по званию, достоинству и правам братьев, а как многоступенчатая вертикальная пирамида с возрастающим достоинством, правами, властью и т.д., с подчинением "низших" "высшим" не просто в организационном или техническом, но именно в духовном смысле. Так, председателя Совета церквей иногда называют "общебратским пастырем" (что по определению в точности соответствует патриаршему или папскому чину), а выражения типа "...братство сверху до низу..." или "...вышестоящие и нижестоящие советы.." вошли в наш обиход так прочно, что мы даже не замечаем, в чем заключается их подлинный смысл, а именно - иерархическую подоплеку!
Между тем, это предполагает то, что Господь управляет Своей церковью не непосредственно, на местном уровне, через Свой Дух и Слово, но непременно через иерархическую пирамиду и только имея ввиду сразу всю "большую единую церковь". Он дает Свое откровение, якобы, сначала тем, кто на "самом верху, а затем это откровение поступенчато передается вниз, причем обычно во все более урезанном виде и без права на контроль, поскольку духовный авторитет старших не оспаривается и не обсуждается. Так осуществляется посягательство на фундаментальную Евангельскую истину, что "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5).
Среди прочих свидетельств иерархического правления в братстве особенно показателен метод подбора делегатов на съезд. Как правило, они не выдвигаются от поместных церквей, а назначаются "сверху" номенклатурным путем и только после тщательной проверки на лояльность Совету церквей. От поместных же общин инициатива не только не требуется, но и нежелательна вообще. По словам одного из служителей СЦ, не требуется утверждение делегатов даже в тех общинах, которые они представляют, поскольку рукоположенный служитель уже является избранником церкви и как бы автоматически ею делегирован туда, "куда усмотрит братство". А поскольку понятия "братство" и "старшие братья" стали у нас, к сожалению, синонимами, то на деле это значит "по усмотрению СЦ".
За этими словами на самом деле кроется неограниченная возможность для иерархии манипулировать подборкой угодных себе людей, поскольку далеко не все рукоположенные служители и далеко не от всех церквей уполномочены поехать на съезд, но лишь усмотренные "сверху". Таким образом, явочным порядком, без согласования с братством устраняется понятие о том, что в Союзе церквей поместные общины равноправны, а это, среди прочего, значит, что у них есть одинаковое право иметь на съезде своих представителей.
Известно, что само слово "делегат" предполагает делегирование, т.е. посланничество, поручение от тех, кто посылает. В случае же назначения делегатов сверху всякое посланничество отсутствует вообще, ведь назначенное сверху лицо обязано выполнять волю тех, кто его назначил. Но в таком случае название "делегат" просто не соответствует своему подлинному смыслу; скорее это просто духовное должностное лицо, подневольный ставленник иерархии.
Но тогда ставится под вопрос и само понятие о "съезде". В самом деле, что это: заранее спланированное действие с тщательно подобранными ролями или же действительно свободное волеизъявление тех, кто составляет союз церквей? Съезд ли это равноправных посланников от равноправных поместных церквей, или церковный собор иерархов, т. е. каноническое собрание духовных должностных лиц?
Далее надо сказать еще об одном важном следствии внедрения иерархической системы в жизнь братства, может быть, это самое важное, о чем только можно говорить, т.к. речь пойдет о нашем спасении. Дело в том, что вопрос спасения, в практическом смысле, находится также в руках "старших братьев". Частично мы уже говорили, что это связано с мероприятиями по освящению, когда назначенный сверху служитель (но не церковь!) определяет, годен ли человек оставаться в церкви, и даже объявляет, возрожден ли он, или нет.
Но дело здесь обстоит намного серьезнее и глубже. Так, мы нередко можем услышать из уст "старших братьев" слова, наподобие таких: "...эти люди лишили себя спасения"; или: "...они отлучили себя от Духа Святого". Кроме того, допускаются слова в адрес конкретных детей Божьих, что данный человек "невозрожден", "от него Господь отступил", "он оставил Господа", "лишенный благодати" и т.п. Если верить этим словам, то это, практически, значит, что данные люди являются погибшими!
Для сравнения напомним, что даже работники ВСЕХБ в начале движения не смели идти на такой духовный шантаж. Они угрожали бедствием в связи с оставлением "матери-церкви", а по поводу отлучения членов ВСЕХБ говорили, что у отлучивших "не было братской любви", но не более этого. Сейчас работники СЦ пугают неугодных им людей намного большей карой. По их мнению, находиться в братстве (т.е. безоговорочно соглашаться со "старшими братьями" и даже в сердце не допускать никаких сомнений или вопросов) - равносильно пребыванию внутри единственно истинной церкви, а значит - иметь полную уверенность в спасении. Оказаться вне этого круга - самое страшное наказание, какое только можно придумать. Считается, что для тех, кто из него выходит, спасения вне этого круга практически нет, т.к. такие люди автоматически зачисляются в разряд отступников со всеми вытекающими последствиями.
Итак, выходит, что вопрос спасения находится в зависимости от того, вписывается ли человек в так называемые "структуры братства", или нет. Но Бог в Своем Слове говорит: "Незаслуженное проклятие не сбудется"! (Притчи 26:2). Ключи от ада Господь держит при Себе и никому их не передоверяет! (Откр.1:18). Слава Богу, спасение наших душ не зависит от человеческой прихоти; оно обретается через личную веру в Господа Иисуса Христа и поддерживается непосредственно Его благодатью, а не постановлениями смертных человеков! (2Тим. 1:12).
В последнее время в нашем братстве стал практиковаться новый способ давления на поместную церковь, когда "старшие братья" пытаются лишить ее права на совершение Вечери, а членам соседних церквей запрещается посещение и участие в совместном служении. При этом обычно один или несколько "старших братьев" приезжают в "наказываемую" церковь на Вечерю, чтобы своим публичным неучастием наглядно показать свое несогласие с церковью, которая таким образом, якобы, лишается присутствия Духа Святого и теряет свое спасение. Мы расцениваем это не иначе, как разновидность духовного шантажа, абсолютно чуждого Евангелию, но кто же дал "старшим братьям" право на такой духовный произвол? (Гал.1:6-9).
Нам все чаще объясняют, что "старшие братья" несут так называемое "служение Тимофея", т.е., другими словами, они являются "Апостольскими посланниками". Есть ли для этого основание в Новом Завете? Безусловно, его там нет! Вся подборка мест Писания, оправдывающая духовную иерархию, исходит не из самого Писания, а от предварительных умозаключений, ложных "откровений", возникает под влиянием исторических церквей, либо формируется при тех или иных внешних обстоятельствах.
Подумаем трезво: там, где есть Тимофеи, должны обязательно быть и реально живущие в наши дни Апостолы (т.е. люди, назначенные Самим Богом непосредственно - Гал.1:1), либо их преемники! Но тогда возникает очередной вопрос: кто же в нашем братстве несет Апостольское служение или является Апостольским преемником? Почему бы не назвать публично их имена и не причислить их труды к канону Нового 3авета? Слово Божье не дает нам никакого основания считать сан кого-либо из служителей равнозначным Моисею или Апостолу Павлу, либо их преемниками (Мтф.23:8-10; 1Пет.5:1-5). Такие понятия свидетельствуют о непонимании сущности Евангельской веры, как таковой. В отличие от православия и католицизма, Евангельские христиане-баптисты утверждают право поместной общины самой решать все вопросы домостроительства, включая избрание и снятие служителей, прием и вывод членов церкви и т.п. Власть "связывать и разрешать" принадлежит не епископам, не межцерковным объединениям, а простому членскому собранию поместной общины, как учил Господь в Ев. от Матфея 18:17-18.
"Служение Тимофея", в чисто Евангельском смысле, совершается в церкви Христовой всегда, но это есть не что иное, как обычное служение пастыря или благовестника, равного по званию и правам со всеми другими братьями-служителями. Он может быть наделен условными полномочиями на какой-то срок, для определенного дела, конкретной церковью, но у него нет и не может быть пожизненных присущих званию полномочий, кроме тех, которыми наделены все остальные служители. Но если под "служением Тимофея" имеется в виду иерархическое старшинство над поместными пресвитерами, то это просто человеческая выдумка, выгодная для тех, кто ее придумал, чему примеров история церкви знает великое множество!
К сожалению, мы должны признать, что в ряде случаев и наша церковь прямо или косвенно содействовала уклонению братства от первохристианской простоты в иерархические структуры. Это делалось иногда из самых добрых побуждений, например, когда приглашали "старших братьев", чтобы "навести в церкви порядок". Мы вполне осознаем, что наши сегодняшние проблемы - это в какой-то мере расплата за то, что церковь отдала свою Богом данную ей власть в руки человеческой системы. Печально, но факт, что у нас в братстве поместная церковь в ее Новозаветном смысле, т.е. самостоятельная и подотчетная только Христу-Главе, практически уже перестает существовать, мало того - считается чуть ли не еретической. Нет другого способа исправить данное положение, как только поставить все на свои места, согласно Евангелию, т.е. осуществлять полноту полномочий, данных Иисусом Христом, силами поместных церквей.
Однако перейдем теперь к конкретным фактам, имевшим место в Московской общине на протяжении последнего времени, чему многие из нас являются очевидцами.
То, что здесь написано, написано со слезами и с болью, со многими молитвами и размышлениями о целесообразности, с желанием перетерпеть и промолчать так долго, как только можно; но и конце концов взяло верх то, что когда-то выразил Иеремия в 20:7-9: "Ты влек меня, Господи,- и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог... И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и - не мог".
Совершая служение в столице, мы имели непосредственный доступ к самой широкой и разносторонней информации о жизни братства и не могли не рассуждать о текущих событиях, в том числе о возникших в братстве болезнях. Долгое время братья церковного совета старались не говорить об этом вслух, хотя и делали для себя некоторые практические выводы. Позже, однако, мы были вынуждены вынести часть наболевших проблем на членское собрание, и вот при каких обстоятельствах.
Братья - члены церковного совета свидетельствуют, что в конце 1992 - начале 1993 г. один из членов церковного совета, огорчившись сделанными ему замечаниями, стал противодействовать совету и особенно пресвитеру церкви, обвинив его в том, что в течение года пресвитер вел среди совета скрытую подрывную работу против братства. Затем, когда братья единодушно отвергли это несостоятельное обвинение, он решил пойти дальше и передал обвинительное письмо в Совет церквей, в котором стояла всего лишь одна его подпись. Он отвез это письмо лично Г. К. Крючкову и имел с ним по этому поводу беседу.
Отклик последовал на удивление быстро. Письмо было зачитано вслух на проходившем в марте 1993 г. очередном совещании СЦ, соответствующим образом прокомментировано, и братья тут же решили принять срочные меры по ликвидации в Москве предполагаемого "бунта". Для сравнения скажем, что от других церквей в СЦ поступают письма на протяжении многих лет, без всякого ответа. Здесь же реакция на письмо с единственной подписью последовала молниеносно.
В чем причина? У нас есть веские основания считать, что подспудно почва для этого подготавливалась заранее.
Так, пресвитер церкви В.П. Зинченко свидетельствует, что у него было несогласие с уговорами со стороны "старших братьев", в частности Г.К. Крючкова и Я.Г.Скорнякова, по поводу признания законным служения того, кто, будучи ответственным лицом в братстве, допустил моральное падение. Факт данного греха стал известен пресвитеру по приезду в отпуск из семинарии в Англии, куда он был направлен братством. После установления подлинности факта, а также многих трудных разговоров со служителями, молитвенно советуясь и учитывая положение в церкви, братский совет и пресвитер перед Богом решили поступать по Слову Божьему (Еф.5:3; 1Тим.3:2; Рим.2:11; Иез.44:13) и по совести (Рим.9:1).
В результате произошел негласный конфликт со "старшими братьями", которые по этому поводу имеют иное мнение. Этот конфликт вылился затем в открытое несогласие и завершился репрессиями, вплоть до беззаконного - внецерковного - объявления пресвитера лишенным достоинства служителя Божия, а затем и до угрозы исключения самой Московской церкви из состава братства.
Но вернемся к последовательному описанию событий.
Итак, на мартовском совещании СЦ было зачитано обвинительное письмо с одной подписью, чем нарушено Слово Божье: "Обвинения на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1Тим.5:9). Это первое нарушение Слова Божия повлекло за собой и все последующие. Так, в СЦ было не просто решено исследовать данный вопрос путем личных бесед, совместных молитв и по Слову Божьему, но создался заведомо предвзятый обвинительный настрой.
Посланными от СЦ для проведения дознания были братья Я.Г. Скорняков и А.Я. Куркин. Еще до их приезда среди членов церкви стали распространяться разговоры о том, что СЦ решил серьезно расследовать деятельность пресвитера и братского совета Московской церкви. Личной беседы с пресвитером по этому поводу не было, и 20.03.93 братья Я.Г. Скорняков и А.Я. Куркин вышли с данным вопросом сразу на церковный совет.
Дознание планировалось провести в форме прочтения обвинительного письма в присутствии его автора, перекрестных вопросов в адрес пресвитера и с обязательной записью всего разговора на магнитофон, который братья приготовили для этой цели. Такая форма ведения дела была определена заранее, и Я.Г. Скорняков в ответ на возражение со стороны братьев сказал: "Или так, или вообще никак. Если не желаете с нами разговаривать, то мы уйдем и доложим в СЦ, что вы нас не приняли. Если вы не согласитесь, дело не остановится: мы будем действовать так, как мы решили".
С большим трудом братьям церковного совета все же удалось уговорить Я.Г. Скорнякова выслушать их без магнитофона и обвинителя, поскольку мы желали, чтобы разговор шел изначально в братском тоне и между равными по достоинству братьями, а не между следователями и подследственными. Он согласился, и беседа проходила на протяжении примерно 2,5 часов. Однако в конце этой беседы Я.Г. Скорняков сказал, что им все же не удалось выполнить наказ братьев СЦ, т.е. произвести дознание с записью на магнитофон, поэтому он считает, что братский совет Московской церкви "не принял братьев".
Эта заведомо ложная формулировка была затем изложена Я.Г. Скорняковым в форме письменного отчета и подхвачена как главное обвинение в наш адрес. Все последующие действия братьев СЦ против Московской церкви проводились и до сих пор проводятся под этим несправедливым обвинением.
Мы вынесли из этого важный урок: оказывается, "принять" или "не принять" братьев вовсе не значит то, что написано в 3 Иоанна, т. е. разделить или не разделить братское общение в совместных молитвах и искренних беседах. Нет, это попросту значит - дать или не дать "старшим братьям" провести в жизнь заранее принятое ими решение! Поэтому, если даже допустить братьев на членское, но воспрепятствовать принятию заготовленного ими решения, это все равно будет считаться "недопущением" и "непринятием"!
Надо сказать, что в конце беседы мы со своей стороны передали в СЦ некоторые документы, касающиеся обстоятельств дела, а также письмо, где выразили искреннее удивление действиями братьев СЦ. Данное письмо, превратно истолкованное в СЦ, послужило затем очередным обвинением в наш адрес. В силу того, что мы чувствовали некотор
Возлюбленные в Господе братья и сестры, мир вам и любовь от Того, Который есть и был и грядет!
Московская церковь и ее служители, являясь полноправными соучастниками братства (Откр. 1, 9), имеют дерзновение в Боге заявить следующее.
Мы входим в братство, т.е. в добровольное объединение самостоятельных и равноправных церквей (Устав СЦ ЕХБ § 1), на основании единой веры, "однажды преданной святым" (Иуды 3), а также имея общие исторические корни, восходящие к началу духовного пробуждения 1961 г. в братстве ЕХБ.
Нет нужды много говорить о пережитых вместе благословениях и страданиях в годы гонений, в которых наша община принимала участие со дня своего основания, т. е. с 1963 года.
Мы пережили не только гонения извне, но и отступление некоторых членов церкви на иные пути изнутри, однако по милости Господней церковь не уклонилась от путей, на которые Он нас вывел изначально.
Мы понимаем, что духовной основой нашего единения во Христе является верность Ему Самому как Единому Главе Церкви (Еф.5:23), а также последовательное соблюдение основ евангельско-баптистского вероучения, изданного братством в журнале "Вестник спасения" № 3 за 1970 г.
В свою очередь, эта духовная основа определяет и организационно-структурное единение братства, причем вероучение определяет структуру, но не структура - вероучение (1Кор.3:10-15).
Путь освящения и отделения от мира был, есть и будет безусловной необходимостью для нашей церкви, поскольку мы желаем сохранить верность нашему Господу и Главе Христу до самого Его пришествия (2Кор.6:14-16; 7:1).
Мы понимаем, что практическая работа по освящению должна сводиться к тому, чтобы в ущерб греху, плоти, миру и сатане утверждать в церкви власть Христа (Матф.28:18) и обеспечивать неукоснительное выполнение всех принципов нашего вероучения.
После длительного периода гонений мы сейчас переживаем время относительной свободы, когда Господь дает возможность проповедовать Евангелие широко и открыто, в результате чего наблюдается численный прирост в уже имеющихся церквах и образование новых общин.
В это время, во исполнение заповеди Господней "идите, научите все народы...", нам бы только объединить и приумножить общие усилия в деле Евангелия, чтобы с наибольшей отдачей использовать возможности, за которые была уплачена столь высокая цена! (2Фес. 3:1).
Однако вместо этого мы оказались в последнее время втянутыми в страшный водоворот междоусобиц, который отнимает у детей Божьих и служителей церкви время, духовные силы и чувство единства во Христе, не говоря уже об ущербе для дела Евангелия и о бесславии имени Самого Господа.
Напрасно мы будем искать корень этих прискорбных явлений в происках внешних, в продолжающемся из прошлого отступлении тех или других христиан, в наплыве иностранных миссионеров и чуждой но духу литературы, в притоке новых людей из мира или в чьем-то "антибратском" поведении (1Кор.5:12-13). Нет, причина кроется в нас самих! (И.Нав.7:11-12).
Еще точнее, причина кроется в грехе нечистоты, совершенном в среде ответственных лиц братства (Еф.5:3). Этот грех не был осужден так, как это сделал в свое время Давид (2Цар.12 гл.). Он не был открыт публично, не названы имена соучастников и пострадавших. Наоборот, к греху прибавились многие другие грехи.
Вот они:
- грех сокрытия от народа Божьего греха, содеянного начальствующим лицом, а там, где это не получается, прибавляется в разных вариантах:
- грех искаженного объяснения данного греха;
- грех превратного толкования Слова Божьего для оправдания данного греха;
- грех репрессирования тех, кто поднимает вопрос о данном грехе;
- грех продолжения ответственного служения с опороченной биографией;
- грех подрыва доверия к званию служителя Божьего;
- грех насилия над совестью тех, кто не может признать законным ответственное служение, совершаемое согревшившим;
- грех разделения церквей - а фактически раскола братства - по признаку отношения к данному греху;
- грех подрыва доверия к авторитету духовного центра братства в глазах целых общин;
- грех опорочения чести братства перед лицом других христиан, а также наших неприятелей!
Однако эта беда не пришла к нам одна. В близком родстве с вышеупомянутым неожиданно ярко проявил себя другой грех, который на первый взгляд трудно различить, но он обнаружился особенно ощутимо при содействии предыдущего. Это
- грех внедрения в жизнь братства многоступенчатой духовной иерархии.
Исследователи Библии соглашаются, что именно этот грех называется в Писании "делами" и "учением" Николаитов (Откр.2:6, 15), которые Господь ненавидит (см., напр., П. Рогозин "Тайны Апокалипсиса").
(Известно, что греческое слово "Николаиты" имеет два корня: "никао" - побеждать, подчинять, обладать, судить и "лаос" - народ; взятые вместе они означают "властители народа", или "судьи над народом". По Слову Божию и исторически известно, что еще в первоапостольской церкви сначала проявились отдельные "дела" тех или других служителей, пытавшихся возвысить свою роль в церкви, а потом со временем эта практика оформилась и в соответствующее "учение". Отсюда легко, понять причину, почему Господь одинаково ненавидит то и другое.)
Грех этот вошел в жизнь братства незаметно, так сказать, явочным порядком, без официального объявления, но со временем он набрал такую силу, оброс такими корнями, что уже кажется привычным, необходимым, неизбежным и даже Библейски обоснованным. В сердца и умы детей Божьих все более интенсивно внедряется человеческое учение о том, что иерархия в братстве есть не что иное, как "апостольские структуры", и является, якобы, теми "путями, на которые нас вывел Господь первоначально" и которыми ходили наши предшественники по вере. Существующие же у нас принципы вероучения ЕХБ централизовано подвергаются незаслуженной и неавторитетной критике, их также не рекомендуется преподавать на Библейских курсах.
Нам так приятно считать себя уникальными, так лестно думать о себе, что мы вернулись в Апостольские времена, но давайте заглянем в историю! Поистине, нет ничего нового под солнцем! (Еккл.1:9).
Ниже приводятся выписки из учебников по истории Церкви (The Early Church, Sheldon; История христианской церкви, А. Миллер и др.).
...Начиная от Апостольского века и далее, наблюдалась возрастающая склонность к увеличению дистанции между духовенством и мирянами. Чувствовалась необходимость ограждения от умножающихся ересей и расколов путем выделения достоинства служителей и руководителей церкви...
...У служителей появилась возможность оставить свою обычную работу и полностью посвятить себя священнодействию. На мышление некоторых служителей повлияли в плохую сторону Иудейские понятия о священстве. В результате к концу второго столетия уже стал заметен значительный, уклон в сторону установления власти духовенства...
...Удобство употребления высшей церковной власти в качестве ограждения от сил беспорядка и анархии стало поглощать внимание многих христиан в такой степени, что они упустили из виду опасность личной свободы действий, которую такая власть, будучи бесконтрольной, вскоре повлекла за собой...
...Можно различить пять ступеней развития епископальной системы:
1) установление различия между пресвитерами и епископами;
2) подчеркивание особой важности служения епископов;
3) появления митрополитов или архиепископов;
4) появление патриархов, т.е. епископов, имеющих власть над церковными объединениями в разных частях Империи;
5) тяга к созданию всеобщего епископского центра, а также епископа над всеми епископами.
А вот выписка из "Постановлений II-го Ватиканского Собора" (1962-1965гг.), который бы созван, чтобы "восстановить Евангелие в его первоначальном духе и предназначении, учитывая ситуацию в современном мире".
Глава 3. Церковь иерархична.
...Высшее служение в церкви принадлежит епископам. Христос доверил Своим Апостолам особую миссию, а епископы являются их преемниками. В лице епископов Иисус присутствует среди членов церкви, проповедуя, совершая священнодействие, приобщая новых членов в Свое тело, руководя и направляя их к вечной жизни.
...Епископ пользуется своей властью как член коллегии (т.е. собора), находясь в иерархическом единении с главой и членами этого собора. Собор епископов не имеет власти, если он не находится в единстве с Папой, который имеет полную власть над всей церковью. Епископы тоже имеют власть над всей церковью, но только в согласии с Папой. Эта власть осуществляется коллегиально, независимо от того, собраны ли епископы вместе или действуют поодиночке; однако только Папа может созывать епископские соборы и утверждать их решения.
...Подобно тому, как Папа является олицетворением единства всей церкви и всего собора епископов, так епископ является олицетворением единства своей епархии (т.е. поместного объединения церквей). Каждый в отдельности епископ несет пастырское служение в своей епархии, но он обязан заботиться также и обо всей церкви в целом, устанавливая и защищая единство церкви, равно как и поддерживая общецерковную дисциплину. Он обязан учить верных любить свою церковь, особенно бедных, а также содействовать всякому виду служения, которое является общим для всей Церкви.
Епископы являются непогрешимыми в тех случаях, когда они преподают свое учение в согласии с установленными церковными догмами или когда они собираются вместе на общецерковные соборы. Как члены такого собора, епископы являются для всей церкви учителями и судьями в вопросах веры и морали, решения которых должны приниматься с преданным и послушным доверием.
...Священники служат в поместной церкви (общине), где они проповедуют, несут пастырское служение среди верных и совершают Евхаристию (т.е. Вечерю Господню). Священник является помощником епископа. Епископ вместе со священниками образуют особое священное собрание, пресвитериат. Священник должен рассматривать епископа как своего отца и повиноваться ему со всяким почтением; епископ должен рассматривать священника как своего сына и друга. На ответственности священников лежит объединить свои усилия и возможности под руководством епископов и Папы, и таким образом ограничить проявление разделений и разногласий в любом их виде.
...Наконец, кроме епископов и священников в иерархическом ряду занимают свое место диаконы. Находясь на нижнем конце иерархии, диаконы принимают рукоположение не для священнодействия, но для служения.
Глава 4. Миряне.
...Иерархия может назначать мирян на выполнение тех или иных конкретных задач в церкви. ...Миряне должны правильно и в христианском послушании принимать решения епископов, а епископы должны признавать и поощрять достоинство и ответственность мирян в церкви.
Рассмотрим еще некоторые мысли из книги Вочмана Ни "Проблемы единства церкви".
...После того, как ушли Апостолы, некоторые люди в первохристианской церкви стали придерживаться определенного сорта учения, то есть, что якобы с тех пор, как не стало Апостолов, Апостольская власть была передана епископам, и, таким образом, епископы теперь стали представлять Апостолов. Это была своего рода вежливость, Поскольку эти люди все же почитали первых Апостолов, им было неловко называть Апостолами кого-нибудь еще, кроме них. Они не решались употреблять звание "Апостола".
...Епископ становился главой над пресвитерами в данной местности. Он назывался епископом, то есть, тем званием, которое дано в Библии, но уже с абсолютно другим, небиблейским смыслом. В Библии все пресвитеры были епископами. Павел призвал пресвитеров в Ефесе и сказал им "...в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (епископами)" (Деян.20:28).
Итак, изменение произошло в том, что одна личность стала управлять многими церквами. Так появилось подразделение на церковные объединения. Дело шло в данном направлении вплоть до 4-го века, и к тому времени уже перестали существовать "церкви" в том виде, как о них написано в Библии (1Кор.11:16; 14:33); все они превратились в "одну церковь". Поместные общины стали всего лишь ответвлениями этой "одной церкви".
Но было ли у них библейское основание для такого домостроительства церкви? Они основывались на том, что у Господа на земле есть только одна церковь. Поэтому они и объединились и эту "одну церковь". Однако они забыли, что в Библии говорится о многих церквах!
Долгое время никто не смел посягнуть на это единство. На протяжении одиннадцати веков, начиная с четвертого, в церкви, конечно же, находились те, кто видел ереси, грехи, идолов, но никто не смел затрагивать все это! Они боялись, что если станут говорить об этом вслух, немедленно разрушится "единство". Они ненавидели ереси и грехи, не делали их сами, но намного сильнее был страх нарушить единство. За период в тысячу и сто лет ни один не сделал никакого практического шага; они продолжали сохранять единство церкви (конец цитаты).
Читая эти выдержки из авторитетных источников, невольно приходишь к мысли: так ведь это же о нас написано! Просто кто-то поменял названия и имена, а суть передана верно! Да, мы уже и не скрываем, что основой наших внутрибратских структур является иерархическая система!
Правда, мы еще не решаемся назвать все вещи своими именами, т, е., что эта система - не нова, что она ничего общего не имеет с Апостольской, а скорее копирует Папскую, и что нам бы надо называться, по сути, не "Евангельскими" христианами-баптистами, а чем-то вроде "иерархических" или "епископальных" христиан-баптистов!
Удивительно похожи не только сами структуры, но и исторические условия их возникновения в первоапостольской церкви и в наше время. В самом деле, как тогда, так и теперь церковь долгие годы находилась под прессом гонений со стороны безбожного государства; как тогда, так и теперь события развивались на огромных территориях мировых сверхдержав с диктаторской формой правления; как тогда, так и теперь все силы церкви были направлены на выживание.
Самой удобной формой оборонной организации для христиан показалась именно иерархия, с жесткой дисциплиной и беспрекословным подчинением авторитету епископов. После того, как гонения приостановились, сложившаяся система, как показалось, была не только морально оправданной, но и освященной кровью мучеников. Ни у кого даже не возникала мысль о возвращении к Апостольской системе, поскольку сложившееся считалось именно тем, что передано через епископскую преемственность от самих Апостолов. На самом же деле, двигаясь в направлении развития иерархии, они оказались удаленными от Апостольского домостроительства на целые столетия, причем, как показывает дальнейшая история, удаленными бесповоротно!
Если теперь ответить на вопрос, когда же мы сами были ближе к Апостольской системе - тогда, вначале движения, или теперь, спустя тридцать лет, - то честный ответ будет: безусловно, тогда! Да, это тогда была свобода духа, братская простота, дерзания и целеустремленность, сравнимые с первоапостольскими; это тогда не было разрыва между лозунгами и жизнью; это тогда не было подразделения на "старших" и "младших" служителей, как это практикуется теперь!
Ниже приводятся примеры искажения за прошедшие годы не только духа, но и практики некоторых ключевых установок нашего братства.
Возьмем, например, очищение и освящение. Как оно совершалось тогда? Тогда Дух Святой, свободно действуя среди пробуждающихся церквей (2 Кор. 3:17), Сам и побуждал детей Божьих исповедовать свои грехи, причем без особых правил и условностей, чаще всего прямо перед всем собранием, охваченным духом покаяния и сокрушения. Результатом была радость очищения, более тесное общение христиан и прилив новых духовных сил. Для детей Божьих было счастьем и преимуществом представать перед церковью, чтобы засвидетельствовать о полученной благодати и о духовном единении. Не только члены церкви, но и служители представали в простоте, без групповой защиты своего статуса, готовые выслушать и принять все пожелания и замечания от своих братьев и сестер.
Прошло время, и теперь это благословенное служение все чаще искажается до неузнаваемости. Во-первых, свободное действие Духа Святого стало все больше подменяться запланированным человеческим мероприятием, когда в общинах объявляется "траур", приезжие служители ходят по домами, выполняя роль своего рода духовной цензуры, а затем весь процесс "очищения" заканчивается так называемым "перечленством". Дело фактически сводится к тому, что "пройти" или "не пройти" такого рода освящение, проще говоря, значит оставаться или не оставаться членом церкви (и автоматически - братства).
Кроме того, за последние годы стала внедряться практика так называемого "закрытого" очищения. Это значит, что члены очищаемой общины уже не предстают перед членским собранием, а вместо этого имеют личное собеседование со служителем, как правило, приезжим. Этот служитель интересуется не только личным духовным состоянием собеседника, и в его задачи входит не только помощь его душе, как таковой. Он также имеет в своем распоряжении набор контрольных вопросов для проверки личности на лояльность "братству" и "от имени братства" выносит свое решение о судьбе собеседника перед членским собранием.
Таким образом, весь процесс и результат "очищения" (т.е. вопрос, быть или не быть человеку в церкви и братстве) отдается на волю единственного всевластного духовного лица. А поскольку само это лицо не является самостоятельным, но выполняет указания "старших братьев", то человек, таким образом, оказывается в руках самой системы, против которой он абсолютно бессилен и бесправен! Как это ни стыдно говорить, но часто в подобной практике "очищения" можно увидеть нечто такое, что скорее напоминает "чистку", нежели подлинное очищение. Данный термин особенно уместен, когда появляется нужда в устранении неугодного "старшим братьям" служителя или ответственного лица в общине.
Бог Один знает, сколько душ было травмировано и разочаровано в результате такой практики. После подобных "очищений" люди перестают доверять не только служителям, но и друг другу; в общине на долгое время теряется откровенность и искренность отношений; остается горький осадок от излишних копаний в личной жизни, особенно когда это выставляется напоказ перед всеми; люди начинают бояться говорить вслух то, о чем они думают, и т. п. При этом главной жертвой все-таки является не личность, а сам семейный и церковный дух, т. е. тот самый дух братства на местном уровне, без которого немыслим дух братства вообще (Деян. 2:44-47).
Однако в этих отклонениях нельзя усматривать просто личные ошибки тех или других служителей, - нет, это одно из проявлений иерархической системы. Иначе просто не может и быть! Система требует, чтобы церкви и их служители были зависимы от "старших братьев ("старшие братья" - это то же, что "епископы" в иерархической системе), боялись их, не делали и не говорили ничего такого, за что эти братья могут "не пропустить" при очередном или внеочередном очищении. И таким образом страх Божий подменяется страхом человеческим, страхом перед системой.
Для иерархической системы естественно стремление к тому, чтобы поместная церковь полностью потеряла свою независимость, свое собственное лицо, своих самостоятельных служителей и абсолютно растворилась в большой "общей церкви", на правах практически полной подчиненности по всем жизненно важным вопросам. Сторонники иерархии рассматривают "братство" не как союз самостоятельных и равноправных поместных церквей (хотя такое название номинально еще существует в нашем Уставе), но скорее как одну "большую единую церковь" с подразделением ее на поместные участки, напоминающие по структуре епархии и приходы в католической и православной церкви.
Кроме утраты подлинной библейской независимости это порождает иждивенческие и потребительские настроения в самих поместных церквах, которые иногда годами без нужды ожидают решения самых простых вопросов, пока кто-то "сверху" не приедет и их не разрешит. Таким образом, атрофируется способность к самостоятельному духовному видению и принятию библейски правильных решений на местном уровне, без жесткой иерархической привязки.
В свою очередь, советы служителей разного масштаба рассматриваются не как простые межцерковные объединения в одной горизонтали равных по званию, достоинству и правам братьев, а как многоступенчатая вертикальная пирамида с возрастающим достоинством, правами, властью и т.д., с подчинением "низших" "высшим" не просто в организационном или техническом, но именно в духовном смысле. Так, председателя Совета церквей иногда называют "общебратским пастырем" (что по определению в точности соответствует патриаршему или папскому чину), а выражения типа "...братство сверху до низу..." или "...вышестоящие и нижестоящие советы.." вошли в наш обиход так прочно, что мы даже не замечаем, в чем заключается их подлинный смысл, а именно - иерархическую подоплеку!
Между тем, это предполагает то, что Господь управляет Своей церковью не непосредственно, на местном уровне, через Свой Дух и Слово, но непременно через иерархическую пирамиду и только имея ввиду сразу всю "большую единую церковь". Он дает Свое откровение, якобы, сначала тем, кто на "самом верху, а затем это откровение поступенчато передается вниз, причем обычно во все более урезанном виде и без права на контроль, поскольку духовный авторитет старших не оспаривается и не обсуждается. Так осуществляется посягательство на фундаментальную Евангельскую истину, что "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5).
Среди прочих свидетельств иерархического правления в братстве особенно показателен метод подбора делегатов на съезд. Как правило, они не выдвигаются от поместных церквей, а назначаются "сверху" номенклатурным путем и только после тщательной проверки на лояльность Совету церквей. От поместных же общин инициатива не только не требуется, но и нежелательна вообще. По словам одного из служителей СЦ, не требуется утверждение делегатов даже в тех общинах, которые они представляют, поскольку рукоположенный служитель уже является избранником церкви и как бы автоматически ею делегирован туда, "куда усмотрит братство". А поскольку понятия "братство" и "старшие братья" стали у нас, к сожалению, синонимами, то на деле это значит "по усмотрению СЦ".
За этими словами на самом деле кроется неограниченная возможность для иерархии манипулировать подборкой угодных себе людей, поскольку далеко не все рукоположенные служители и далеко не от всех церквей уполномочены поехать на съезд, но лишь усмотренные "сверху". Таким образом, явочным порядком, без согласования с братством устраняется понятие о том, что в Союзе церквей поместные общины равноправны, а это, среди прочего, значит, что у них есть одинаковое право иметь на съезде своих представителей.
Известно, что само слово "делегат" предполагает делегирование, т.е. посланничество, поручение от тех, кто посылает. В случае же назначения делегатов сверху всякое посланничество отсутствует вообще, ведь назначенное сверху лицо обязано выполнять волю тех, кто его назначил. Но в таком случае название "делегат" просто не соответствует своему подлинному смыслу; скорее это просто духовное должностное лицо, подневольный ставленник иерархии.
Но тогда ставится под вопрос и само понятие о "съезде". В самом деле, что это: заранее спланированное действие с тщательно подобранными ролями или же действительно свободное волеизъявление тех, кто составляет союз церквей? Съезд ли это равноправных посланников от равноправных поместных церквей, или церковный собор иерархов, т. е. каноническое собрание духовных должностных лиц?
Далее надо сказать еще об одном важном следствии внедрения иерархической системы в жизнь братства, может быть, это самое важное, о чем только можно говорить, т.к. речь пойдет о нашем спасении. Дело в том, что вопрос спасения, в практическом смысле, находится также в руках "старших братьев". Частично мы уже говорили, что это связано с мероприятиями по освящению, когда назначенный сверху служитель (но не церковь!) определяет, годен ли человек оставаться в церкви, и даже объявляет, возрожден ли он, или нет.
Но дело здесь обстоит намного серьезнее и глубже. Так, мы нередко можем услышать из уст "старших братьев" слова, наподобие таких: "...эти люди лишили себя спасения"; или: "...они отлучили себя от Духа Святого". Кроме того, допускаются слова в адрес конкретных детей Божьих, что данный человек "невозрожден", "от него Господь отступил", "он оставил Господа", "лишенный благодати" и т.п. Если верить этим словам, то это, практически, значит, что данные люди являются погибшими!
Для сравнения напомним, что даже работники ВСЕХБ в начале движения не смели идти на такой духовный шантаж. Они угрожали бедствием в связи с оставлением "матери-церкви", а по поводу отлучения членов ВСЕХБ говорили, что у отлучивших "не было братской любви", но не более этого. Сейчас работники СЦ пугают неугодных им людей намного большей карой. По их мнению, находиться в братстве (т.е. безоговорочно соглашаться со "старшими братьями" и даже в сердце не допускать никаких сомнений или вопросов) - равносильно пребыванию внутри единственно истинной церкви, а значит - иметь полную уверенность в спасении. Оказаться вне этого круга - самое страшное наказание, какое только можно придумать. Считается, что для тех, кто из него выходит, спасения вне этого круга практически нет, т.к. такие люди автоматически зачисляются в разряд отступников со всеми вытекающими последствиями.
Итак, выходит, что вопрос спасения находится в зависимости от того, вписывается ли человек в так называемые "структуры братства", или нет. Но Бог в Своем Слове говорит: "Незаслуженное проклятие не сбудется"! (Притчи 26:2). Ключи от ада Господь держит при Себе и никому их не передоверяет! (Откр.1:18). Слава Богу, спасение наших душ не зависит от человеческой прихоти; оно обретается через личную веру в Господа Иисуса Христа и поддерживается непосредственно Его благодатью, а не постановлениями смертных человеков! (2Тим. 1:12).
В последнее время в нашем братстве стал практиковаться новый способ давления на поместную церковь, когда "старшие братья" пытаются лишить ее права на совершение Вечери, а членам соседних церквей запрещается посещение и участие в совместном служении. При этом обычно один или несколько "старших братьев" приезжают в "наказываемую" церковь на Вечерю, чтобы своим публичным неучастием наглядно показать свое несогласие с церковью, которая таким образом, якобы, лишается присутствия Духа Святого и теряет свое спасение. Мы расцениваем это не иначе, как разновидность духовного шантажа, абсолютно чуждого Евангелию, но кто же дал "старшим братьям" право на такой духовный произвол? (Гал.1:6-9).
Нам все чаще объясняют, что "старшие братья" несут так называемое "служение Тимофея", т.е., другими словами, они являются "Апостольскими посланниками". Есть ли для этого основание в Новом Завете? Безусловно, его там нет! Вся подборка мест Писания, оправдывающая духовную иерархию, исходит не из самого Писания, а от предварительных умозаключений, ложных "откровений", возникает под влиянием исторических церквей, либо формируется при тех или иных внешних обстоятельствах.
Подумаем трезво: там, где есть Тимофеи, должны обязательно быть и реально живущие в наши дни Апостолы (т.е. люди, назначенные Самим Богом непосредственно - Гал.1:1), либо их преемники! Но тогда возникает очередной вопрос: кто же в нашем братстве несет Апостольское служение или является Апостольским преемником? Почему бы не назвать публично их имена и не причислить их труды к канону Нового 3авета? Слово Божье не дает нам никакого основания считать сан кого-либо из служителей равнозначным Моисею или Апостолу Павлу, либо их преемниками (Мтф.23:8-10; 1Пет.5:1-5). Такие понятия свидетельствуют о непонимании сущности Евангельской веры, как таковой. В отличие от православия и католицизма, Евангельские христиане-баптисты утверждают право поместной общины самой решать все вопросы домостроительства, включая избрание и снятие служителей, прием и вывод членов церкви и т.п. Власть "связывать и разрешать" принадлежит не епископам, не межцерковным объединениям, а простому членскому собранию поместной общины, как учил Господь в Ев. от Матфея 18:17-18.
"Служение Тимофея", в чисто Евангельском смысле, совершается в церкви Христовой всегда, но это есть не что иное, как обычное служение пастыря или благовестника, равного по званию и правам со всеми другими братьями-служителями. Он может быть наделен условными полномочиями на какой-то срок, для определенного дела, конкретной церковью, но у него нет и не может быть пожизненных присущих званию полномочий, кроме тех, которыми наделены все остальные служители. Но если под "служением Тимофея" имеется в виду иерархическое старшинство над поместными пресвитерами, то это просто человеческая выдумка, выгодная для тех, кто ее придумал, чему примеров история церкви знает великое множество!
К сожалению, мы должны признать, что в ряде случаев и наша церковь прямо или косвенно содействовала уклонению братства от первохристианской простоты в иерархические структуры. Это делалось иногда из самых добрых побуждений, например, когда приглашали "старших братьев", чтобы "навести в церкви порядок". Мы вполне осознаем, что наши сегодняшние проблемы - это в какой-то мере расплата за то, что церковь отдала свою Богом данную ей власть в руки человеческой системы. Печально, но факт, что у нас в братстве поместная церковь в ее Новозаветном смысле, т.е. самостоятельная и подотчетная только Христу-Главе, практически уже перестает существовать, мало того - считается чуть ли не еретической. Нет другого способа исправить данное положение, как только поставить все на свои места, согласно Евангелию, т.е. осуществлять полноту полномочий, данных Иисусом Христом, силами поместных церквей.
Однако перейдем теперь к конкретным фактам, имевшим место в Московской общине на протяжении последнего времени, чему многие из нас являются очевидцами.
То, что здесь написано, написано со слезами и с болью, со многими молитвами и размышлениями о целесообразности, с желанием перетерпеть и промолчать так долго, как только можно; но и конце концов взяло верх то, что когда-то выразил Иеремия в 20:7-9: "Ты влек меня, Господи,- и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог... И подумал я: не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и - не мог".
Совершая служение в столице, мы имели непосредственный доступ к самой широкой и разносторонней информации о жизни братства и не могли не рассуждать о текущих событиях, в том числе о возникших в братстве болезнях. Долгое время братья церковного совета старались не говорить об этом вслух, хотя и делали для себя некоторые практические выводы. Позже, однако, мы были вынуждены вынести часть наболевших проблем на членское собрание, и вот при каких обстоятельствах.
Братья - члены церковного совета свидетельствуют, что в конце 1992 - начале 1993 г. один из членов церковного совета, огорчившись сделанными ему замечаниями, стал противодействовать совету и особенно пресвитеру церкви, обвинив его в том, что в течение года пресвитер вел среди совета скрытую подрывную работу против братства. Затем, когда братья единодушно отвергли это несостоятельное обвинение, он решил пойти дальше и передал обвинительное письмо в Совет церквей, в котором стояла всего лишь одна его подпись. Он отвез это письмо лично Г. К. Крючкову и имел с ним по этому поводу беседу.
Отклик последовал на удивление быстро. Письмо было зачитано вслух на проходившем в марте 1993 г. очередном совещании СЦ, соответствующим образом прокомментировано, и братья тут же решили принять срочные меры по ликвидации в Москве предполагаемого "бунта". Для сравнения скажем, что от других церквей в СЦ поступают письма на протяжении многих лет, без всякого ответа. Здесь же реакция на письмо с единственной подписью последовала молниеносно.
В чем причина? У нас есть веские основания считать, что подспудно почва для этого подготавливалась заранее.
Так, пресвитер церкви В.П. Зинченко свидетельствует, что у него было несогласие с уговорами со стороны "старших братьев", в частности Г.К. Крючкова и Я.Г.Скорнякова, по поводу признания законным служения того, кто, будучи ответственным лицом в братстве, допустил моральное падение. Факт данного греха стал известен пресвитеру по приезду в отпуск из семинарии в Англии, куда он был направлен братством. После установления подлинности факта, а также многих трудных разговоров со служителями, молитвенно советуясь и учитывая положение в церкви, братский совет и пресвитер перед Богом решили поступать по Слову Божьему (Еф.5:3; 1Тим.3:2; Рим.2:11; Иез.44:13) и по совести (Рим.9:1).
В результате произошел негласный конфликт со "старшими братьями", которые по этому поводу имеют иное мнение. Этот конфликт вылился затем в открытое несогласие и завершился репрессиями, вплоть до беззаконного - внецерковного - объявления пресвитера лишенным достоинства служителя Божия, а затем и до угрозы исключения самой Московской церкви из состава братства.
Но вернемся к последовательному описанию событий.
Итак, на мартовском совещании СЦ было зачитано обвинительное письмо с одной подписью, чем нарушено Слово Божье: "Обвинения на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях" (1Тим.5:9). Это первое нарушение Слова Божия повлекло за собой и все последующие. Так, в СЦ было не просто решено исследовать данный вопрос путем личных бесед, совместных молитв и по Слову Божьему, но создался заведомо предвзятый обвинительный настрой.
Посланными от СЦ для проведения дознания были братья Я.Г. Скорняков и А.Я. Куркин. Еще до их приезда среди членов церкви стали распространяться разговоры о том, что СЦ решил серьезно расследовать деятельность пресвитера и братского совета Московской церкви. Личной беседы с пресвитером по этому поводу не было, и 20.03.93 братья Я.Г. Скорняков и А.Я. Куркин вышли с данным вопросом сразу на церковный совет.
Дознание планировалось провести в форме прочтения обвинительного письма в присутствии его автора, перекрестных вопросов в адрес пресвитера и с обязательной записью всего разговора на магнитофон, который братья приготовили для этой цели. Такая форма ведения дела была определена заранее, и Я.Г. Скорняков в ответ на возражение со стороны братьев сказал: "Или так, или вообще никак. Если не желаете с нами разговаривать, то мы уйдем и доложим в СЦ, что вы нас не приняли. Если вы не согласитесь, дело не остановится: мы будем действовать так, как мы решили".
С большим трудом братьям церковного совета все же удалось уговорить Я.Г. Скорнякова выслушать их без магнитофона и обвинителя, поскольку мы желали, чтобы разговор шел изначально в братском тоне и между равными по достоинству братьями, а не между следователями и подследственными. Он согласился, и беседа проходила на протяжении примерно 2,5 часов. Однако в конце этой беседы Я.Г. Скорняков сказал, что им все же не удалось выполнить наказ братьев СЦ, т.е. произвести дознание с записью на магнитофон, поэтому он считает, что братский совет Московской церкви "не принял братьев".
Эта заведомо ложная формулировка была затем изложена Я.Г. Скорняковым в форме письменного отчета и подхвачена как главное обвинение в наш адрес. Все последующие действия братьев СЦ против Московской церкви проводились и до сих пор проводятся под этим несправедливым обвинением.
Мы вынесли из этого важный урок: оказывается, "принять" или "не принять" братьев вовсе не значит то, что написано в 3 Иоанна, т. е. разделить или не разделить братское общение в совместных молитвах и искренних беседах. Нет, это попросту значит - дать или не дать "старшим братьям" провести в жизнь заранее принятое ими решение! Поэтому, если даже допустить братьев на членское, но воспрепятствовать принятию заготовленного ими решения, это все равно будет считаться "недопущением" и "непринятием"!
Надо сказать, что в конце беседы мы со своей стороны передали в СЦ некоторые документы, касающиеся обстоятельств дела, а также письмо, где выразили искреннее удивление действиями братьев СЦ. Данное письмо, превратно истолкованное в СЦ, послужило затем очередным обвинением в наш адрес. В силу того, что мы чувствовали некотор
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий