У мусульман существует много заповедей, например, намаз строго по часам. И по Корану - это тяжелое бремя, так что даже Мухаммед выпросил у Аллаха поменьше "намазов" в сутки. И тем не менее даже мусульмане не расстреливают за нарушение времени молитвы! Даже они не считают это смертным грехом. Евреи же считают: они по субботам даже не звонят друг другу, чтобы принести слова утешения и назидания. Считают это непростительной виной и адвентисты: поскольку даже не совершают поездок в субботу с целью благовестия неверующим или ободрения других верующих. Они все еще находятся под законом и его покрывало скрывает от них подлинный смысл его как временного детоводителя (в греч. педагога) возмужалой благодати. Они еще пользуются детскими образами в своих отношениях с Богом, тщательно соблюдая внешние формы, за которыми не находят времени для почитания Бога «в духе и истине». Писание призывает таковых к духовному росту, к оставлению «вещественных начал» и приобретению «совершенств Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».
Этот переход на новый уровень отношений с Богом не является реставрацией временных ветхозаветных предписаний. Различие между ними не в степени, а в качестве. От старого нужно отказаться самым решительным образом, поскольку оно становится препятствием на пути движения вперед. Игры в куклы должны быть заменены на реальные отношения, жертвы, обрезание, праздники, ограничения в пище – ушли в прошлое, выполнив свою роль родильных вод. Приспосабливать их к новым условиям бесполезно.
На пути спасения Бог выставил уже новые указатели, поэтому старые могут завести не туда, куда нужно. Вот почему Павел так боролся с иудействующими, почему видел в этом учении опасность для благодати. По этой же причине мы не можем взращивать внутри себя современных фарисеев, несущих Богу большее количество постов и десятин, чем это делали фарисеи времен Христа. Снова повторимся: вопрос не в степени, а в качестве. Степень усовершенствует старое, качество – получает и использует новое. Вот и вся разница между жизнью под законом и жизнью под благодатью. Первый тужится заработать себе спасение, второй – принимает его с благодарностью в дар. Первый не знает, что делать со своими грехами, поскольку не уверен, слушает ли Бог грешника. Второй же осознает свою полную зависимость от Бога, несет Ему свои грехи и взамен получает способность побеждать их.
Дела и послушание могут совершаться либо из-за страха наказания, либо из-за любви. Нам нужно теперь определиться, кому мы служим: своему Отцу или Судье. Это и покажет нам всю разницу между бескорыстной благодарностью блудного сына и внешней праведностью его старшего брата, между слезами падшей женщины и самодовольством фарисея, желающего таким как она только справедливого возмездия по их делам, а не сострадания и помощи. Христос, таким образом, не выражал меньшую строгость к соблюдению субботе, Он ее просто нарушал. И в этом Он для нас пример.
Важно отметить, как сами иудеи относились к соблюдению субботы. Например, нарушение субботы ради спасения жизни было оправданным в иудаизме (1 Мак. 1:43; 2 Мак. 6:1-6). Иудейский историк Иосиф Флавий также подтверждает, что субботой часто пренебрегали не только язычники, но и иудеи («Древности», 12, 1:1). А коль суббота для самих евреев не считалась первейшей заповедью, ясно, что иудеохристианский переход к почитание вместо нее воскресенья не мог быть болезненным.
Да, в иудаизме нарушение субботы наказывалось, поскольку она была знаком принадлежности к израильскому народу, но наказание осуждению рознь. Хотя суббота и носила значение внешнего символа завета с Богом, все же это был символ, к которому относились как к символу не только Христос, но и сами евреи. Иосиф Флавий ограничивает почитание субботы лишь Иудеей («Древности», 11, 8.7), что объясняет выбор Христом основным полем Своей деятельности Галилею. Даже иудей мог избежать смерти за нарушение субботы, просто удалившись на некоторое время в Самарию («Древности», 11, 8.7). Христос же нарушал ее весьма часто и в течение трех лет оставался жив, посещая Иерусалим и Иудею.
Переход от субботы к воскресенью в ранней иудео-христианской общине был не столь резким, как это могло быть, еще и по той причине, что она некоторое время признавала возможность почитания обоих этих дней. И лишь с разрушением Иерусалима в условиях изоляции от иудаизма христианская церковь полностью перешла на почитание воскресения. Это сделали уже не иудеохристиане, а уверовавшие во Христа язычники, которым это далось без каких-либо проблем.
Если бы суббота занимала большое место в иудаизме, о ее значении было бы написано множество различных трудов периода Второго Храма (200 г. до Р.Х.- 135 г. по Р.Х.), чего мы, однако, не на ходим в таких безусловно авторитетных текстах иудаизма как Книга Юбилеев, Первая и Вторая книги Маккавеев, Дамасский документ и «Древности» Иосифа Флавия. Напротив, тема важности почитания суббот должна была быть первой в условиях агрессии со стороны эллинизации еврейского населения в период, предшествующий восстанию Маккавеев. Создание либеральных настроений в священнической среде говорит о том, что древние обычаи и традиции, связанные с соблюдением субботы, подверглись переосмыслению (1 Мак. 2:7-8, 17, 29-41; 2 Мак. 8:26-28).
Христос оценивал приверженность евреев к субботе как часть их формального отношения к Богу. Любой обряд не может не выступать в роли заменителей духовной жизни. Почитание субботы выдвинулось на первый план при осознании факта долгого отсутствия пророческого голоса в Израиле. Суббота фактически была использована для компенсации этого недостатка.
Странно видеть выступление Христа против субботы как борьбу с незначительными побочными тенденциями, в целом неприсущими иудаизму. Он выражал новый подход к отношениям с Богом, которые должны были прививаться к сознанию людей постепенно, мерной поступью. Субботу нужно было заменять на воскресенье, поскольку она была олицетворением временных Божьих мер в составе устраненного закона. Даже присутствие этой заповеди в Декалоге не изменяет положение, поскольку и последний был сведен Христом лишь к двум заповедям: любви к Богу и к ближнему.
Впрочем Бог никогда не придавал субботе решающего значения по сравнению со Своими требованиями духовного порядка. Начало ее почитания вместе с обрезанием имеет общее происхождение (до закона Моисея), а значит должно иметь и общую с ним судьбу простого знака (знамения) отношений с Богом. А поскольку последние впоследствии были изменены (Новый Завет вместо Ветхого), изменилось и значение этих знаков. Суббота, несмотря на вхождение в Декалог, оставалась частью ритуальной системы иудаизма и должны была быть отменена вместе с нею (Еф. 2:15). По этой причине апостолы исключили ее из списка обязательных требований, предъявленных к уверовавшим язычникам (Деян. 15:20).
Поскольку суббота для евреев стала кумиром или исключительным способом угождения Богу, уже в Новом Завете мы видим постепенное оставление этого дня и переход на «другой» – воскресенье. Именно воскресенье как «первый день» (ср. Деян. 20:6-7; 1 Кор. 16:1-3) подразумевается под «днем Господним» (Откр. 1:10 в оригинале). Иоанн был в духе не в «Последний день», а в день «первый» или воскресный, поскольку находился на острове Патмос и слышал голос Иисуса Христа. Выражение «в духе» делает эсхатологический смысл фразы «в день Господний» тавтологией.
Адвентисты ставят остальным христианам в вину отмену почитания субботы в качестве святого дня или дня покоя. Они выделяют ее из всех ветхозаветных постановлений тем, что она входила в состав Десятисловия. Тем не менее евангельские христиане отрицают не идею субботы, а лишь ее форму. В конце концов значение субботы состоит в «покое» (что и значит еврейское слово «шаббат»), а не в дате или дне ее празднования. При этом они объясняют это новозаветной практикой. Данная замена дня седьмого на день первый узаконена самим Новым Заветом, а не последующими поколениями христиан, как это пытаются представить адвентисты.
Есть ли объяснение необходимости такому изменению формы, а не содержания этой ветхозаветной заповеди? Да. К седьмому дню Бог завершил Свое творение, а первым днем Он начал восстановление этого творения силой Воскресения (Ин. 20,19,26; Деян. 2:1). Создать мир – хорошо, но искупить его означает большее свидетельство о любви Божьей к людям. Седьмой день символизировал завершение трудов человека по своему спасению, тогда как во Христе спасение мы принимаем «в первый день» даром, т.е. по одной лишь вере.
По этому и сказано, что мы «умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (Рим. 7:4). Когда силой Воскресения мы получили способность выполнять требования Божьего закона, он из нашего судьи превратился в друга и помощника. Слово «Воскресшему» в данной цитате глубоко символично: мы принадлежим «Воскресшему» в «первый день недели», а не Лежащему во гробе в субботу.
Никак нельзя отрицать того, что уже первые христиане почитали воскресный день. Это как раз и подтверждает факт непрекращающейся евангельской традиции – отмечать в качестве святого дня воскресенье. Так в Деян. 20:7 ученики избрали для хлебопреломления именно «первый день недели». Никакие адвентистские хитрости (с еврейским наступлением каждого дня вечером и другие) не могут изменить значение этого текста. Мы видим, что Павел даже прождал в Троаде «семь дней», чтобы поучаствовать в Вечере Господней, которая, вероятнее всего, тогда совершалась раз в две недели.
Избрание этого же дня для сбора пожертвований мы видим и в тексте 1 Кор. 16:2. Этот обычай был утвержден повсеместно и, разумеется, не случайно совпал с воскресеньем. Из того, что для верующих самой удобной возможностью для такого рода встречи могли быть именно еженедельные собрания, следует, что богослужения проходили именно по воскресным дням. Если первые христиане делали это, то какое же мы имеем право не следовать этому обычаю. Пусть это и является «преданием», однако Павел призывает соблюдать такие обычаи (1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15; 3:6), которые не противоречат Священному Писанию.
Сказанное не означает, что Бог изменил Свою волю, заменив субботу воскресением. Речь идет о другом. Ветхозаветные заповеди, большей частью ритуальные, были лишь напоминанием или указателями (отсюда «детоводитель» в Гал. 3:24-25) на более совершенные требования Бога. В этом смысле надобность во внешней оболочке нравственного закона отпала. В Новом Завете духовные идеи, заложенные в ритуальный закон, были освобождены от внешнего значения и приобрели значение внутреннее, нравственное и духовное. Все же физические обетования Ветхого Завета (материальное богатство, долгожительство и т.п.) лишились своей силы.
Новый Завет развил ветхозаветные требования в моральном направлении. При этом одни ветхозаветные требования были отменены Христом (обрезание, почитание субботы и праздников, соблюдение законов о нечистоте в пище, в повседневной жизни и в богослужении, брачный союз с иноплеменниками), другие видоизменены (законы о разводе, о клятве, об отношении к врагам и государству), а те, действие которых сохранилось в неизменном виде, представлены в новозаветной практике первых христианских церквей (запрет блуда, убийства, воровства и т.д.). Неизменным, разумеется, осталось «важнейшее в законе» (Мф. 23:23): суд (как справедливость), милость (как долготерпение и снисхождение) и вера (как доверие). Как милость без справедливости, так и «суд без милости» равно не угодны Богу (Иак. 2:13).
Павел отрицал правомочность обвинения христиан из язычников в нарушении ветхозаветных положений о пище, почитания суббот, новомесячий и других праздников, называя все это «тенью будущего» (Кол. 2:16-23). Какое же имеют право адвентисты навязывать верующим ограничения на пищу, которую освятил Бог Новым Заветом (1 Кор. 10:30; 1 Тим. 4:3-4)? Конечно, в древности мясо свинины часто использовалось в культовых жертвоприношениях языческим богам, однако Павел допускал здесь существование опасности лишь при условии определенного внутреннего отношения к принятию этой пищи и не более (Рим. 14:23).
Павел не мог требовать соблюдения многих ритуалов Ветхого Завета, хотя и о них было сказано как о действенных «навеки», поскольку под выражением «век будущий» в Ветхом Завете понимается Приход Мессии, Который при этом вправе распоряжаться законом в соответствии с исключительным правом (Деян. 3:22). Все ветхозаветные заповеди были действительны только до наступления этого «будущего века». Как Моисей был законодателем для времени Ветхого Завета, так для времени Нового Завета таким законодателем является Христос (Евр. 1:1).
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий