Избиения
Страдали не только ссыльные, но и их семьи. Положение верующих на местах было порой невыносимо. Об этом свидетельствуют многие исторические документы. Вот, например, выборочные данные из книги "Борьба за веру":
"Способ, о коем я говорю, заключается в том, что сектантов предписывается разгонять домашними средствами, путем насилия, колейно, без протоколов, в силу которых часто пред судом раскрывается ужасная действительность. Усердию "ревнителей православия" в данном случае не бывает границ: сектантов развозят и помещают после домашнего способа "возвращения в лоно православия" в земские больницы; но, случается, что их и не довозят до больницы, а доводят до того, что избитый с места расправы предстает, как это было недавно, пред лицом самого Господа Бога. И подобного рода злодеяния остаются безнаказанными!..
А вот что происходило в самое ближайшее время, 7 февраля 1904 г., в м. Вязовке Черкасского уезда Киевской губернии. Пишет, по уполномочию семей пострадавших, их единомышленник Сидор Лебединец: "Два местных брата, крестьяне Илья Мокиевич Селянка и Лука Антонович Хамко, были вызваны через городового в квартиру местного священника Покровской церкви, Василия Пащевского, для собеседования, которое производилось в присутствии: городового, обходного Марка Вовка и православного крестьянина Харитона Бондаря. Собеседование сопровождалось угрожающей речью священника заставить братьев силой возвратиться в православие. Угрозы такие неоднократно произносились священником и ранее по адресу всех братьев.
Собеседование окончилось около 10 часов вечера. Оба брата, в сопровождении вышеозначенного слушателя Бондаря, выйдя из квартиры священника, направились домой, но в нескольких шагах от оставленного ими дома священника были внезапно остановлены видимо поджидавшими их за углом четырьмя мужиками, закутанными большими платками, с целью остаться неузнанными. Все четверо были вооружены увесистыми кольями. Первый удар одного из них пришелся спутнику братьев - Бондарю, который после этого удара бросился бежать. Нападавшие его не преследовали; по-видимому, своим ударом они имели в виду заставить скрыться Бондаря, как могущего быть свидетелем. Оставшиеся оба брата подверглись тогда ожесточенному нападению своих врагов. После нескольких ударов, Лука Хамко, как более сильный, с трудом все-таки успел вырваться из рук своих мучителей и, под прикрытием ночной темноты, скрыться. Селянка же только тогда был оставлен, когда лишился чувств. Спустя некоторое время, придя в себя, Селянка, собрав последние усилия, дополз до ближайшей избы крестьянина Алексея Карася, на пороге которой вновь потерял сознание и так, не приходя в себя, в воскресенье 8 февраля, в 3 часа дня, в сильных мучениях умер в своей избе, куда был перевезен около 11 -12 часов дня. Приглашенный частно врач местной экономии (Иващенко) определил, что смерть Селянки произошла от сильных побоев: разбит череп, перелом костей и проч., равно и следствием побоев же оказались - перелом левой руки и масса кровоподтеков и у Луки Хамко. На заявление уряднику об этом случае, последний, записав лишь имя и фамилию убитого, предоставил братьям хоронить убитого без дальнейшего следствия. Но вся семья подала жалобу прокурору, и труп убитого не предавался земле впредь до приезда доктора и станового". Далее из письма выясняется, что "Илью Селянко похоронили с трудом, в присутствии пристава и доктора". Когда сектанты начали копать яму на кладбище, то священник прислал "грозных людей" и запретил рыть яму на кладбищенской земле, а потребовал, чтобы копали за кладбищенской канавой... I
Вот как описывается пострадавшими в одном частном письме избиение, бывшее 9 декабря 1902 г. в с. Виграеве, Киевской губернии, Каневского уезда. Оставляю текст автора в неприкосновенности. '
"1902 г. декабря 9-го дня в 11 час. ночи сельский староста Прохор Несторенко собрал 12 человек разбойничьей шайки: Устенка, Куклу, Пухлого, Латушкевича, Ивана и Павла Тарасенков, Моря, Храпача, Скоченко, Демяна Пухлого, Харченко и привел в дом собствыной Максима Гуриненка, в то время болевшего, где был и Савва Гуриненко. По дозволению старосты начали браница и начали рвать книги Святого Писания, Евангелие, Псалтирь и похулилися над Писанием. Потом приступают к нам и начали нас терзать, и наносить вдары железной палкой, и повытягували нас в сени, и в сенях били подборами и что только подскочило им в руки в то время там и били до тех пор, что нам только слышно как бы крыз сон страшные боли. Потом берут Максима Гуриненка, вытягуют на двор в одной рубашке, а на дворе тогда было очень холодно, 9 декабря. И берутся несколько человек за руки, и несколько за ноги, а остальные садятся на живот и тягают по дороге. А дорога тогда была очень струпка (гололедица). После этого берут и выбрасуют на грушу растючею. От Максима Гуриненка пошли до Андрея Хивренко в 1-м часу ночи и начали бить двери, отбили двери, вошли в дом, потом обращаются к Андрею и начанают терзать, бить, с намерением лишить жизни, не щадят. Потом берут и выводят на двор неодевшего и без сапог, и начали водить по снегу, и удары наносить кулачные и палками, свалили под ноги в снег и начали топтать сапогами, и бить до тех пор, что я вже и не помнил, что они со мною делали дальше, когда они разойшлися, то я прочувствовал и с большим трудом войшел в хату. А они достали водки и пришли обратно и начали заливать насильно водкой, и насмехаться, говоря: "пущай тебя Бог спасет от наших рук, если ты на Его надееся". Обращались мы к начальству нащет этого убийства (т. е. избиения) и разного притеснения и вынуждения, но начальство на это никакого ответу не дает. И, уходя, они погрозили, что этим дело не кончится".
И действительно, через пять дней подожгли ночью и хату и клуню, в которой было, как видно из письма потерпевшего, 9 копен пшеницы, а в хате 10 мешков жита (ржи), и лишили таким образом несчастных людей и крова и имущества.
Вот другое письмо из Курской губернии Путивльского уезда, Казачанской волости, из села Казацкого, в котором в течение последних двух лет происходят систематические избиения сектантов во время рождественских праздников. Собралась и здесь необузданная толпа во главе со старшиной Роденко и начала издеваться и истязать сектантов. Вот как описывают это сами потерпевшие сектанты: "Забрали нас на санки и отвезли в волостную карцию и сидели в карции до 12 часов ночи; входит волостной старшина Роденко и забрал Цибиных в волостное присутствие, потом Иосифа Цибина препоручил стоящнику и извозщику старшины Савелию Гузеву, а Сергею прочитал приказ от земского, что "поручено мне, волостному старшине Роденко, ваши письма разрывать и вас убивать", сию минуту начал бить кулаками в морду и сбил с ног и начал бить носаками в грудь, коленьми несколько раз, и начал спрашивать: "кому ты веруешь?" и я, Сергей Цибин, объяснил, что я верую в Господа нашего Иисуса Христа, а он еще больше начал бить железной кочергой и ушиб руку сильно и пробил голову и поднял и вывел на крыльцо и еще вдарил два раза так, что весь в крови и едва домой дошел. Также вызывает Иосифа Цибина и говорит: "Вот завтра пост, т. е. голодна кутя, а мне нада руки в кровь марать", и начал бить и збил на пол, наступил на шею ногой и взял от грубы (печь) полено - начал бить по спине и по бокам и выбросил за крыльцо и затворил дверь". Не буду продолжать - довольно и этого. Такими сценами насилия переполнена вся горькая жизнь сектантов.
Сектантов безнаказанно избивают, издеваются над ними и, в довершение всего, всегда и везде отбирают у них безвозвратно самое дорогое для них - Евангелие и вообще все книги Священного Писания; добиться же возврата этих дорогих для них книг почти невозможно.
Так, например, в феврале 1896 г., по распоряжению пристава второго стана Киевского уезда, Трукова, полицейский урядник третьего участка, в сопровождении сельского старосты и сотского, производя обыск у жителей д. Ивки, Богуславской волости, Каневского уезда,- крестьян Автонома Лошака, Лаврентия Горовенко, Никиты Кривошеи и др. в числе 14 человек,- отобрал все находящиеся у них цензурные книги (8 Библий по 3 руб. 50 коп., несколько Псалтирей, календарь с молитвенником, славянский Псалтирь в 1 руб. 50 коп., несколько молитвенников, часослов 60 коп. и др. всего на сумму 57 руб. 50 коп.) и отослал к благочинному с. Юхны, Каранишевской волости. Несмотря на многократные просьбы потерпевших и прошения даже на имя Киевского генерал-губернатора, книги эти до сих пор не возвращаются...
Не могу здесь не упомянуть о возмутительном насилии над сектантами, по окончании одного из собеседований "в духе кротости и любви", миссионера Д. И. Боголюбова, в г. Богодухове, Харьковской губ., в 1903 г. По обыкновению, сектантам предложено было чрез полицию явиться на предстоящее собеседование; остальные же жители г. Богодухова оповещены были чрез объявление во всех церквах города. К семи часам утра собралось сектантов человек двадцать, мужчин и женщин. До двенадцати часов дня их продержали при полиции, в казарме, а затем перевели в сторожку при церкви и начали звонить в колокола Покровской церкви. Собралась тысячная толпа. И вот началось собеседование "в духе мира и любви", результатом которого явилось жестокое избиение сектантов рассвирепевшим народом пред окончанием собеседования в самой церкви.
Вот как описывают конец этого собеседования сами сектанты:
"Под конец беседы миссионер Боголюбов в заключение сказал: "Братья! Православные христиане! Сегодня православная церковь празднует "День Православия" - и всех еретиков, в том числе и штундистов, предает анафеме". И вся толпа закричала: "Анафема, анафема, анафема!.."
После этого, часа в 3-4 дня, при выходе из церкви, несколько мужчин и женщин, во главе с Чуписом и Кучерявым, начали бить всех нас, сектантов, тут же в церкви, и продолжали бить по улицам. Мы забежали во двор Петра Дорохова и заперлись в хате: я и Никон Мих. Харченко - этого били в церкви Чупис и другие погнавшиеся за нами толпой и перелезли через забор во двор Дорохова, разбили окна и влезли в хату; Кучерявый, братья Дороховы, Николай и другие били меня и др., вырвали у меня волосы, побили голову, лицо избили до крови - все было сине-багрово... а то били куда попало.
Побили еще: Елену Осадчую, Никиту Сав. Сухина, Карпа Ив. Латина и друг. Вас. Голубничего (умер осенью 1903 г.). Всего ни рассказать, ни описать нельзя, что происходило".
"Я, Христина Голубничая, лечилась от побоев и от боли головы - побит череп - у доктора Тулубьева Виктора Николаевича, в г. Харькове 7 месяцев. Волосы доктор сбрил, иначе нельзя было лечить..."
Положим, православные "ревнители" были привлечены к ответственности полицией за нарушение тишины и порядка, и понесли маленькое наказание; но разве таких "просветительных" результатов следует ждать народу, жажда к духовному просвещению которого вне всякого сомнения!
Просящему хлеба дают камень, и чуткое, отзывчивое сердце русского народа направляют в дурную сторону, ожесточают, превращают в зверя доброго по натуре простолюдина.
И местное духовенство, вместо того, чтобы влиять на такую разнузданную толпу в духе кротости и любви, умягчая их сердца,- относится к ней покровительственно, видя в этом "торжество" господствующей церкви; и в народе укореняется за подобными извергами своеобразное наименование "ревнителей православия". Постыдное для православия наименование!..
Много еще имеется у меня вопиющих документов, свидетельствующих о жестоких насилиях над сектантами, но пока ограничусь вышеприведенными.
Конечно, потомить сектантов в холодной, устроить собеседования, после которого воодушевленная "проповедью" толпа так называемых "ревнителей" изобьет и искалечит сектантов, наконец засадит в сумасшедший дом, что делается более или менее при домашней, более благоприятной для гонителей обстановке,- это дается легче, чем доказать по всем инстанциям правосудия, что намеченный баптист, малеванец, хлыст или прыгун - "штундист". И к каким только изощрениям в способах и приемах не прибегают и эксперты-миссионеры, и духовные обвинители при превращении самого безобидного сектанта в "злоумышленного штундиста"!..
У меня имеется множество писем из разных мест южной России, где одно описание избиения и терзания людей за молитвенное собрание тягостнее и ужаснее другого. Когда же избитая жертва решится упомянуть о существующем циркуляре, то получается беззастенчивый ответ: "А покажи циркуляр, тогда и бить не будем".
Требование не бить молящихся людей, а составлять протоколы, создало своеобразный обход этого циркуляра. В настоящее время во многих местах, вместо протоколов на месте во время сектантского богомоления,- ибо это, якобы, слишком утруждает составителей протоколов,- просто приглашается несколько "ревнителей", которые "удостоверяют", что им, мол, известно, что в таком-то доме собираются вообще сектанты. И вот на основании таких малодостоверных и неопределенных показаний составляется протокол "на веру", за подписью всех приглашенных "ревнителей", после чего документ этот посылается мировому судье, который и возбуждает против обвиняемых преследование.
Мне лично пришлось присутствовать 3 августа 1902 г. в г. Житомире на разборе дела крестьян-баптистов Кондрата Авдейчука и Кузьмы Полищука, привлекавшихся к ответственности по подобному фиктивному протоколу за молитвенное собрание, якобы происходившее 25 декабря 1901 г... Тяжелое и горькое чувство стыда за наше правосудие вынесла я, прослушав всю процедуру судопроизводства. Это был не суд, а жестокое издевательство над невинными и беззащитными людьми" (В. И. Ясевич-Бородаевская, Борьба за веру", стр. 64-67).
Читая эти сообщения, живо представляешь себе ужасное положение наших дорогих предшественников по вере: кто-то один или маленькая группа беззащитных христиан - перед возбужденной толпой "ревнителей православия", подстрекаемой на всякие жестокости... "Изобретательные на зло" (Рим. 1,30) делаются героями и совершают злодеяния не только безнаказанно, но с одобрением начальствующих и толпы. Эти факты истории дополняют список имевших место злодеяний по отношению христиан "в доказательство того, что будет праведный суд Божий" (2 Фес. 1,4-8).
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий