Совместный съезд двух союзов
27 мая 1920 г. представители общин обоих союзов прибыли в Москву. Баптистов приехало около 70 делегатов и немало гостей, а евангельских христиан - около 150 делегатов.
28-31 мая заседания баптистов и евангельских христиан проходили раздельно. 1 июня с утра было совместное заседание, а вечером опять раздельно. 2 июня весь день представители обоих союзов были вместе, 3 июня - почти весь день раздельно, а вечером - вместе. 4 июня совместно заседали два расширенных президиума обоих съездов. Последние два дня, то есть 5 и 6 июня, было раздельное заседание съездов евангельских христиан и баптистов.
Первым вопросом у баптистов стояла правомочность настоящего съезда решать вопросы всероссийского значения в связи с тем, что не смогли прибыть из-за разных трудностей в стране, делегаты от Дальнего Востока и Средней Азии. Мало было представителей с Кавказа и Украины. Принимая во внимание, что все общины были приглашены на съезд и многие прислали уведомление, что не имеют возможности приехать, а некоторые делегаты имели полномочие представлять на съезде целые районы, съезд решил считать себя всероссийским с правом решать все вопросы, касающиеся Союза баптистов.
Закрытым голосованием был избран президиум съезда: председатель И. П. Шилов, помощники председателя - П. В. Павлов и М. Д. Тимошенко.
Главным вопросом обоих съездов было соединение Союза евангельских христиан и Союза баптистов. На отдельном заседании баптистов были выработаны условия, при соблюдении которых может произойти слияние. Изложив их письменно, баптисты отослали бумагу съезду евангельских христиан для обсуждения. Евангельские тоже выработали свои условия, несколько отличные от баптистских, и передали баптистам.
Во-первых, дело касалось названия единого союза. Во-вторых, кто может в общинах совершать крещение, хлебопреломление, бракосочетание и т. д.
Баптисты предлагали назвать единый союз Союзом евангельских христиан-баптистов. По второму вопросу они писали так:
"а) В каждой общине крещение, хлебопреломление и бракосочетание должно совершаться рукоположенными пресвитерами. За отсутствием таких эти действия могут совершать в виде исключения и нерукоположенные братья, но только по поручению общины, причем действия эти в обоих случаях почитаются имеющими одинаковую силу; б) крещение и бракосочетание, совершаемые как с возложением рук, так и без возложения рук, на крещаемых и брачущихся, должны признаваться имеющими силу; в) вечеря Господня или хлебопреломление, может совершаться -как путем разламывания хлеба на множество мелких частей, -так и путем разламывания его на две, три или несколько крупных частей" (По материалам Ю. С. Грачева).
Евангельские христиане со своей стороны предлагали три названия слитному союзу: Всероссийский Союз евангельских христиан, Всероссийский Союз крещенных по вере и Всероссийский Союз первохристиан.
По вопросу кто может совершать духовные требы, евангельскими вынесено следующее постановление:
"1. В некоторых общинах крещение совершает пресвитер, но за отсутствием такого, действия эти могут совершаться в виде исключения и нерукоположенными членами, но только по поручению общины. Причем в обоих случаях эти действия почитаются имеющими одинаковую силу.
2. В других общинах крещение, хлебопреломление и бракосочетание могут совершаться не только рукоположенными пресвитерами, но и нерукоположенными членами по поручению общины, причем эти действия почитаются в обоих случаях имеющими одинаковую силу.
Общины обоих указанных разрядов могут свободно действовать согласно своим правилам, не должны осуждать друг друга за эти различия, а при наличии их работать в одном союзе, единодушно подвизаясь за веру евангельскую. Постановление это принято съездом единогласно" (По материалам Ю. С. Грачева).
На общем заседании были зачитаны решения обоих съездов, затем баптисты и евангельские христиане обменялись мнениями и снова стали заседать отдельно, обсуждая позиции друг друга и обмениваясь письмами.
Наконец, 3 июня, на вечернем совместном заседании баптисты согласились с предложениями евангельских христиан:
"1. Не принимать для будущего слитного союза названий:
а) Всероссийский союз евангельских христиан-баптистов, б) Всероссийский союз евангельских христиан или баптистов.
2 Хотя Всероссийский съезд евангельских христиан считает нейтральное наименование (первохристиане) для слитного союза наиболее полезным для всего дела Божьего в России, но желает принести жертву ради дела единства. Всероссийский съезд евангельских христиан решил принять для слитного союза наименование Всероссийский Союз евангельских христиан и баптистов.
а) общины на местах могут носить те наименования, которые им по сердцу, б) общины и отдельные члены на местах не должны осуждать друг друга за наименование.
3. В общинах евангельских христиан крещение, хлебопреломление и бракосочетание могут совершаться не только рукоположенными пресвитерами, но и нерукоположенными членами по поручению общины, причем эти действия в обоих случаях почитаются имеющими одинаковую силу.
4. В общинах братьев баптистов крещение, хлебопреломление и бракосочетание должно совершаться рукоположенными пресвитерами, но за отсутствием таковых эти действия могут совершаться в виде исключения нерукоположенными членами, но только по поручению общины, причем эти действия почитаются имеющими в обоих случаях одинаковую силу.
Общины обоих указанных разрядов могут действовать согласно своим правилам, не должны осуждать друг друга за эти различия, а при наличии их работать в одном союзе и в одном духе.
На этих условиях Всероссийский съезд евангельских христиан в принципе готов принять слияние и, если в дальнейших обсуждениях съезда не встретится коренных разногласий, осуществить его немедленно.
Как первый шаг к этому, оба съезда сливаются в один общий съезд, причем все члены того и другого получают решающий голос.
Если не встретятся какие-либо коренные различия, то необходимо приступить к немедленному осуществлению соединения.
Президиум Всероссийского съезда евангельских христиан в Москве: И. Проханов, В. П. Пелевин" (Ю. С. Грачев).
Расширенный президиум съезда баптистов удалился для совещания, после чего с их стороны последовало заявление всему съезду, что препятствия к слиянию устранены. Такое же заявление поступило и со стороны евангельских христиан.
3 июня, вечером, в 9 часов 30 минут, председательствовавший в этот день на заседаниях съездов И. С. Проханов объявил о состоявшемся слиянии двух союзов и пригласил всех к молитве.
Затем присутствующие приветствовали друг друга целованием, многие плакали.
Но радость о состоявшемся слиянии союзов омрачилась уже на следующий день, когда расширенные президиумы съездов заседали вместе, обсуждая, как практически организовать руководство единым союзом.
Баптисты предлагали образовать коллегиальный совет без председателя, чтобы на местах не возникли огорчения со стороны того союза, от которого не избран председатель. В. Т. Пелевин, от имени расширенного президиума евангельских христиан, настаивал, чтобы председателем в совете непременно был И. С. Проханов, а его заместителем - представитель от баптистов.
Баптисты предлагали, чтобы общий совет имел постоянно две коллегии: одну в Петрограде, а другую в Москве, потому что в Москве находится правительство страны и придется часто иметь с ними сношения.
И. С. Проханов, соглашаясь в крайнем случае на коллегиальное управление союзом, все же настаивал, чтобы местопребыванием совета был Петроград, а в Москве находились бы два уполномоченных от совета.
Наконец евангельские заявили, что хотят порассуждать отдельно, своим съездом. На следующий день они передали съезду баптистов следующее решение.
"Рассмотрев главные вопросы, вытекающие из положения о Всероссийском слитом Союзе евангельских христиан и баптистов, съезд принял следующие постановления:
1. Местопребыванием единого совета и всех его отраслей должен быть Петроград, куда направляется и вся корреспонденция, адресуемая союзу.
2. Разделение единого совета на две коллегии, Петроградскую и Московскую неприемлемо. В Москве должно существовать представительство из двух уполномоченных членов совета, по одному с обеих сторон, и их кандидатов.
3. Совет должен состоять из десяти членов (по пять с каждой стороны), а также по пять кандидатов к ним. Все они должны проживать в Петрограде и Москве.
4. В состав совета должны входить по двенадцать человек иногородних, которые созываются по мере надобности не менее двух раз в год.
5. Заседания совета считаются действительными при наличии не менее двух представителей с каждой стороны.
6. Если слияние окажется удовлетворительным для обеих сторон и не образуется никаких других союзов из общин, принадлежащих к обоим союзам, то слияние продолжается; если же оно окажется неудовлетворительным для духовной жизни одной какойлибо стороны и появится опасность образования второго или даже третьего союза из двух бывших, то оба союза могут разойтись мирно по примеру Авраама и Лота (Быт. 13 гл.), не осуждая друг друга, и работать по-прежнему самостоятельно, относясь друг ко другу с братскими чувствами.
7. Обсудив вопрос о коллегиальном способе управления единого союза, съезд евангельских христиан находит, что самым лучшим способом управления был бы единый совет с председательствующим. Однако, желая окончательного соглашения по этому вопросу с братьями баптистами, съезд согласился с предложением И. С. Проханова о коллегиальном управлении совета на один год при условиях уступок со стороны баптистов по предыдущим шести пунктам.
8. Если же братья баптисты не примут предложения евангельских христиан о способе управления слитым союзом (пункты 1-7), то считать, что желательное слияние не состоялось, а вместо него принимается способ соединения, который и проводится немедленно в жизнь.
Президиум съезда евангельских христиан: И. Проханов и В. Пелевин" (По материалам Ю. С. Грачева).
Всесторонне обсудив указанное постановление съезда евангельских христиан, съезд баптистов единогласно вынес следующую резолюцию:
"Заслушав постановление съезда евангельских христиан от 4 июня по вопросу об управлении слитного союза, съезд баптистов постановил, что выдвинутые баптистами по этому поводу предложения являются уже крайними уступками, и в предложении евангельских христиан съезд усматривает нарушение основ равенства и свободы, на которых может зиждиться слияние" ( По материалам Ю. С. Грачева).
По вопросу об объединении съезд баптистов постановил: в дальнейшем образование общего совета, если это понадобится, поручить правлению заранее, соглашаясь с его действиями в этом отношении на основах соглашения, выработанного Временным общим советом и пересмотренного съездом баптистов.
Съезды еще раз обменялись письмами, но к желаемому согласию так и не пришли, и союзы остались отдельными. Оба съезда выразили доверие своим правлениям решать вопрос дальнейших встреч в рамках Общего совета евангельских христиан и баптистов.
Делегаты находили, что духовное слияние двух союзов действительно состоялось, и пока их разделяют только чисто технические причины, которые в ближайшее время должны отпасть.
Большие надежды, возлагаемые на этот съезд, не оправдались.
Удивительно, конечно, что столь незначительный вопрос - название союза - вызвал спор среди серьезных братьев. Но если вникнуть глубже и учесть, что не было согласия по вопросу руководства, то становится ясным, что главное в том и заключалось - кто будет руководить союзом. Если на местах многие общины евангельских христиан и баптистов имели одни цели, одну устремленность, одни интересы и потому легко могли объединиться, то у руководства союзов была несколько разная устремленность. Кто-то очень правильно подметил:
"Несомненно, И. С. Проханов не мог согласиться с тем, чтобы созданный им в Петербурге центр распался, потому что с ним он связывал возможность осуществления идей возрождения духовной жизни народа. Во имя этой цели он уже много потрудился,- организовал первую общину евангельских христиан, затем Русский евангельский союз и, наконец, Союз евангельских христиан" ("История ЕХБ в СССР", с. 195).
Можно обратить внимание, что организованный сначала Русский евангельский союз не удовлетворил И. С. Проханова, потому что там он не оказался во главе. Он организовал новый союз, в котором был неизменным председателем.
Среди баптистов на съезде можно было услышать такие высказывания: "Слияние союзов возможно при условии, если Союз евангельских христиан вольется в Союз баптистов". Видно, и среди евангельских христиан были такие, кто видел Союз баптистов влившимся в их союз.
Руководству союзов было не безразлично, как христиане поймут происшедшее. Если бы было принято название Союз евангельских христиан, или председателем стал И. С. Проханов, то многие поняли бы, что Союз баптистов влился в Союз евангельских христиан. И наоборот, если бы председателем был избран кто-то из баптистов, то можно было понять, что Союз евангельских христиан влился в Союз баптистов.
Местопребывание совета в Петрограде могло привести к тому, что И. С. Проханов взял бы инициативу в свои руки, чего, видно, и опасались баптисты. Притом надо было учитывать и настроение на местах, чтобы некоторые баптистские районы не отделились и не образовали самостоятельный Союз баптистов. На съезде баптистов была зачитана выписка из протокола съезда баптистов Харьковского района, в которой порицались действия Петроградской общины в создании внешнего единства с общиной евангельских христиан и образовании Общего совета. Харьковский съезд выразил также неодобрение члену Правления союза П. В. Павлову за скороспелые действия и участие в образовании Общего совета евангельских христиан и баптистов без уполномочия Союза баптистов.
Кроме вопроса о единстве с евангельскими христианами, съезд баптистов заслушал отчетный доклад П. В. Павлова о работе Правления союза за 1917-1919 гг. и об образовании временной коллегии руководства союза. Съезд одобрил действия братьев в центре.
Выслушав отчет делегатов о состоянии дела Божьего на местах и о работе союзных благовестников М. К. Дрямина, В. Г. Мелиса, К. Гартвига, Т. Андреева, М. М. Шишкина, Н. Ф. Сиротина и Яухиайнена, съезд единодушно принял решение:
"Заслушав доклады с мест и отчет благовестников, съезд устанавливает, что общее состояние общин в духовном отношении довольно удовлетворительно, отмечается повсеместное сильное духовное пробуждение, наряду с наблюдающимся голодом на Святое Писание и духовную литературу. Замечается большое требование на присылку благовестников. Довольно враждебное отношение со стороны православного духовенства к евангельскому движению, стеснение религиозной свободы местной властью в некоторых местах, хотя в общем отношение властей терпимое.
Съезд постановил: принять все меры к поднятию духовного уровня в общинах и удовлетворению духовного голода как печатными духовными произведениями, так и посылкой благовестников, и обратиться к правительству с указанием на недопустимость действий местных властей по отношению религиозной свободы евангельских баптистских общин и их отдельных представителей" ("Слово Истины", № 2. 1920, с. 16).
На вопрос, нужно ли деление на районы, высказалось несколько братьев. Они признавали необходимость районов в связи с трудным положением в стране. После их выступлений съезд единогласно принял следующую резолюцию:
"Признавая необходимость районной работы в связи с разрухой в стране, тем не менее признать, что чрезмерное разрознение сил по мелким районам не может дать надлежащего успеха в работе, имея в виду, что мелкие районы часто не могут быть самостоятельными за недостатком средств и работников.
Поэтому:
а) все районы и общины объединяются вокруг единого центра; б) районы могут образовываться только с ведома центрального правления; в) вхождение в район для общин добровольное, не входящие в район могут непосредственно входить в центральный союз; г) образовавшиеся районы подлежат пересмотру с точки зрения целесообразности их существования и наличности в них как материальных средств, так и работников; д) район может образоваться путем объединения не менее десяти самостоятельных общин; исключения допускаются по усмотрению правления; е) районы ведут только местную миссию в очерченных центральным правлением границах как путем устной благовести, так и печати, при своих благовестниках; ж) всякие иные предприятия районы начинают только с согласия центрального правления; з) средства центрального Союза составляются из специальных сборов, производимых на местах как по предложению центрального правления, так и по желанию общин, но не менее четырех раз в год" ("Слово Истины", № 2, 1920, с. 16).
Стоял на повестке дня и вопрос об отношении к политическим партиям и к военной службе. Съезд принял резолюцию, предложенную М. Д. Тимошенко:
"Находя, что увлечение политикой влечет за собой враждебное отношение к той или иной политической партии, заставляет одабривать и разделять программы, зачастую требующие насилия над ближними, а также отвлекает верующих от прямых христианских обязанностей, крайне расслабляя духовное состояние как отдельных членов, так и целых общин, Всероссийский московский съезд считает недопустимым для евангельских христиан-баптистов как вступление, так и работу в политических партиях, причем рекомендует евангельским христианам-баптистам по отношению к таковым быть нейтральными, считая себя странниками на земле, и стремиться все свои силы посвящать на созидание Царствия Божия на основе Евангелия" ("Слово Истины", № 2, 1920, с. 16).
"Считая участие евангельских христиан-баптистов в пролитии человеческой крови при всяком государственном строе преступлением против совести и духа Св. Писания, равно признавая для евангельских христиан-баптистов невозможным как брать оружие в руки, изготовлять таковое для военных целей во всех его видах, так и обучать военному делу, что будет равносильно прямому участию в кровопролитии - Всероссийский съезд единогласно постановляет: руководствуясь своим внутренним убеждением и опытом на основании учения Евангелия, всякий евангельский христианинбаптист должен считать своей священной обязанностью открыто отказываться от военной службы во всех ее видах, стремясь всем сердцем быть верным последователем Того, Кто учит всепрощению и любви.
Что же касается заменяющих военную службу обязанностей, съезд выражает пожелание, чтобы все заменяющие обязанности были чисто гражданские и для нужд гражданского населения, но приемлемость этих заменяющих обязанностей предоставляется решать совести самих верующих" (По материалам Ю. С. Грачева).
По предложению некоторых братьев съезд постановил просить В. Г. Павлова, как старейшего члена союза, составить историю русских баптистов, причем расходы по работе и его содержание взять на счет союза. В. Г. Павлов согласился.
Съезд выразил одобрение юношеским кружкам и воскресным школам при общинах, с условием, чтобы работа их совершалась в полном согласии с общиной, частью которой кружок является.
Съезд поручил Правлению союза позаботиться о скорейшем созыве Всероссийского съезда кружков христианской молодежи Союза евангельских христиан-баптистов для восстановления организации и правильной работы.
Съезд нашел необходимым всесторонне обсудить Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Указывая на стеснение этим декретом свободы совести, братья единогласно приняли следующую резолюцию:
"Выслушав доклады с мест о стеснениях свободы совести, испытываемых на местах, Всероссийский съезд постановляет: просить Совет Народных Комиссаров о пересмотре Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в смысле применения его к баптистским общинам.
Притеснения выражаются в следующем:
1) руководители сектантских общин, являясь избранными доверяющими им верующими, не освобождаются от гражданских обязанностей и военной службы, что крайне неблагоприятно отражается на духовной жизни общин; 2) баптисты не имеют своих школ, где наряду с преподаванием общих предметов по государственной программе, могли бы преподавать детям учение Христа; 3) членов церкви принуждают работать в воскресенье, которое является для них священным днем; 4) общины не имеют права юридического лица, что не дает возможности собирать средства, иметь какие-либо учреждения для практического выявления Христа; 5) особо тяжелые условия создаются вследствие непредоставления властями пропусков представителям общин на проезд по их командировкам.
Поэтому поручить Правлению союза баптистов в контакте с Объединенным советом религиозных общин и групп вручить Совнаркому настоящую резолюцию и самым решительным образом добиваться отмены узаконений, стесняющих религиозную деятельность баптистских общин. Признавая существующую власть, баптисты, тем не менее, заявляют, что они по-прежнему готовы страдать за свои религиозные убеждения" ( По материалам Ю. С. Грачева).
В заключение съезд баптистов приступил к избранию Правления союза. Было предложение образовать правление из небольшой коллегии, находящейся в Москве, и более обширного совета из представителей районов. Управление союзом должно быть коллегиальным. Решили образовать правление из трех человек и пяти кандидатов, двое из которых должны приглашаться на заседание правления с правом совещательного голоса, а также избрать совет из 20 человек.
После краткой молитвы путем закрытого голосования в члены правления союза были избраны: П. В. Павлов (52 голоса), М. Д. Тимошенко (47 голосов), остальные кандидаты не набрали абсолютного большинства голосов, и была произведена перебаллотировка, после чего третьим членом правления оказался И. Н. Шилов, получивший 39 голосов.
Кандидатами в члены правления стали: Д. П. Степин (47 голосов), В. Г. Павлов (39 голосов), В. Г. Мелис (38 голосов), И. В. Сиротин (32 голоса), Г. Ю. Редин (24 голоса).
В совет Союза баптистов открытым голосованием единогласно были избраны: М. М. Шишкин, К. Х. Гравинский, Г. С. Мороков, Н. В. Колесников, Р. Д. Хомяк, З. Я. Павленко, Г. Г. Яухиайнен, Клаусниц, П. И. Малин, В. А. Бурмистров, М. И. Голяев, В. П. Степанов, И. К. Вязовский, В. И. Колесников, А. Г. Алехин, Д. И. Мазаев, И. К. Савельев, Кобенков, Г. Д. Жулин и Д. А. Правоверов.
* * *
Съезд евангельских христиан на своих отдельных заседаниях обсуждал вопрос благовестия, выразив необходимость идти от города к городу, от села к селу. Также решили посылать благовестников к малым народам Севера и к мусульманским народам Юга.
Наметили даже послать по два благовестника в Китай и Индию.
Съезд планировал открыть в Петрограде шестимесячные библейские курсы.
В руководство союза были избраны: председатель - И. С. Проханов, казначей - Г. М. Матвеев, члены президиума: П. С. Капалыгин, С. В. Ермаченков, А. Г. Нейман, И. К. Юдин и С. А. Алексеев.
Был избран также совет, в который вошло 26 человек.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий