Пророки и пророческое служение в свете Библии
1. Пророк в Ветхом ЗаветеАарон, брат Моисея,- один из первых людей, кого Библия называет пророком. Поручение, которое он получил, объясняет, в чем заключается служение пророка: он является "возвестителем", или "глашатаем", другого. Аарон был пророком, или глашатаем, Моисея, в то время как Моисей был пророком, или глашатаем, Бога. "Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх.4:15-16). "Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей" (Исх.7:1-2).
Пророки Божьи были обязаны передавать ничто иное, как только слова Божьи. "...Ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь" (Иер.1:7).
К числу известных пророков Божьих относились Моисей, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, Михей, Исаия, Иеремия, Иона и др. Они должны были не только предвозвещать грядущие события, но и обращаться к совести как всего народа Божьего, так и отдельных личностей, предостерегая их от греха и неверных решений.
В некоторых местах Писания пророки названы прозорливцами (1Цар.9:9; 1Пар.9:22). Это указывает на то, что они не только говорили по поручению Божьему, но получали откровения о грядущих событиях и опасностях.
Некоторые пророки совершали в основном служение стражей. Они должны были предупреждать отдельных людей, а также весь народ о грозящей опасности. "Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня" (Иез.3:17). "Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его,- то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей" (Иез.33:8).
Будучи стражем, пророк нес чрезвычайную ответственность, так как легкомысленное служение могло повлечь гибель народа.
Некоторые пророки названы также "мужами Божьими", как, например, безымянный пророк в 3 Царств 13, а также Моисей, Илия и Елисей в различных местах Писания.
Таким образом, задача пророка в Ветхом Завете состояла в следующем:
- говорить вместо Бога;
- иметь ясность в отношении будущих событий и опасностей;
- быть стражем и предостерегать от всякого рода врагов и грехов.
Быть пророком - нелегкое дело. Жизнь пророков не была долгой. Многие из них терпели гонения, узы, некоторых предводители народа Божьего убили.
Защищаясь перед синедрионом, Стефан закончил свою проповедь об истории Израиля следующими словами: "Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы" (Деян.7:52).
Пророк Божий должен быть готовым к непониманию и ненависти, к издевательствам и насмешкам. Пророки часто были одинокими, отверженными и разочаровавшимися в жизни людьми.
Иеремия проклял день своего рождения, так как не мог больше переносить насмешек и издевательств, которыми народ Божий встречал передаваемую им весть (Иер.20).
Илия, которому царица Иезавель вынесла смертный приговор, устал от жизни и просил себе смерти (3Цар.19).
Подобно Михею, их часто окружало множество лжепророков, которые нередко прилагали громадные усилия, чтобы заставить Божьих пророков следовать своему направлению. История Михея (3Цар.22), а также "человека Божьего" из 3 Царств 13 - яркие иллюстрации тех искушений, подкупов и угроз, с какими приходилось сталкиваться пророкам.
В противоположность казенным, оплачиваемым пророкам, которые говорили в угоду вождям народа Божьего и уже в то время имели понятия о "позитивном мышлении" и "позитивном исповедании", отличительной чертой истинного пророка было то, что его весть в большинстве случаев содержала болезненные и неприятные предостережения.
Поэтому нечестивый царь Ахав старался держаться как можно дальше от пророка Михея: "...я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое..." (3Цар.22:8).
В отличие от обеспеченных в материальном отношении государственных пророков, пророки Божьи жили очень скромно, а иногда и в большой бедности. К примеру, маленькая горница, кровать, стул, стол и светильник - вот вся обстановка, которую предоставила в распоряжение пророка Елисея состоятельная сонамитянка (4Цар.4:10).
В отличие от современного "пророка" Кеннета Хейгена, никому из этих пророков Бог не обещал: "Я сделаю тебя богатым!"
Они сознавали свою великую ответственность и остерегались говорить именем Господним то, что Он не повелевал им: "Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей,- не бойся его" (Втор.18:20-22).
Таким образом, внешние признаки Божьих пророков следующие:
- они часто выступали против общественного мнения;
- их проповедь в большинстве случаев представляла собой неприятный призыв к покаянию;
- как правило, народ Божий презирал, ненавидел и убивал их;
- они жили скромно, часто в бедности;
- они ориентировались только на слово Божье;
- они сознавали свою великую ответственность.
Признаки лжепророковВ Иеремии 23 приводится верная и впечатляющая характеристика ложных пророков, которая применима ко всем временам:
- они делают вид, что говорят именем Господним, а сами пророчествуют именем Ваала (ст.13-17);
- они говорят не слова Господни, но "мечты сердца своего" (ст.16);
- они говорят "положительно": "...не придет на вас беда" (ст.17);
- они говорят и пророчествуют без поручения (ст.21);
- они пророчествуют ложь, ссылаясь на свои сны (ст.25);
- своими снами они доводят народ до забвения имени Божьего и Его слова (ст.27);
- они обольщают народ Божий своими обманами (ст.32).
Приговор Божий этим пророкам: "Посему вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь" (ст.30-32).
2. Пророки в Новом ЗаветеВ Новом Завете пророк также является глашатаем Божьим, сообщающим Церкви Божьи слова.
Правда, Новый Завет делает различие между пророками, которые вместе с апостолами положили основание Церкви, и пророками, которые совершают в Церкви пророческое служение в смысле 1 Коринфянам 14.
Первых я бы назвал "разовыми" пророками; вторых - "общими" пророками. Подобное различие, как известно, необходимо проводить и между апостолами.
а) "Разовые" пророкиВ распоряжении первоапостольских церквей не было написанного Нового Завета, как у нас. Воспитанные в основном в иудействе, они знали Ветхий Завет, но теперь находились в совершенно новой ситуации. Прежнее иудейское богослужение не подходило им; у них уже не было видимого храма, жертвенника, жертвенных животных. У них не было класса священников, которые происходили бы из рода Аарона, не было предписаний, касающихся одежды или омовения.
Как должно совершаться их богослужение? Какие указания были для них?
Бог даровал им новый порядок богослужения через апостолов и пророков. Они были вдохновенными и авторитетными глашатаями Бога, выражающими Его мысли, обязательные для Церкви. Именно поэтому перечень даров в 1 Коринфянам 12:28 и Ефесянам 4:11 называет их первыми.
Их послания, которые мы находим в Новом Завете, стали основанием, на котором строится Церковь. "Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.2:20-22). "...Тайны Христовой... как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым" (Еф.3:4-5).
К "разовым" пророкам относятся авторы книг Нового Завета - Марк, Лука и Иуда, хотя они и не были апостолами.
б) "Общие" пророкиКонечно, в то время в каждой молодой церкви были пророки, так как Бог через их уста открывал церквам Свои намерения и Свою волю.
Для этого Бог использовал слово знания, слово мудрости (1Кор.12:8) и пророчества. Когда в то время возникали жгучие вопросы, у христиан не было возможности открыть симфонию и сравнить все места Нового Завета, говорящие, к примеру, о Вечере. Например, у коринфян, которые смешали Вечерю Господню с праздничным пиршеством, возникла необходимость написать апостолу Павлу письмо и спросить его. Так появилось 1-е послание к Коринфянам, которое для нас является вдохновенным Словом Божьим и содержит в себе много истин, касающихся этой темы.
Однако со времени завершения Нового Завета мы имеем в своем распоряжении полное Слово Божье. Новых откровений больше не существует.
Поэтому сегодня уже нет нужды в дарах знания и мудрости в первоначальном смысле этих слов, тогда как верующие раннего периода христианства были наставляемы посредством этих даров.
В некоторых стихах Деяний Апостолов мы читаем о пророках. Так упоминаются пророки из Иерусалима, которые посетили вновь образованную церковь в Антиохии. "...Один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии" (Деян.11:28).
Агав еще раз упоминается в Деяниях Апостолов 21:10-11, где он пророчествует о Павле: "...так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников".
Между прочим, это единственное описание относящегося к определенной ситуации пророчества, которое мы находим в Деяниях Апостолов и в посланиях. Достойно внимания то обстоятельство, что это пророчество сопровождается не словами: "Так говорит Господь...", как это обычно было в Ветхом Завете, а словами: "Так говорит Дух Святой..."
Кроме этого, пророками названы также Иуда и Сила (Деян.15:32), которые "обильным словом" преподали наставление братьям и утвердили их. Также некоторые пророки перечислены в Деяниях Апостолов 13:1-3; им Дух Святой указал на призвание Варнавы и Савла.
в) Ложные пророкиВ то время как Новый Завет лишь в нескольких местах упоминает о служении "общих пророков", мы находим довольно много предостережений, касающихся ложных пророков.
Сам Господь уже в Матфея 24:11-24 говорит о последнем времени, когда "многие лжепророки восстанут и прельстят многих". Эти пророки дадут великие знамения и чудеса и попытаются прельстить, если возможно, и избранных.
Павел настоятельно предостерегает от тех, кто благовествует нечто другое, а не то, что благовествовал он: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1:8).
Последние стихи Нового Завета, и, следовательно, всей Библии, содержат серьезное предостережение: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей" (Откр.22:18-19).
Еще при жизни апостолов в церквах появились лжеапостолы, пророки и учители, которые проповедовали "другого Иисуса", передавали "иного духа" и возвещали "иное благовестие" (2Кор.11:4).
Незадолго до своей смерти апостол Павел пишет прощальное послание Тимофею. В трогательных стихах последней главы 2-го Послания он еще раз серьезно и настоятельно увещает его: "Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем..." (2Тим.4:1-5).
Ввиду предстоящего прихода антихриста Иоанн также призывает верующих не увлекаться новыми откровениями, но оставаться в том, что они слышали от начала: "Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (1Ин.2:24). "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1Ин.4:1).
В последний период истории Церкви, когда, согласно утверждению Нового Завета, появится много лжепророков и лжеучителей, очень важно помнить о необходимости "подвизаться за веру, однажды преданную святым". В посланиях нет ни одного указания на то, что нужно ожидать новых откровений Духа; в них содержится призыв твердо держаться раз и навсегда переданных истин.
Поэтому, когда сегодня говорят о новом и великом "пророческом движении" и определенные пророки приобретают мировую известность, нам нужно видеть в этом исполнение предостережений Господа и Его апостолов о последнем времени.
В семи посланиях Откровения Филадельфийская церковь удостаивается особой похвалы. Это одобрение прямо противоречит всем предсказаниям современных пророков, которые утверждают, что церковь последнего времени имеет больше силы и авторитета, чем первоапостольская: "...ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего" (Откр.3:8).
Здесь Господь хвалит качества, которые невысоко ценятся в сегодняшнем христианстве, но весьма ценны в Его очах: сознание своей слабости, верность Слову Божьему и исповедание Господа как единственного авторитета.
Необходимо помнить о том, что все секты и лжеучения возникли вследствие видений и внебиблейских откровений. Знакомство с историей Церкви показывает, какую роковую роль играли в ней "пророки".
г) Пророческое служение сегодняИ сегодня в церкви есть отдельные люди, которые, подобно Агаву, предупреждают о конкретных опасностях. Есть примеры этому и в более раннее время, особенно в странах, где христиане испытывали или испытывают гонения.
Однако в наше время гораздо важнее "пророческое служение", которое имеется в виду в 1 Коринфянам 14 и прежде всего состоит в том, чтобы назидать верующих: "А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение" (1Кор.14:3).
Поэтому из всех духовных даров правильно понимаемый дар пророчества наиболее важен для Церкви. "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать" (1Кор.14:1).
Это служение действует таким образом, что даже неверующие или незнающие, приходя в церковь, обличаются Духом Святым, видя, как обнаруживаются тайны их сердец.
В наше время, когда мы, христиане, подвержены многим опасностям, когда для многих церквей характерными стали такие явления, как готовность идти на компромисс, омирщвление и легкомысленность, такое служение особенно необходимо. Бог хочет, чтобы через проповедь Его Слова мы обращали внимание церкви на ее состояние.
Некоторые нуждаются в утешении, других необходимо увещевать, а кто-то стоит перед необходимостью принять важное решение и ожидает указания от Господа. Возможно, кто-то живет в каком-либо грехе, о котором никто не знает. Дух Святой хочет, чтобы грех такого человека был обнаружен. Конечно, есть и такие, кто нуждается в ободрении. Как удовлетворить все эти нужды?
Все они получают удовлетворение, когда встают люди, руководимые Духом Святым, и, не зная конкретных нужд слушающих, просто объясняют Библию, применяя ее настолько актуально, что каждый чувствует, как Дух Святой обращается непосредственно к нему.
Редко такое служение может совершать один проповедник. Поэтому Павел пишет: "И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают" (1Кор.14:29).
В этом большой недостаток сегодняшних церквей. Во многих церквах из-за того, что Слово Божье возвещает один проповедник, нет простора такому служению. Проповеди заранее распределены, и проповедник стоит перед неразрешимой задачей: как удовлетворить все потребности церкви? В таких церквах едва ли есть место для духовного использования даров Духа.
Если бы кто-то из братьев встал и сказал: "Господь положил мне на сердце слово", возникла бы неловкая ситуация, так как подобная стихийность не запланирована. Вероятно, проповедник несколько смущенно, но дружелюбно указал бы ему на то обстоятельство, что такое выступление не соответствует традициям данной церкви.
Такие традиционные структуры могут привести к тому, что Святой Дух уже не будет иметь возможности произносить в церкви пророчества и обращаться к совести верующих. "Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь" (1Фес.5:19-21).
Таким образом, небиблейские структуры и традиции могут привести к тому, что Святой Дух будет угашаться или заглушаться.
Церковь, которая ориентируется на Новый Завет, всегда будет заботиться о том, чтобы в ней, наряду с объясняющими Библию проповедями, было место и для основанного на Библии пророческого служения в смысле 1 Коринфянам 14.
Такое служение не заключается в том, что кто-то с поднятыми руками и закрытыми глазами ждет некоего вдохновения, которое он потом сопроводит вступлением: "Так говорит Господь..." Истинный пророк с открытой Библией в руках под руководством Духа Святого будет так актуально излагать написанное Слово Божье, что слушатели поймут и почувствуют, что оно обращено непосредственно к ним и касается именно их.
В этом недостаток многих евангельских церквей. Небиблейская практика создала вакуум, который влечет за собой трагические последствия.
Сегодняшнее пророческое движение не вызвало бы такого интереса, если бы в наших церквах практиковалось разумное библейски-пророческое служение.
Известный проповедник пробуждения Чарлз Сперджен в своих проповедях часто совершал пророческое служение. Приведу один из многих примеров.
23 июля 1864 г. одна женщина, муж которой регулярно посещал проповеди Сперджена, хотя она их презирала, из любопытства решила как-то посетить богослужение. Так как она не хотела быть узнанной, она переоделась и решила занять место на балконе. Когда она вошла в зал, Сперджен как раз начал читать текст из Библии, на который хотел проповедовать. Он протянул руку в ее направлении и прочитал: "...войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я - грозный посланник к тебе" (3Цар.14:6).
Можно представить, как покраснела эта дама под вуалью, особенно когда Сперджен в своей проповеди сказал: "Я думаю, среди нас есть те, чей характер и чье поведение так точно описаны здесь, что они без сомнения знают: это они... Я не думаю, что сегодня вечером здесь есть кто-то переодетый, хотя и это может быть: возможно, сюда пришел переодетый рабочий, который боится, что над ним будут смеяться. Возможно, есть тут и священник, совесть которого не была бы спокойной, если бы его здесь увидели. Кто бы ты ни был, переодет ты или нет - все это не имеет значения там, где проповедуется Евангелие Божье. Бог быстро узнает тебя и обнаружит помышления твоего сердца. Он найдет тебя, и, как бы ты ни переодевался, Он покажет тебе, кем ты в действительности являешься". (C.H. Spurgeon: "Alles zur Ehre Gottes", Oncken, Wuppertal 1984, S. 239).
Этот пример показывает, как без всякого шума и без ведома многочисленных слушателей совершилось пророческое служение, о котором сам Сперджен узнал лишь позже.
"Пророческое движение" в свете Библии
Посторонним нелегко правильно судить о "пророческом движении". Некоторые труды представителей этого движения основаны на Библии, а их мысли об освящении, полной отдаче и жертвенности весьма актуальны.
То, что Пол Кейн высказывал пророчества, которые в точности исполнились, и что он получает откровения, касающиеся отдельных людей, которых он никогда раньше не видел, свидетельствует о сверхъестественном даровании. Его приверженцы расценивают это, как признак божественного призвания; мне же это скорее кажется медитационной способностью, напоминающей ясновидение.
1. Форма "пророчеств" не соответствует учению Нового ЗаветаКроме Агава, мы не находим в Деяниях Апостолов и в посланиях ни одного примера пророчества, подобного сегодняшнему "пророческому движению".
В Новом Завете мы не находим ни примеров, ни указаний на совершение пророческого служения, как это принято в данном движении.
Вступительные слова "так говорит Господь", призванные придать авторитет сказанному, мы находим в Ветхом Завете, но в Новом Завете их нет.
2. "Пророческая должность" - второй источник откровений?Если бы сегодняшние пророки действительно на 100 процентов говорили слова Божьи, это имело бы далеко идущие последствия: эти слова были бы для нас абсолютно обязательны и вполне соответствовали бы написанному Слову Божьему. Непослушание этим пророкам было бы равнозначно непослушанию Самому Богу!
В прошлые века такое понимание послужило причиной возникновения многих лжеучений и почти всех сект. Руководители этих сект ссылались на пророков и пророчиц, претендующих на такой же авторитет, как и Библия.
Наша ответственность заключается в том, чтобы объяснять и воплощать в жизни завершенное написанное Слово Божье. Поэтому все новые откровения подпадают под приговор, содержащийся в Галатам 1:8 и Откровении 22:18, и должны быть отвергнуты как продукция того, кто принимает вид "ангела света".
3. Пророчество, как его понимает "пророческое движение", вытесняет Слово БожьеХотя сегодняшние пророки и подчеркивают верность Библии и знание Библии, это не меняет тот факт, что посредством их служения написанное Слово Божье теряет свой авторитет.
Если на конференции или семинаре пророк сопровождает свои образы и впечатления словами: "Так говорит Господь..." или: "Слушайте слово Господне...", то на него обратят гораздо больше внимания, чем на того, кто просто объясняет Библию. Пророк сразу же завоевывает аудиторию, в то время как изучение Библии не вызывает интереса автоматически.
Одно из писем читателей в ответ на мой комментарий Нюрнбергской церковной конференции подтверждает это: "Главный аргумент господина Бюне, что во времена апостолов была нужда в пророках, так как тогда у них не было Библии, похож на то, как если бы моя жена сказала мне: "С сегодняшнего дня тебе уже не нужно ничего говорить. Во всяком случае, я тебя больше слушать не буду, так как у меня есть письма, которые ты писал мне много лет тому назад..."" ("idea", Wetzlar 39/93, S. 27).
Из этого аргумента видно, что Библия приравнивается к старым, покрытым пылью письмам, которые были важны когда-то в прошлом. Слово Божье оценивается, как письма, которые люди пишут друг другу. Такое понимание считает сказанное "слово Божье" более актуальным и авторитетным, чем написанное Слово Божье, которое сравнивается со старыми письмами.
Поэтому данное движение рано или поздно повлечет за собой и другие лжеучения, которые не вызовут возражений у тех, кто уже подчиняется не написанному Слову Божьему, а ложным пророкам (2Тим.4:3).
4. Исполнившиеся пророчества не обязательно доказывают их Божественное происхождениеИсполнившиеся пророчества, знамения и чудеса хотя и служат доказательством действия сверхъестественных сил, но не обязательно действия Святого Духа.
Во Второзаконии 13:1-6 речь идет о том, что пророки могут совершать знамения и чудеса, которые производит не Бог и цель которых - отпадение от Бога.
О волхвах фараона, как и о сегодняшних шаманах и прорицателях всех религий, можно сказать, что многие из них действительно совершали чудеса и предсказывали будущие события. Однако здесь действовал не Дух Божий, а оккультные силы.
Сам Господь Иисус возвестил о лжепророках последнего времени, которые "дадут великие знамения и чудеса" (Мф.24:24), будут Его именем пророчествовать, изгонять бесов и делать многие великие дела. Но Господь скажет им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:22-23).
Павел говорит о действии сатаны "со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2Фес.2:9), а в Откровении антихрист описан как творящий великие знамения, которыми он обольщает людей (Откр.13:14). Эти многочисленные предостережения должны помочь нам скептически относиться к движению, которое обращает на себя внимание посредством знамений и чудес.
5."Победоносная церковь" и "величайшее пробуждение всех времен" - что говорит об этом Библия?Новозаветные послания, касающиеся последнего времени, не сообщают нам о грядущем пробуждении, но рисуют картину всеобщего отступления (2Тим.3 и 4 гл.; 2Фес.2; 2Кор.11; 2Петр.2; Иуды; 1Ин.4). Подобно тому как ветхозаветный народ Божий оказался в Вавилоне, христианство также окажется в Вавилоне (Отк.17).
Конечно, во все времена и в любом месте возможно пробуждение, когда христиане, исполненные Духом, бескомпромиссно живут по Слову Божьему. Об этом свидетельствует прошлая и настоящая история Церкви. Однако всемирное пробуждение нам не обещано.
Можно лишь мечтать о вселенской победоносной Церкви, если относить к Церкви ветхозаветные пророчества и те главы Откровения, которые касаются народа израильского. Интересно, что - насколько я могу судить - все представители "третьей волны" и "пророческого движения" относятся отрицательно к диспенсационализму, хотя некоторые из них и вышли оттуда. Особенно отчетливо это проявляется у Джона Уимбера, Ч. П. Вагнера, Майка Бикла, Чарлза Крафта, Рика Джоунера, Джона Уайта и Джека Дира.
Под диспенсационализмом понимают подразделение истории человечества на различные периоды (период до закона, период под законом, период Церкви, период великой скорби и пробуждения Израиля, Тысячелетнее Царство, новое небо и новая земля), как например, это показано в Библии с комментариями Скоуфилда.
6. Якобы наступившее пробуждение противоречит повседневной действительностиЛишь немногие харизматики, как например Вольфрам Копферманн, имеют мужество признать, что, вопреки всем пророчествам и провозглашениям о будто бы уже начавшемся "величайшем пробуждении всех времен", доныне едва ли что-то можно увидеть. "Мы должны быть честными. Пока у нас так мало "явлений Духа и силы", я исхожу из того, что нам нужно продолжать ждать "полноты благословений Пятидесятницы"". ("Aufbruche", a.a.O., 3/93, S. 2).
Хоть у Бенни Хинна, хоть у Рейнхарда Боннке люди, прибывшие на инвалидных колясках с надеждой и ожиданием, вынуждены после собрания возвращаться домой с еще большим разочарованием.
То тут то там много говорится о воскресении мертвых, но эти факты трудно проверить, так как все они происходят в отдаленных странах.
Харизматики болеют так же, как и нехаризматики, и, на мой взгляд, психические заболевания преобладают именно среди харизматиков, что подтверждают многие из тех, кто долгие годы сотрудничал в этом движении.
Заставляет задуматься и тот факт, что в последние месяцы известные "пророки" были изобличены в сексуальных проступках, и некоторые из них даже отлучены. Во всяком случае, до последнего времени не наблюдалось, чтобы в среде "пророков" исчезла аморальность.
О массовых обращениях - во всяком случае, в Германии - не может быть и речи. Вместо исполненной силы реформации, которую должна пережить Германия, мы наблюдаем отступление евангелической церкви, которая все больше и больше сближается с Римом и Женевой.
В последние месяцы многие харизматики - в том числе и руководители - вышли из этого движения, так как не могли больше выносить неискренность, противоречие между исповеданием и самой жизнью и то отношение к сбору денежных средств, свидетелями которого они были.
7. Характерные черты новых апостолов и "пророков", а также провозглашенные ими чудеса свидетельствуют о нездоровой самооценкеЯ убежден, что к тому времени, когда на этой земле воцарится Христос, будет устранен вред от всякого рода излучений и земля освободится от последствий греха. Однако в наше время и загрязнение окружающей среды, и радиоактивное загрязнение будут возрастать.
Также просто безответственно возбуждать в людях надежду на то, что ампутированные конечности восстановятся, а мертвые будут воскресать. Трудно понять, как такие бессмысленные обещания принимаются на веру, когда сами пророки носят очки и зубные протезы.
Мы не сомневаемся в том, что Бог может творить чудеса и творит их. Однако, согласно утверждениям Библии, мы живем не в тот период, который характеризуется Божественными знамениями и чудесами. Касаясь последнего времени христианства, Новый Завет говорит о лжепророках, которые "дадут великие знамения и чудеса" (Мф.24:11,24; ср. также 2Фес.2:9), чтобы обольстить людей. Эти предостережения Библии призваны настроить нас критически относиться ко всякого рода "пророкам", предсказывающим знамения и чудеса.
8. Отдельные народы и города не имеют спасительно-исторического значения в наше времяНеверное понимание подлинной сущности новозаветной Церкви становится особенно ясным, когда говорят о том, что целые города и народы обратятся к Богу и что Германия будет играть ключевую роль в пробуждении.
В Теле Христовом нет места для каких бы то ни было националистических представлений. Церковь Христа состоит из возрожденных людей всех рас и классов. "Немецкие христиане" группировались вокруг Гитлера, но никак не вокруг Христа.
То, что Германия должна играть руководящую роль в грядущем пробуждении - не основанное на Библии представление, особенно если учесть, что часть "немецких вождей" этого движения не имеет четкой позиции в вопросе о богодухновенности Библии.
В Тысячелетнем Царстве целые народы обратятся к Богу Израилеву, как об этот пророчествовали ветхозаветные пророки. Однако применение этих пророчеств к нашему времени свидетельствует о вольном обращении со Священным Писанием.
9. Существующая практика пророчеств безответственна по отношению к душепопечительствуКак быть с бездетной супружеской парой, которая остается бездетной, хотя ей и было предсказано рождение ребенка?
Что делать издателю харизматического журнала, которому было предсказано издание журнала на иностранных языках, если на страницах последнего немецкого номера он вынужден написать: "Этот тираж может быть последним!"
Как быть со многими теми, кому именем Иисуса было обещано здоровье, а они все еще остаются больными?
Как быть с церковью, которой в определенное время было обещано пробуждение, но в которой все остается по-прежнему?
Находим ли мы в Новом Завете отрывки, обещающие в обильной мере "славу и помазание"?
На какие ложные пути может уклониться христианин, если ему перед тысячами людей сказано: "Этот человек является авторитетом для народов"!
Когда в прежние годы было предсказано, что русские захватят Германию до Рейна, некоторые христиане сменили из-за этого место жительства.
В 1980 г. Волькгард Шпицер предсказал, что на следующий год в "День исповедания берлинцев" олимпийский стадион будет переполнен. Святой Дух должен излиться через Европу, которая станет самым большим "воздушным мостом" в мировой истории. Но стадион не был заполнен даже на четверть.
Позже Стивен Лайтл и Эберхард Мюлан предсказали, что живущие в России евреи будут выезжать в Израиль через Финляндию и Германию. В пророчестве были даже названы конкретные города, такие как Берлин, Брауншвайг и Хельмштадт. Чтобы помочь еврейским переселенцам, были приготовлены автобусы, квартиры и продукты. Об этом даже была написана книга. И чем закончился данный "исход"?
Все это лишь некоторые примеры из многих конкретных пророчеств, которые так и не исполнились.
Как много тех, которые при так называемом "помазании Духа" через возложение рук и пророчество будто бы получили "духовный дар", но, несмотря на все пророчества, так и остались в неизвестности!
Сколько духовного ущерба причинило легкомысленное и безответственное обращение с "пророческими словами", сколько депрессии и явных соблазнов, которые послужили темой для светской прессы! (Я вспоминаю заявление Орала Робертса весной 1987 г., будто бы Бог открыл ему, что он умрет, если до конца марта 1987 г. не поступит в качестве пожертвований большая сумма денег.)
10. Причина многих заблуждений - произвольное толкование ОткровенияЕсли все пророчества Откровения и других пророческих книг рассматривать вне контекста и, не задаваясь вопросом, к кому то или иное пророчество относится, переносить его сегодня на Церковь, можно прийти к роковым заблуждениям.
К примеру, Откровение 11:1-14. Если это пророчество отнести к нашему времени и рассматривать Иерусалим в качестве прообраза Церкви, то действительно можно ожидать "пророков", которые будут совершать более великие знамения и чудеса, чем пророки и апостолы в прошлом. Но какие разрушительные заблуждения возникли из-за такого произвольного толкования Откровения, известно всем, хорошо знающим историю древней Церкви.
В качестве примера я назову здесь лишь Уильяма Брэнхэма, который считал себя предтечей, или Илией, грядущего Мессии, и которого тысячи людей считали таковым. Его проповеди публиковались под заглавием: "Слово, сказанное через Уильяма Брэнхэма". Но он трагически погиб. Стоит задуматься о том, что именно этого человека с его явными лжеучениями Пол Кейн, Майк Бикл и даже Джон Уимбер высоко почитали как "пророка с чрезвычайным успехом" (М. Бикл) и "величайшего пророка XX века" (П. Кейн).
2. "Ведение духовной брани"
Ч. Петер Вагнер: "Со вступлением в 90-е годы я чувствую - а со мной и многие другие христианские руководители,- что Святой Дух говорит нам: "Готовьтесь к борьбе". Это десятилетие, вероятно, станет свидетелем самой интенсивной борьбы последнего времени". (C. Peter Wagner: "Territoriale Machte", Verlag G. Bernard, Solingen 1991, S. 19). Джон Макферлейн: "В 1987 г. на одной из молитвенных конференций в Бонне Бог пророчески сказал, что в ближайшее время Он даст Своему народу стратегию и ключ для духовной победы". (ebd., S. 14). Бертхольд Бекер: "Так, к примеру, на одном из молитвенных съездов во Франкфурте в 1989 г. мы сместили Хонеккера с его правительством и разрушили стену, а также сместили в молитве тирана Румынии Чаушеску. Мы были едины в том, что это соответствует воле Божьей, и все это осуществилось в течение трех месяцев". (H. Henkel/W. Margies: "Der Aufstand der Beter", Aurbruch, Berlin 1992, S. 109). Роджер Форстер: "Это большое преимущество - жить в такое волнующее время, когда снова открывается Божественная истина... Я всем сердцем верю, что это новое откровение, или новая активизация сатанинских сил с их локальными действиями, связано с Божественным намерением и планом - вести Свой народ к полному познанию Его Сына, так чтобы мы возрастали в меру полного возраста как в деле овладения географически ограниченными областями, так и в силе духовной жизни". (C. Peter Wagner, a.a.O., S. 5+10). Лэрри Леэ: "Речь здесь идет не о людях, а о ведении духовной брани, о борьбе против нашего духовного врага - дьявола и его ангелов. Речь идет о том, чтобы взять власть над злыми духами, над мироправителями тьмы века сего, которые пытаются лишить тебя всего того доброго, что Бог намерен дать тебе". (Larry Lea: "Nicht mit Fleisch und Blut", WDL, Remscheid 1990, S. 203). Вольфхард Маргис: "Небо делает то, что мы делаем, повелеваем или совершаем посредством ведения Божественной брани, а не наоборот... Решения прежде всего формулируются и осуществляются нами на земле, а небо подтверждает их!" (W. Margies: "Erkennen, Glauben, Bekennen", Aulbruch, Berlin 1991, S. 117). Хертвиг Хенкель: "Учение о духовной брани восстановлено Духом Святым именно теперь. Наша власть над врагом будет познаваться и осуществляться во все более возрастающей степени. За короткое время духовные отношения совершенно изменятся во благо христианства, которое потрясающим образом испытает благословения Иисуса - победу над врагом. Учение о борьбе с силами сатаны послужит восстановлению новозаветной славной Церкви". (H. Henkel/W. Margies, a.a.O., S. 34).
Вместе с этими цитатами, которые дают хоть какое-то представление о "ведении духовной брани", я одновременно познакомил читателя с некоторыми его представителями, известными в Германии благодаря своим книгам, конференциям и докладам.
Без сомнения, пионер и пророк этой относительно молодой теории и практики - Ч. П. Вагнер. Он являетс
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий