Злокозненные сектанты использовали силу эроса также для вербовки новых членов. Девушки-баптистки славгородской общины наряжались как можно лучше, «чтобы заманить ребят в баптистский дом»[45]. В с. Усово, «баптистском логове» Омского округа, дочка пресвитера «обработала» секретаря комсомольской ячейки и нестойкий комсомолец влюбился «по шейку»[46]. На баптистских богослужениях в Одесском районе непременным атрибутом был «хор юных девушек, в весьма прозрачных платьицах, с распущенными волосами, возносивший хвалу богу»[47].
Мракобес и фанатик.
Как ни странно, но данная составляющая оказалась наименее разработанной. На то было несколько причин. С одной стороны, религия априори рассматривалась как мракобесие, а верующий по определению был фанатиком, стоящим на пути прогресса. Сюжет, над которым хорошо потрудились еще французские просветители, с трудом поддавался коррекции. С другой стороны, после разглагольствований о модернизации сектантства проблематично было использовать наиболее черные краски. Но в свете все тех же самых нововведений, предпринятых «хитрыми и изворотливыми сектантами», необходимо было продемонстрировать, что сущность их остается прежней.
Наиболее убедительными и имеющими действительную реальную основу, стали взаимоотношения сектантов-отцов и детей. «Бродячим» сюжетом были притеснения, которым подвергалось юношество, стремящееся вырваться из-под опеки старших. «Рабочий путь» писал о том, что баптисты «муштруют свою молодежь, запрещают ей ходить в клуб». Классическим мракобесом выступал пресвитер Усовской общины Шулькин, который «порет своих дочерей за тягу к клубу»[48]. В схожих интонациях писали о баптистах и меннонитах «Степная правда» и «Der Landmann». В январе 1930 г. «Советская Сибирь» сообщила о «фарисействующих» баптистах сел Тихоново и Еремино Новосибирского округа, организовавших для надзора за молодежью милицию нравов[49].
Другим распространенным сюжетом стали сочиненные баптистами божественные «письма из Иерусалима», которые распространялись под угрозой божьей кары «суеверными людьми в Борисовском, Москаленском и Одесском районах» Омского округа в начале 1929 г.[50] Появление «писем от бога» отметила и «Степная правда» летом 1929 г.
К классическому арсеналу доказательств мракобесия сектантов относились сообщения о том, что в Ленинске-Омском баптисты агитируют среди рабочих против ликвидации безграмотности[51], про слухи, «распускаемые сектантами» о наложении антихристова клейма всем работающим в МТС (Калачинский район Омского округа)[52], об открытии сектантами «святой пещеры» в Покровском районе Рубцовского округа, где под видом душеспасительных бесед ведется антисоветская агитация[53].
В сравнении с этими заметками некоторые относительно безобидные на первый взгляд публикации носили куда более глубокий, знаковый характер. К таким можно отнести сообщение о публичном отказе проповедника баптистов Дерксена (пос. Хороший Славгородского района) покупать в лавке сахарницу с надписью «Кооперация - столбовой путь к социализму»[54] или описание обряда крещения, совершенного баптистами 23 июня 1929 г. в с. Желанное, центре баптистских организации Омского района. Параллельно проводившей антирелигиозный диспут бригаде омского горсовета СВБ «пришлось наблюдать весьма интересную картину - крещение взрослых баптистов в местном болоте. Баптистский священнослужитель лезет по колено в воду, к нему идут жертвы религиозного дурмана… Жертва отвечает „верую“, тогда крещаемый погружается в грязное болото, где только до этого бултыхались свиньи, коровы, гуси»[55].
Прокаженный.
Здесь речь пойдет о формировании очередной составляющей с ярко выраженной угрожающей окраской, адресованной потенциальным «сектантам». Необходимы были публикации, которые подчеркивали бы ярко выраженную опасность «сектантского бытия» и отторжение свободных церквей от социального организма. Одной из его основных характеристик, вполне сложившейся к концу 1920-х годов, была крайняя милитаризованность общества, все время возраставшая по экспоненте. Пацифизм большинства приверженцев свободных церквей, продолжавших отказываться от военной службы с оружием в руках, несмотря на то, что руководящие органы большинства конфессий заявили под давлением репрессивной кампании 1922–1923 гг. о признании военной службы, расценивался властью как опасное антисоветское явление.
В результате произошло ужесточение административных мер по линии НКВД в отношении «сектантов», получивших освобождение по решению суда и усилились репрессии в отношении «отказников», что нашло заметное отражение в газетах. В соответствии с приказом наркома внутренних дел В. Н. Толмачева № 108 от 31 мая 1929 г. «Об использовании труда граждан, освобожденных от воинской службы по религиозным убеждениям», все верующие, освобожденные от призыва в 1924 - 1928 гг., мобилизовывались на 3 месяца для работы на лесных промыслах государственного треста «Лесохим». Помимо создания контингента дешевой и бесправной рабочей силы для лесоразработок, власти преследовали еще одну цель. Избегнуть работы, бывшей приоритетом заключенных, верующие могли только путем отречения от убеждений[56].
«Рабочий путь» сообщил летом 1929 г., что во время призыва 1907 года рождения «религиозники», освобожденные от военной службы, после призыва будут использоваться на общественно-полезных работах в течение 2 лет, а «лишенцы» (в т.ч. служители религиозных культов) зачисляются в тыловое ополчение и по окончанию призыва будут обложены специальным военным налогом"[57]. В середине августа 1929 г. вышло постановления Омского окружного исполнительного комитета, в соответствии с которым освобожденные от службы «религиозники» подлежали использованию на земледельческих работах в совхозах, начиная с 20 августа 1929 г. На работу отправлялись все освобожденные за последние 5 лет[58]. Порядок использования верующих был согласован с НКВД. Из дальнейших публикаций выяснилось, что более 200 «религиозников» должны были в течение 5 лет с перерывами отбывать повинность в совхозе омского исправтруддома, т.е. тюрьмы.
9 апреля 1930 г. «Колхозная правда» опубликовала очередной приказ НКВД № 180 от 12 марта 1930 г. Согласно нему граждане, призывавшиеся в 1925–1929 гг., но освобожденные от военной службы по религиозным убеждениям привлекались «для работы на лесных разработках государственного треста “Лесохим” в пределах Сибирского производственного района с 20 апреля по 20 октября 1930 г.». По сравнению с приказом годичной давности условия этого документа были жестче: в 1930 г. «отказники» мобилизовывались уже не на 3 месяца, а на пол - года. «Сектанты», отказавшиеся от своих убеждений, подлежали теперь передаче в армию только после отбытия срока работ[59]. От мобилизации освобождались «лица, привлекавшиеся в течение 2 лет». Тенденция принудительной эксплуатации пацифистов нашла свое логичное развитие в призыве «религиозников» на службу в части тылового ополчения[60].
Параллельно с этой информацией газеты исправно публиковали как сообщения о судах над «отказниками», так и публичные письма-отречения от веры призывников-сектантов. В течение 1929 г. в газетах было опубликовано несколько заметок о проведении показательных ревтрибунальских процессов над «отказниками»: субботником Тевсом (жителем с. Марковка Ключевского района Славгородского округа, отказывавшегося по религиозным убеждениям исполнять служебные обязанности в субботние дни[61]), евангельским христианином Г. Моторенко (жителем д. Щегловка, Полтавского района Омского округа[62]) и другими. Все они были осуждены на срок от одного до двух лет принудительных работ. Летом-осенью 1929 г. также появляются публикации, призывающие «не пускать классового врага в Красную Армию», а особенно сектантов, ведущих в воинских частях, базировавшихся в Славгородском округе, «явно контрреволюционную работу, пользуясь поддержкой местных сектантских общин»[63].
Унизительные и близкие к лагерным формы квазиальтернативной военной службы, показательные суды над «отказниками», с одной стороны, и героизация службы в армии, которая для многих становилась необходимой ступенью в карьере, а зачастую и гарантом спасения собственной жизни - с другой, вырабатывали у молодежи стойкое чувство опасности перед всем, связанным с «сектантством».
Другим направлением стала демонстрация неполноценности сектантства в сфере семьи. Известные более по 1937–1938 гг. публичные отречения от родных и близких проявились в отношении семей сектантов уже в полной мере в 1929–1930 гг. Типичным является заявление некоего И. Фогта: «Я отказываюсь иметь всякую связь со своим отцом Фогт Францем в виду того, что он является проповедником баптистов. Я не хочу иметь такого отца и навсегда отрекаюсь от него»[64]. Варианты давления на верующих посредством близких варьировались - от полного разрыва до благожелательного: «Отец, ты заблудился». Именно так называлась публикация обращения красноармейца Т. Малышева к своему отцу, крестьянину поселка Ново-Андреевский Славгородского района, который в 1929 г. вступил в баптистскую общину[65].
Вездесущий враг.
Поток заметок 1929 - 1930 гг. демонстрировал также одно из качеств, необходимых для создания образа врага - враг должен был «невесть как расплодиться». Публикации показывали, что враги стремятся противостоять социалистическому строительству не только на стратегических направлениях, но и на всех остальных, проявляя свою активность повсеместно, зачастую в совершенно неожиданных сферах деятельности.
Школы.
Уже в 1928 г. стало ясно, что враги тянут свои щупальца к школам. Визитной карточкой меннонитов стало создание «тайных школ». В пос. Сергиевка Ключевского района была раскрыта тайная школа под руководством жены меннонитского проповедника Фризена, закрыта баптистская школа в Славгородском районе. В феврале 1929 г., благодаря бдительности родителей-коммунистов Шульц, была вскрыта тайная организация воскресных школ по обучению детей Закону Божьему в селах Пучковского сельского совета Исиль - кульского района[66]. Нападкам регулярно подвергалась и Маргенаусская школа 2-й ступени.
В Славгороде баптисты проникли в педагогический техникум и городскую школу, завербовав несколько учащихся в общину. В пос. Лозовом Славгородского округа баптисты «напичкивали своих детей религиозным дурманом, заставляя их этот дурман рассказывать детям, не зараженным предрассудками»[67]. Дети баптистов и адвентистов публично отказывались в школах петь «Интерационал», «громко отвечая, что вера и их родители не позволяют этого петь». Выступая в январе 1930 г. на пленум Славгородского окрисполкома, некто Штейнберг предложил создать курсы с антирелигиозным уклоном для учителей - нацмен, так как «почти в каждом поселке имеется по три проповедника разных религиозных общин»[68].
Выборы.
«Бродячим» сюжетом стало извращение сектантами демократической процедуры перевыборов местных советов. «Так, у сектантов водится обычай в дни перевыборов устраивать свои молитвенные собрания, чтобы отвлечь верующих от перевыборов и навязать им своих кандидатов», - это утверждение «Рабочего пути» с незначительными изменениями было дежурным для темы «Выборы и сектанты». Скандальный, с точки зрения газеты, случай произошел в январе 1929 г. в с. Гаркушино Москаленского района, когда на избирательное собрание «явились 10 кулаков и 15 недолишенных права голоса, главным образом иждивенцы-кулаки и баптистские проповедники. Все кандидаты от партии были провалены, прошли кулацкие кандидаты»[69] «Гаркушинская» история имела свое продолжение: чтобы кулаки - сектанты почувствовали «силу стальных удил пролетарской законности», на проведение работы по организации бедноты округа были брошены 100 рабочих г. Омска.
Экзотика повседневности.
Большинство заметок, названных здесь «экзотическими», были написаны на темы, которые практически никогда не имели аналогов или повторений в последующих публикациях, но были также весьма функциональны в свете вышеприведенных соображений. Так, летом 1929 г. выяснилось, что «сектанты -духоборы» захватили руководство над футбольным кружком при Омской городской бойне, «вытеснив рабочих»[70]. Чистка омских вузов в мае 1929 г. прошла под лозунгом «Кулак и нэпман, буржуазный профессор, поп и сектант, выстраиваются единым фронтом, чтобы сорвать рост социализма»[71]. Правда, привести примеры проникновения сектантов в вузы оказалось трудно. Только в Омском мединституте был найден студент И. Борисов, освобожденный от военной службы по религиозным убеждениям[72]. Показательной является небольшая заметка в омской газете в феврале 1929 г., которая повествовала об удалении милицией баптисток-портних, «хитростью проникших» на семейный вечер, устроенный профсоюзами в Исиль-куле[73]. Сектанты «пролезали» в партию, пресвитер баптистов занимался рабселькоровской деятельностью, баптистки Ленинска-Омска в 1928–1929 гг. регулярно «просачивались» в женотделы, сектанты-меннониты «пробрались» летом 1929 г. на краевые курсы по переподготовке учителей, баптисты с. Желанное Одесского района замахнулись на прерогативы партии, приняв по халатности райкома участие в чистке партии. Столь необходимая для революционных преобразований истеричность массы нарастала, и вполне оправданным выглядел в декабре 1929 г. вопль-требование рабочих омских пекарен: «Уберите баптистов!»[74].
Молитвенные дома - штаб-квартира контрреволюции.
Кампания по закрытию молитвенных домов сектантов, развернутая во второй половине 1929 - начале 1930 гг. в г. Славгороде и г. Новосибирске, явилась логичным завершающим этапом в формировании образа врага, демонстрируя одновременно всходы разбросанных зерен ненависти и страха[***].
Революции стремятся изменить социокультурную кодировку действительности, привычное «чужое» или «старое» неожиданно становится «контрреволюционным». Закрытие молитвенных домов стало продолжением символического порыва к перечеркиванию проклятого прошлого, явлением одного порядка с требованиями о введения летоисчисления не с Рождества Христова, а с первого дня Октябрьской революции, проведении реформы календаря и введении пятидневной недели с днями Маркса, Ленина, Звезды, Серпа, Молота[75]. Переворот на ментальном, психологическом уровне, сочетавшийся со все чаще провоцируемым сверху впадением в массовую истерию, продолжался.
Сигнал к началу травли в Славгороде дало опубликованное 10 июля 1929 г. в «Степной правде» постановление служащих окрисполкома, горсовета и окрсобеса «покончить с центром реакции, докатывающимся иногда до контрреволюции». В качестве основного контрреволюционного деяния баптистов назывались их собрания: «баптисты за последнее время доходят до того, что поздним вечером собираются и без света о чем-то говорят. О чем они могут говорить в темном помещении? О всем, только не о боге, которым прикрывают свои сборища».
Еще более «преступным» было объявлено увеличение числа посетителей молитвенного дома. «Учитывая явно контрреволюционную деятельность» баптистов и возмущенные «безобразнейшим, доходящим до наглости, поведением баптистов, целиком направленным на подрыв мероприятий советской власти», советские служащие потребовали расторгнуть договор с баптистами по аренде дома[76]. Судьба дома молитвы, имевшего несчастье символически находиться на стыке улиц «Розы Люксембург» и «Зиновьева», была решена. В этой статье и последующих публикациях авторы газеты создавали мрачный образ молитвенного дома, схожий с избушкой бабы-яги и логовом страшного сказочного людоеда, который наделялся черными сверхъестественными силами: «огромное здание, явно вредное», «паутина, в которую заманиваются простаки», «ловушка капиталистов», «универсальная ловушка для темных и несознательных людей» и т.д. Ряд статей, появившихся в последующие июльские дни, отражал и одновременно раскручивал маховик массовой истерии. После сообщений о прошедшем 9 июля 1929 г. суде над руководителями славгородской баптистской общины[77], из номера в номер публиковались порции «ярости трудящихся», их протесты и требования. Одно перечисление коллективов, вынесших требование закрыть молитвенный дом, могло бы занять страницу.
Продолжавшаяся неполных три недели кампания прекратилась, как по мановению волшебной палочки, в конце июля 1929 г. Решение должно было пройти по бюрократической лестнице, вершиной которой было бы постановление Сибкрайисполкома, или, в случае протестов баптистов и меннонитов, постановление ВЦИК.
Дальнейшие публикации «Степной правды» дают основание утверждать, что в сентябре 1929 г. дом молитвы еще не был закрыт. 6 сентября 1929 г. собрания рабочих г. Славгорода требовали «ликвидировать баптистский молитвенный дом», так как в условиях военного конфликта на советско-китайской границей было необходимо разгромить пятую колонну в лице баптистов[78]. Не закрыли его и вплоть до начала 1930 г. - 30 и 31 декабря 1929 г. общие собрания коллективов Славгорода вновь возбудили ходатайство перед городским советом о закрытии молитвенного дома[79]. Назвать конечную дату ликвидации не представляется пока возможным, но закрытие молитвенных домов в Новосибирске в марте 1930 г. подтверждает, что его постигла аналогичная судьба.
Кампания в Новосибирске как две капли воды похожа на славгородскую. Существовавшие в Новосибирске общины христиан-баптистов, евангельских христиан и адвентистов седьмого дня оказались перед лицом разворачивавшейся против них кампании в середине августа 1929 г. 15 августа горсовет принял решение о расторжении договоров на пользование зданиями с протестантскими конфессиями. В начале января 1930 г. процесс ликвидации получил поддержку «организованных низов» - трудящихся Новосибирска. С 3 по 22 января 1930 г. «Советская Сибирь» публиковала требования рабочих и служащих закрыть в городе все церкви, молитвенные дома и, на волне революционного сознания, пивные. Трудящиеся неожиданно осознали крайнюю несовместимость «нового» и «старого»: Старокладбищенской церкви и сада совторгслужащих, баптистского и адвентистского молельного домов со штабом СибВО и домом Красной Армии. Это «чудовищное соседство» добавляло пыла в их требования.
7 февраля 1930 г. Сибкрайисполком постановил, «учитывая массовое ходатайство граждан Новосибирска …не менее 50.000 человек, а также крайний недостаток помещений для культурно - просветительной работы», ликвидировать молитвенные здания «сектантских» общин, передав их горсовету. В тот же день Новосибирским окрисполкомом было одобрено решение горсовета о сносе часовни на Красном проспекте.
Причины кампании.
Произведенный анализ публикаций с полным основанием позволяет утверждать, что в основе «антисектантской» кампании конца 1920-х годов лежали, по меньшей мере, три главные причины. Во-первых, в 1928 - 1929 гг. у руководства партии сформировалось убеждение, что русская православная церковь более не является, не смотря на значительное число сохранившихся приходов и верующих, серьезным противником «новой революции». Отсюда в газеты перекочевал ряд стандартных утверждений: православные священники ленивы, неизобретательны, безнадежно проигрывают состязание в идеологической борьбе. Совсем иное - сектантство. Сектант более гибок, опытен, хитер, популярен. В возродившихся в конце 1920-х годов диспутах православные священники всегда - в изложении авторов репортажей - были беспомощны, зато «куда мудрее, подготовленней и слащавее были оппоненты-баптисты». Соответственно и «сектантские организации» расценивались как более гибкие, изворотливые в сравнению с русской православной церковью[80].
В выдвижении «сектантов» на первый план сыграло свою роль и то, что большинство антирелигиозных мероприятий периода нэпа, за исключением административных, давали минимальный эффект. Для оживления антирелигиозной борьбы нужен был сильный стимул - такой, как образ злобного врага. Православные священники, по мнению кукловодов кампании, на эту роль в своей массе уже не годились.
Во-вторых,
«сектантство» фундировало сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. В соответствии с марксистской ортодоксией усиление активности классового врага должно было сопровождаться и активизацией идеологического наступления на социализм. «Сектанты» как нельзя лучше подходили на роль идеологов кулачества, «рупора классового врага». «Безбожникам» была поставлена задача увязать антирелигиозную пропаганду с политикой и показать, «чьи классовые интересы обслуживают в СССР религиозные организации»[81]. То, что в «религиозные организации» вкладывалась прежде всего «сектантская» начинка, хорошо демонстрирует майское 1929 г. постановление ЦК ВКП (б) об укреплении партийного руководства культурной работой профсоюзов, которые ЦК пыталось использовать в качестве одного из рычагов антирелигиозной борьбы. Его 4-й пункт гласил: «В связи с обострением классовой борьбы и активными попытками кулацко-нэпмановских элементов профсоюзы должны развернуть усиленную борьбу с религиозными течениями, в частности, с сектантством»[82].
В третьих, «сектантство» расценивалось как носитель альтернативы строительству социализма. «Под религиозным флагом преподносится программа, отвечающая на все вопросы современности, но программа не наша, программа капиталистических, реставраторских групп», - писал в мае 1929 г. «Рабочий путь»[83]. «Сектанты» выступали в глазах большевиков в роли извратителей, а, как известно, еретик более опасен.
Не последнюю роль сыграли «сектантские» кооперативы и артели, выступавшие убедительным доказательством, в том числе и для части большевиков во главе с В.Д. Бонч-Бруевичем, «что к коммунизму можно прийти разными путями»[84]. Неприемлемым было и исповедание «сектантами» гуманизма. «По учению Евангелия есть только две заповеди Любви. Все, что не согласуется с этими заповедями - грех … Баптисты придерживаются признания верховной ценности и достоинства всякой человеческой личности», - утверждал «Баптист», центральный орган Всероссийского союза баптистов[85]. «Все зло не в капитализме, не в экономическом неравенстве, а в испорченном человеческом сердце»,- вторил «Голос истины» адвентистов[86].
Контрреволюцией чистой воды выглядели моления баптистов за «пострадавших за слово Божие», «за заключенных в темницы» (как это делало руководители сибирских баптистов Ананьев и Куксенко[87]), отказ делить «божьих детей» на кулаков, середняков и бедняков[88], пользоваться в колхозах имуществом раскулаченных, так как это «воровство», заявления о том, «без Христа идти некуда, что без религии люди становятся зверям подобны», утверждения, что «пролетариат ведет борьбу с воображаемым врагом»[89].
Без понимания того, что большевики разглядели в «сектантах» серьезного конкурента, непонятна постоянная тема антисектантских публикаций, живописующая якобы «аналогичные» партийным методы «сектантской» работы. Параллели проводились везде: баптистские «агитпропы», сектантские «социалистические» соревнования (немало перьев было сломано на тему соревнования баптистов Омска и Северного Кавказа), баптисткие чистки, циркулярные письма, «религиозные клубы» среди рабочих, празднование вместо 8 марта праздника «жен-мироносиц», пение вместо «Интернационала» - "Никто не даст нам избавленья, лишь бог спасет своей рукой", «Христомолы» вместо комсомола, изучение Маркса-Ленина, «чтобы бить нас нашим же оружием», евангелизация СССР в противовес коллективизации и индустриализации, вместо социалистических городов - город Евангельск и.т.д. Только этой своеобразной «ревностью» может быть объяснена рьяность, с которой громились меннонитские кооперативы или коммуны толстовцев.
Как это заметно из резко сократившихся антирелигиозных публикаций в газетах, а также согласно партийным документам и документам Сибирского краевого совета СВБ, во второй половине 1930 г. в Сибири «антирелигиозная работа ослабла и организация безбожников была в состоянии развала»[90]. Эта пертурбация поддается только одному объяснению: массовое закрытие молитвенных домов и церквей, репрессии над «церковниками» (по данным крайсовета СВБ, к июню 1930 г. было привлечено к судебной ответственности около 50% «всех попов»[91]) и сворачивание активности общин расценивались на местах «как сигнал к демобилизации на антирелигиозном фронте». Идеологическая кампания по созданию образа врага была закончена. Логично встает вопрос о том, насколько данный образ был внедрен в массовое сознание.
Один из российских историков предложил оценивать долгосрочные последствия русской революции по наличию в обществе «бацилл» революционаризма, подразумевая под ними склонность решать все проблемы насилием, а также заряд демагогии и ортодоксии[92]. В этом отношении плоды, привнесенные долгосрочной политикой ненависти в отношении свободных церквей, оказались в российском обществе чрезвычайно живучими. В массовом сознании движение протестантских церквей по-прежнему оценивается достаточно негативно, причем преобладают стереотипы образца 1920-х - 1930-х годов. Можно говорить о сложившейся парадоксальной ситуации, когда русская православная церковь в ходе конкуренции, развернувшейся между ней и протестантскими конфессиями, с успехом использует наработки большевиков.
ПРИМЕЧАНИЯ:
* В отечественной историографии для обозначения совокупности протестантских церквей традиционно используется носящий негативную смысловую нагрузку термин «сектантство» и его производные. Применяемое нами понятие «свободные церкви» является калькой с используемого в немецкой историографии термина «Freikirchen». К этому термину близка дефиниция, которую в 1920-е годы использовали сами верующие: «свободоверческие общины».
** С 25 января 1930 г. - "Колхозная правда".
*** Омск, третий центр «сектантства», остался вне кампании, т.к. омское руководство опередило события - без пропагандистской шумихи в марте 1928 г. был расторгнут договор омского горсовета с баптисткой общиной, якобы нарушавшей порядок пользования молитвенным домом, 11 июля 1929 г. президиум Сибирского крайисполкома принял решение о закрытии молитвенного дома баптистов в с. Усово Омского округа. Зато аналогичная акция была предпринята в январе 1930 г. в г. Щегловске (Кемерово).
ЦДНИОО, ф.19, оп.1, д.49, л.21. В докладе «О развитии сектантства и состоянии антирелигиозной пропаганды в Омской губернии» по состоянию на 7 мая 1925 г. приводится более высокая совокупная численность баптистов, евангельских христиан, меннонитов, адвентистов седьмого дня и молокан - 16 931 человек. // ГАНО, ф.п.2, оп.1, д.948, л.32
Рабочий путь, 1929, 11 августа, № 181
Долотов А. Сектантство в Сибири // Критика религиозного сектантства (опыт изучения религиозного сектантства в 20-х - начале 30-х годов). М, 1974, с.104; Аналогичную цифру по состоянию на 1929 г. - "свыше 30 тыс. сектантов" - приводит и И. Д. Эйнгорн. См. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. 1917 - 1937. Томск, С.127.
См. Савин А. И. Советская власть и христианские секты: к истории одной антирелигиозной кампании в Сибири в 1922 - 1923 гг. // Социокультурное развитие Сибири XVII - XX вв. Бахрушинские чтения 1996 г. Новосибирск, 1998, С.91 - 100. Он же: К вопросу о политике сибирских властей в отношении сектантов в начале 1920-х гг. // Проблемы истории местного управления Сибири конца XVI - начала XX веков. Материалы четвертой региональной научной конференции 11 - 12 ноября 1999 г. Новосибирск, 1999, С.274 - 278.
Plaggenborg Stefan. Revolutionskultur. Beitrage zur Geschichte Osteuropas, Bohlau, 1996, Band 21, S.173
Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М, 1997, с.25
Поповские и сектантские обители наполняют вредители // Степная правда, 1928, 22 декабря, № 265
Рабочий путь, 1929, 19 ноября, № 264
Что прикрывается религиозной проповедью // Степная правда, 1928, 23 октября, № 216
Как сектанты поддерживают кулачество // Степная правда, 1928, 16 сентября, № 185
Комсомол объявил хозяйственно-культурный поход в деревню // Степная правда, 1928, 7 октября, № 203.
Во имя Христа Распятого // Степная правда, 1928, 22 ноября, № 239; На штурм классового врага, прикрывающегося крестом и евангелием // Степная правда, 1928, 12 сентября, № 181
Ново-Омские спекулянты хлебом // Рабочий путь, 1929, 14 апреля , № 84
Усовские кулаки - крупные держатели хлеба // Рабочий путь, 1929, 28 июня, № 144
Создание семфондов - это сейчас самое важное // Колхозная правда, 1930, 11 февраля, № 40
Рабочий путь, 1929, 22 февраля, № 44
См. к примеру: в «Советской Сибири» за 1930 год - 10 января, № 8; 24 января № 19; 4 февраля; 21 февраля; 27 февраля. В «Степной правде» за 1930 г. -1 февраля, № 31; 11 февраля № 40; 11 марта № 64; 25 марта № 74; 11 апреля № 86; 12 апреля № 87; 18 апреля № 94.
Бухарин Н. И. Текущие задачи комсомола. Доклад на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ, 6 мая 1928 г. // Бухарин Н. И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990, С.302
На штурм классового … // Степная правда, 1928, 12 сентября, № 181
Степная правда, 1928, 14 декабря, № 258
Рабочий путь, 1929, 28 мая, № 119; 31 мая, № 121
Там же, 31 мая, № 121
Неугомонный не дремлет враг // Степная правда, 1928, 10 октября, № 205
Степная правда, 1929, 1 июня, № 125
Там же, 10 августа, № 181
Шаламов В. Колымские рассказы. М., 1989, с.325
Ловцы душ// Рабочий путь, 1929, 5 октября, № 228
см. Самосудов В. М. Большой террор в Омском Прииртышье. 1937–1938. Омск, 1998; Папков С. А. Сталинский террор в Сибири в 1928 - 1941 гг. Новосибирск, 1997, С. 221
Der Landmann, 1928, 1 декабря, № 94
В с. Лудорвае, недалеко от г.Ижевска (Вотская автономная область) «по почину кулаков» были якобы выпороты 300 крестьян-бедняков. См. к примеру: Степная правда, 1928, № 206, 11 октября. В Розендаме, Немецкая АССР, в 1929 г. прошел процесс над группой из 12 кулаков, якобы перепоровших 85 человек, несколько из которых было запорото насмерть. См. Степная правда, 1929, № 186, 16 августа. Группа кулаков под руководством патера Иосифа Кельша якобы все 1920-е годы терроризировала бедноту сел Погрелово, Ней-Мариновка, Ясная Поляна и Андреасфельд Донецкого округа. См. Рейнмарус А., Фризен Г. Под гнетом религии. Немцы - колонисты в СССР и их религиозные организации. М-Л, 1931, С. 113 - 114.
Крест и евангелие - очаг контрреволюции//Степная правда, 1929, 22 августа, № 191
Там же.
Нет пощады кулакам-террористам // Степная правда, 1929, 5 ноября, № 256
Черные рясы в союзе с кулачеством ведут борьбу против коллективизации//Колхозная правда, 1930, 21 февраля, № 49
Трудящиеся не потерпят зловредной деятельности проповедников//Степная правда, 1929, 31 декабря, № 310.
Рабочий путь, 1929, 10 марта, № 58
Баптистский поп на советском паровозе // Рабочий путь, 1929, 27 октября, № 247
Там, где зевает комсомол // Степная правда, 1928, 17 октября, № 211
Возлюбим друг друга // Степная правда, 1928, 23 октября, № 216.
Степная правда, 1928, 10 ноября, № 229
Ловцы душ // Рабочий путь, 1929, 5 октября, № 228
Баптисты плодят венериков // Степная правда, 1929, 10 августа, № 181
Поповские и сектантские обители…
Степная правда, 1928, 23 августа, № 160
На штурм классового…
В баптистском логове // Рабочий путь, 1929, 18 мая, №111
Нахлебники господа бога // Рабочий путь, 1929, 14 апреля, № 84
В баптистском логове…
Советская Сибирь, 1930, 14 января, № 11
Нахлебники господа бога…
Воинствующие бездействовали // Рабочий путь, 1929, 5 ноября, №254
Рабочий путь, 1929, 22 ноября, № 267
Критика П. Майского на книгу В.Д. Бонч-Бруевича «Кривое зеркало сектантства», издательство «Безбожник», 1929 // Советская Сибирь, 1930, 30 января, № 24
Баптисты за работой // Степная правда, 1928, 8 июля, № 126
Антирелигиозники в баптистской деревне // Рабочий путь, 1929, 17 июля, №160
Степная правда, 1929, 26 июля, № 170
Кулакам и спекулянтам нет места в Красной армии // Рабочий путь, 1929, 10 июля, № 154.
Рабочий путь, 1929, 17 августа, №186
Колхозная правда, 1930, № 87, 9 апреля
См. Сектанты в трудчастях. Сборник. M. 1930; Красильников С. А. На изломах социальной структуры. Маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917- конец 1930-х годов). Учебное пособие, Новосибирск, 1998.
Религиозные убеждения не могут служить оправданием дезертирства // Степная правда, 1929, 4 июля, №.151
За что судят Моторенко // Рабочий путь, 1929, 9 июня, № 130
Не пускать классового врага в Красную Армию // Степная правда, 1929, 25 августа, № 194
Степная правда, 1929, 25 декабря, № 204
Там же, 24 декабря, № 203
Сектанты против мероприятий партии и правительства // Рабочий путь, 1929, 22 февраля, № 44
Баптизм просачивается в школы // Степная правда, 1928, 17 ноября, № 235
Степная правда, 1929, 11 января, № 11
Неслыханный случай срыва избирательного собрания кулаками // Рабочий путь, 1929, 27 января, № 22
Рабочий путь, 1929, 2 июля, № 147
Там же, 19 мая, № 112
Лишенцев вон // Рабочий путь, 1929, 7 февраля, № 31
Не по адресу // Рабочий путь, 1929, 14 февраля, № 37
Рабочий путь, 1929, 1 декабря, № 275
Советская Сибирь, 1930, 4 января, № 4, 18 января, № 15
Долой молитвенные дома баптистов // Степная правда, 1929, 10 июля, № 156; Не допустим разгула сектантства // 11 июля, № 157; Классовый враг под прикрытие креста // 18 июля, № 163; Ждем решения горсовета // 19 июля, № 164; Закрыть все молитвенные дома // 24 июля № 168
Степная правда, 1929, 11 июля, № 157
Степная правда, 1929, 6 сентября, № 203
Месяцем ранее Славгородский горсовет расторгнул договоры на пользование молельными домами с общинами евангельских христиан и католиков. См.: Белковец Л. П. Большой террор и судьбы немецкой деревни в Сибири (конец 1920-х - 1930-е годы). Москва, 1995, С.35.
Как сектанты поддерживают кулачество // Степная правда, 1928, 16 сентября, № 185
Об одном слабом участке работы // Рабочий путь, 1929, 13 июня, № 133
Рабочий путь, 1929, 24 мая, № 116
Морда классового врага смотрит из-за кулис церкви // Рабочий путь, 1929, 26 мая, № 118
Эткинд А. Русские секты и советский коммунизм: проект Владимира Бонч-Бруевича // Минувшее. Т.20. Цит. по Булдаков В. Красная…, С.265
Баптист, 1928, № 2, С.27; № 12, с.5
Голос истины, 1928, № 1, С.16
Молчание золото // Степная правда, 1928, 27 ноября, № 243
Баптисты в Колбасино выработали свой план перевыборов в советы // Степная правда, 1928, 8 декабря, № 253
Диспут в Украинке // Рабочий путь, 1929, 7 февраля, № 31.
ГАНО, ф.п.3, оп.3, д.332, л.21
Там же, л.30. Информационная записка № 5 Крайсовета СВБ в Сибкрайком ЦК ВКП (б), 25.06.1930 г., автор - инструктор Явельберг.
Булдаков В. Красная…, С.257.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий