НЕКОТОРЫЕ МОМЕНТЫ ИСТОРИИ
...Очи Мои — на всех путях их; они не сокрыты от очей Моих...
Иер. 16,17
Наши братские союзы — баптистский и евангельский — оказавшись с 1917 года в новых исторических условиях, хотя и имели некоторую свободу религиозной деятельности и совершали большой труд во славу Господа, но, попав в историческую ломку, не вышли из нее не затронутыми, и уже тогда многое в решении внутрицерковных вопросов проводилось с согласия и под влиянием извне.
К концу 20-х годов, когда организационные формы служения, казалось, достигли своего завершения и обстоятельства складывались благоприятно, — вдруг грянула беда. Наступил 1929 год, а с ним последовал ряд мероприятий, направленных на усиление борьбы с религией:
8 апреля 1929 года вышло Постановление ВЦИК и СНК о религиозных объединениях;
через 2 месяца (8 июня 1929 года) при ЦК ВКП(б) проводится Всесоюзное совещание по вопросам атеистической пропаганды;
через 2 дня (10 июня 1929 года) с этой же целью созван II съезд Союза воинствующих безбожников.
В результате подобных мер деятельность обоих союзов была резко ограничена: были закрыты библейские курсы, прекращен выпуск братских журналов и другой духовной литературы, многие служители и активные верующие пошли в тюрьмы, лагеря и ссылки и из более чем 5 тысяч общин осталось к середине 30-х годов менее 10 на всю страну. По существу, середину 30-х годов можно считать периодом прекращения существования обоих братских союзов, которые в своем чисто евангельско-баптистском виде уже не возродились.
Все остальные годы, вплоть до начала войны, рассеянные дети Божьи жили в условиях постоянных репрессий и не имели возможности проводить богослужения.
Возникает вопрос: откуда же появился ныне действующий официальный союзный центр ВСЕХБ? Где закладывались его основы, а главное — кем?
Напрасно мы будем думать, что образование его было порождено решением братьев. Он возник не в результате откровения свыше и не в результате молитв и братских совещаний. Образован он был органами, и его образованию послужило несколько причин. Вот некоторые из них:
военное время и сильно обострившееся в связи с этим бедствием религиозное чувство в народе, а как следствие —
повсеместное возникновение групп и религиозных объединений, что угрожало опасностью образования независимого духовного центра;
необходимость мобилизации всех сил, средств и настроений в пользу победы в войне.
Народ Божий, проходя в то время через горнило страданий, искал жизни в Боге. Жизнь пробивалась, как росток сквозь асфальт, крепла, стесненная бетоном и камнем. Братство возрождалось, несмотря на то, что официально оно не существовало. И вот для того, чтобы это движение не возглавилось независимыми от мира служителями, в качестве «крепкой руки» для контроля над пробуждающимися общинами необходимо было образовать союзный центр — эту централизованную организацию из служителей надежных в отношении сотрудничества с внешними, но имеющих авторитет и известность в братстве. Но где их найти? Большинство служителей находилось в лагерях и тюрьмах, и многие из них там встретили смерть. И тогда пошли по рядам оставшихся в живых, стынущих от холода и голода заключенных служителей, и освободили тех из них, кто был согласен работать под руководством внешних. Так, обретя свободу, собрались отступившие, поколебавшиеся в уповании работники. Теперь ни одного шага самостоятельно...
Вскоре на освобожденную Украину был послан А. Л. Андреев, в Прибалтику -Н. А. Левинданто, в Молдавию — И. Г. Иванов, в Сибирь и Среднюю Азию — Ф. Г. Патковский, иные также в другие районы страны. Были присоединены к союзу 170 свободных общин Закарпатья и Украины, позже была проведена регистрация одной трети общин, тогда как две трети оставались незарегистрированными.
Еще в лагерях некоторые служители давали подписки о согласии на объединение союзов на условиях сотрудничества с внешними. В 1944 году под объединенным руководством был создан Союз: евангельских христиан-баптистов, а в 1945 году присоединены христиане веры евангельской (пятидесятники). (Уместно напомнить, что в 1963 году, опасаясь возрастающих симпатий к пробужденному братству, были присоединены ко ВСЕХБ меннониты.)
Если бы братство в то время могло понять что происходит, оно молило бы Господа о защите и не допустило бы такой подмены. Но, не будучи искушенными в этом, народ Божий со слезами радости благодарил Господа за свободу собраний, не ведая, что это была не победа братства, а победа над братством.
Итак, мы видим, что ВСЕХБ, как союз, не имеет божественного происхождения. Идея его организации была выношена в кабинетах органов, ведущих борьбу с церковью, а начало ее осуществления было положено в лагерях военного времени.
Можно допустить мысль, что у некоторых служителей ВСЕХБ было намерение, работая в контакте сохранить все-таки верность Богу и постепенно выйти на путь правды. Но их дальнейшая деятельность показала, что этого сделать невозможно и что люди эти стали на путь, с которого нет возврата.
Мы имеем множество фактов и документов, свидетельствующих о их страшной антиевангельской деятельности, которая позволяет нам, не ставя знака равенства между руководством и семьей рядовых детей Божьих, утверждать: там, где начинается ВСЕХБ, — там кончается церковь. Но сказать только это — недостаточно.
Ведь образ деятельности ВСЕХБ, в который мы не хотим быть вовлечены, не лежит на поверхности. Он не представлен всеобщему обозрению. Все это происходит в кабинетах с наглухо закрытыми от народа Божьего дверями. Нам приходилось там бывать. Но знают ли верующие, что происходит в этих таинственных недрах и почему мы не можем согласиться идти таким же путем? Знает ли народ Божий, что истинные причины, породившие возникновение Инициативной группы, — не в «Инструктивном письме» и «Положении ВСВХБ», а в том ужасном отступлении ВСЕХБ, которое охватило многих служителей куда раньше появления этих антиевангельских документов?!
Тут я должен коснуться вопроса, который нельзя обойти, несмотря на всю его щепетильность, так как без него невозможно понять того страшного бедствия, которое постигло целые религиозные союзы и церкви. Вопроса, который, несмотря на свою кажущуюся частность, касается всего народа Божьего. Вот часть моего личного опыта:
Это было в 1956 году. Мне было 30 лет. Для возможной посылки меня на библейские курсы за границу, Генеральный секретарь ВСЕХБ А. В. Карев предложил мне написать автобиографию и дал для образца папку с автобиографиями намечаемых курсантов: М. Жидкова, И. Орлова, А. Кирюханцева, М. Мельника. Я написал автобиографию и отдал ее А. В. Кареву.
Вскоре по повестке я был вызван в военкомат, а оттуда доставлен в КГБ для беседы с высокопоставленными сотрудниками. И на этот раз, как и неоднократно ранее, я отклонил всякие предложения о сотрудничестве и, после долгой беседы, услышал: «Мы не собираемся вас разубеждать. Вы человек со сложившимися взглядами. Но нам известно, что религиозные руководители намерены дать вам богословскую подготовку и продвигать на более высокие духовные посты. И поэтому мы хотим вам сказать; вы делаете одну роковую ошибку — вы напрасно боитесь нас. А без нас в вашем служении вы не сделаете ни единого шага!»
Я был встревожен тем, что по свидетельству органов, каждый, кто становится служителем, должен согласовывать с ними каждый шаг служения Богу. И все же это не произвело на меня столь потрясающего впечатления, как то, что к такому же сотрудничеству привлекали нас служители Христовы!
Приведу свою беседу наедине с А. В. Каревым в канцелярии ВСЕХБ (я нес тогда служение диакона в Узловской церкви). В ходе беседы он спросил:
— Ну как, дорогой брат, идет ваше служение в церкви? Какие встречаются трудности?
Говорю: «Слава Богу, все хорошо, только вот постоянно вызывают меня сотрудники КГБ».
— Ну и что же они от вас требуют?
— Требуют, чтобы я сообщал им о всей жизни церкви: где намечаются собрания, кто проявляет активность в руководстве молодежью, на какую тему были проповеди, кто приезжает из «бродячих» проповедников (так они называли благовестников, посещавших другие общины), кто что говорил на братском совете и даже не живет ли кто у верующих без прописки. (Теперь, когда я сам долгие годы пользуюсь заботой странноприимных «Онисифоров», я понимаю, какую службу мне предлагали).
Карев спросил: «Ну и как, дорогой брат, вы ко всему этому отнеслись?»
— Разумеется, — говорю, — как христианин я не могу исполнять этих требований. Господь дает мне сил хранить верность.
Он помолчал, а потом говорит:
— А знаете, что я вам скажу, дорогой брат, — вы напрасно боитесь обязательств. В нашем деле всякое мало-мальски заметное служение: будь то диакона, пресвитера, регента или проповедника — связано с обязательствами. И потом ваша честность ничего не даст: не будете сообщать вы — это будет делать другой, а вас уберут.
Ужас охватил душу при виде трагедии, в которую было ввергнуто братство. Ведь если «все с ними», с внешними,— значит все без Бога, все против Бога. Значит вместо церкви — создана антицерковь. До этого я полагал, что не все, а только некоторые служители ВСЕХБ совершают двойную работу. Что касается А. В. Карева, то в моем сознании он был человеком исключительным. Он увлекал меня, когда преображался на кафедре. Теперь же я понял, что с кафедры звучат лишь слова, а настоящие дела решаются здесь и в других кабинетах.
Но всему, что я услышал, нужно было дать отстояться. Через молитву и Слово Божье получить прозрение.
Беседуя с некоторыми братьями своей общины, мы рассуждали о том, как найти угодное Богу решение, чтобы грех этот был побежден и устранен.
Шли годы, и неизвестно, сколько бы длился этот мучительный поиск, если бы не накатывались черные тучи гонений. Репрессии набирали силу, выходили указы и постановления, стесняющие свободу веры. Но пугали не сами гонения — при должном состоянии церкви они приносят только благословения. Пугало то, что мы встречали их с неподготовленным сердцем, без всеоружия Божьего, лишенные Его руководства. И если зарегистрированные общины жили под греховным влиянием ВСЕХБ, то многие незарегистрированные общины стремились уподобиться им в жизни и служении, чтобы достичь вожделенной регистрации.
Видя это, хотелось бы всем народом Божьим воззвать к Отцу Небесному о защите, но как воззвать виновным сердцем?! Как услышит Он без покаяния, если вожди церкви стали Его врагами?! Гонения шли на вас в пору нашей измены Богу, а без Бога нас ожидало только поражение. И мы глубоко сознавали, что если будет наше падение и поражение, то вина — только на нас, ибо «лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (Петр. 3, 12).
Так мы приходили к необходимости найти способы исправления дела через помощь Божью, которая, как мы знали из обетовании Его, непременно придет через покаяние и освящение. Тогда Он услышит, поможет и спасет. И спасет не от гонений, а от разрушения церкви. Более того, Он поможет восстанавливать разрушенное даже во время преследований и отстраивать в «трудные времена».
Уже к 1958 году сложились основные черты намечаемого внутрицерковного движения, которые стали воплощаться в жизнь со времени— образования в апреле 1961 года в Узловской церкви Инициативной группы по созыву Всесоюзного съезда церкви ЕХБ.
Каким чудным и неожиданным образом Бог возбудил дух народа Своего к поддержке начатого Им дела святого пробуждения! Ведь начиная свое открытое служение 13 августа 1961 года, посетив ВСЕХБ и уже разослав свое «I Послание» к церкви, Инициативная группа вышла верой в помощь Божью, еще не видев «Инструктивного письма» и «Положения ВСЕХБ» 1960 г., о которых имела лишь отрывочные сведения. (Они были получены только к моменту написания «II Послания».) Бог же этими документами открыл и разъяснил детям Своим то, чего Инициативная группа не смогла бы сделать. Грех стал очевиден всем, когда предписывалось не допускать в собрание детей, сводить к минимуму крещение молодежи в возрасте до 30 лет, запрещалось посещение группами верующих других общин для участия в богослужении и вводилось множество других ограничений. Понятно, что все истинные дети Божьи воздыхали о столь глубоком отступлении, постились и молились о пробуждении, стремились по местам к возрождению духовной жизни, проводили самостоятельные молодежные общения, и потому призыв Господа стать в проломе на защиту истины был близок многим искренним сердцам.
Но, начиная столь ответственное служение перед лицом Божьим, мы не желали, чтобы движение застало служителей ВСЕХБ врасплох. Примерно за месяц до вручения первого документа Инициативной группы президиуму ВСЕХБ, все еще питая надежды, что общая волна намечаемого пробуждения может побудить ответственных работников ВСЕХБ к покаянию и восстановлению принципов евангельского учения, пришлось посетить канцелярию ВСЕХБ и в беседе с Каревым сказать:
— Вы — человек с мировым именем и большим влиянием, и мы хотим вам напомнить, как Мардохей Есфири: не для сего ли самого вы достигли царского достоинства, чтобы в это время и вам возвысить голос в защиту истины Божьей и народа Его?
Он ответил: «Поймите, я не могу этого сделать. Да и вообще это бесполезно. Наша система многоярусна. Каждая должность многократно зарезервирована. Если я выступлю, — завтра же остальным работникам ВСЕХБ дадут провести совещание, и будь то Андреев (в то время старший пресвитер по Украине. — Г. К.) или кто другой — меня обвинят в клевете, его все единодушно поддержат, и меня уберут, А на мое место поставят другого, который поведет дело так же или еще хуже».
— А как же, с вашей точки зрения, вообще возможно исправить создавшееся положение в церкви?
— Теперь ничего не сделаешь. В свое время мы дали надеть на себя петлю, а теперь затягиваемся с каждым днем все туже.
В этом ответе мы видели новое доказательство обоснованности начатого дела. Христос — Глава Церкви, Он всемогущ и никому не позволяет наносить ей вред, когда она верна Ему. Поэтому гонения нельзя объявлять причиной падения и отступления. Причина не в них, а в нашей неверности. И поэтому исправление должно носить внутрицерковный характер. «Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5, 12-13). В этом духе и были составлены первые документы Инициативной группы и в правительство, и во ВСЕХБ, и к церкви.
Поскольку основной целью нашего служения было освящение всего народа Господнего и обретение Божьего присутствия в каждой общине, в каждой душе, то и предлагаемый нами съезд церкви ЕХБ должен был носить такой характер. В «Отчете Оргкомитета» от 22 сентября 1962 г. говорилось:
«Съезд нужен нам... не для громких речей, а для тога, чтобы собрались на него посланники церквей — слава Христова, взяли Слово Божье, склонились перед Богом и сказали: "Прости нам, Всемилостивый Боже! Ты видишь, как все худо в нашем служении, ибо многие служители отступили от святых Твоих повелений, а мы долго равнодушно смотрели, и вот стенает от этого народ Твой. Но мы пришли к Тебе ныне, помоги нам принять решения, основанные на Слове Твоем и внушенные Твоим Святым Духом; пошли Духа Святого к пробуждению народа Твоего, чтобы достичь чистоты и единства по Слову Твоему, чтобы мы и народ Твой готовы были к скорому Твоему пришествию: ибо не войдет к Тебе ничто нечистое!».
Но мог ли ВСЕХБ пойти на такой съезд? Они отказались от наших программ и даже повели работу против тех, кто поддержал инициативу съезда. И когда инициаторы съезда были брошены в узы, а некоторые подвержены преследованиям, они в 1963 и 1966 гг. провели свои съезды с участием внешних. Вот какое свидетельство прислал в Совет церквей один из служителей церкви, выступивший на съезде ВСЕХБ в 1966 году:
«В 1966 году я был избран на съезд, где разрешили мне сказать слово. Я говорил о больших недостатках ВСЕХБ, об их отступлении от истины и что творили по местам старшие пресвитеры. После того, как я сошел с кафедры, ко мне подошел один человек со знаком делегата съезда и попросил меня зайти в комнату, где он предъявил документ работника КГБ. Я сказал: «А вы зачем здесь?»
Он ответил: «Я брат ВСЕХБ».
Потом говорит: «Кто тебе дал право так говорить? Ты на чью мельницу лил воду? Ты что, хочешь снова туда пойти, откуда пришел?»
(Брат ранее был судим.)
Но потом, мирно говоря, сказал: «Давай дружить. Вот тебе даже адрес».
Я отказался и сказал: «Я скажу Кареву».
Я подошел к Кареву, все рассказал ему.
Он обнял меня и сказал: «Ничего, привыкнешь. Без них нельзя».
На съезд 1969 года я получил письмо от ВСЕХБ: «На съезд не приезжать, чтобы не было неприятностей».
27.09. 74 г.
Подпись
Как видим, в условиях, в которые поставил себя ВСЕХБ, какой бы стороны дела мы ни коснулись, — всюду находим подтверждение высказанных слов; «всякое мало-мальски заметное служение связано с обязательствами» и что «без них (то есть без органов) нельзя сделать ни единого шага «в служении».
Эту страшную сеть греха они расставляли перед множеством душ, о чем мы имеем немало свидетельств. Приведем одно из них.
Вот копия текста письма А. В. Кареву ныне находящегося в рядах ВСЕХБ служителя, которую он передал в Совет церквей в 1966 году:
«Я также согласен с тем, что главный корень греха, приведшего наше братство в нынешнее состояние,— в нарушении работниками ВСЕХБ Божественного принципа отделения церкви от государства, который заключается в том, что духовные работники не должны быть связаны ни со следственными, ни с военными, ни с административными органами какими-либо тайными связями или обязательствами. Такие связи все прогрессивные люди, и верующие, и неверующие считали и считают наиболее гнусными. О том, что в этом грехе повинны Вы, свидетельствует тот "совет", который Вы мне дали зимой 1958 года, когда я приезжал к Вам за Библиями для Киевской общины и беседовал с Вами наедине. Подобный "совет" уже раньше давал мне А, И. Мицкевич. В настоящее время Господь через веру, подвиги и жертвы верных Своих в нашей стране открыл благоприятную возможность для освобождения и очищения от этого гнусного греха. Зачем же Вам и всем другим из ВСЕХБ оставаться в нем и втягивать в него других?»
«Оставаться» и «втягивать» в страшные глубины — это ли не вражда с Богом?!
О том, что у всех истинных христиан нет иного пути, кроме крестного, знает и сам ВСЕХБ. И как же он после этого на весь мир объявляет, что у нас нет гонений за веру, хорошо зная при этом страшную реальность борьбы с религией, которую осуществляет атеизм через законы страны?! Вот что писал А. В. Карев в Оргкомитет:
«...трудности для детей Божьих создаются законами нашей страны.
Небывалая в истории человечества по своему размаху и силе борьба с религией. которая ведется в нашей стране с первых дней Октябрьской революции,— вот, что рождало, рождает и будет рождать на страдания и "детей " и "родителей ".
И, несмотря на такую действительность, они на весь мир и устно и письменно заявляют обратное:
«...С объявлением Советским правительством свободы совести евангельские христиане-баптисты могли беспрепятственно продолжать свою деятельность в области проповеди Евангелия, организации и воспитания своих общин, и издании духовной литературы и подготовке своих духовных служителей...»
(«Братский вестник», 1970, № 2, стр. 5-7)
Обо всем этом можно было бы не упоминать, если бы работники ВСЕХБ и в дальнейшем с таким же рвением не распространяли этих принципов «служения», если бы молодежь наша знала, почему мы не идем ни на какие переговоры со ВСЕХБ и не ищем объединения с их работниками. Вся эта связь ВСЕХБ более ужасна, чем «Положение» и «Инструктивное письмо». И ВСЕХБ даже попыток не делал, чтобы изменить эти принципы служения, но укрепляет и распространяет их, ясно сознавая при этом, что работает против Бога и Его Церкви. Детям Божьим надо знать это, ибо хорошо страдать, когда знаешь, что твой путь — это крест Христов.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий