ПРЕДИСЛОВИЕ
После исламской революции, произошедшей в Иране в 1979 году, христианский мир все больше внимания уделяет исламу и сотням миллионов мусульман, живущих во всех уголках земли, а особенно на территории Ближнего Востока, Северной Африки и, частично, Азии. Впервые, по крайней мере за последние четыреста лет, христианская церковь стала относиться к исламу серьезно, но инфомация, которой она располагает, к сожалению, вызывает у нее воинственную реакцию. В раннем средневековье мусульманский мир воспринимался как величайшая угроза христианству, и первоначальным ответом на нее была организация церковью крестовых походов на Ближний Восток с твердым намерением покорить нации этого региона и уничтожить непокорных. Века колонизации характеризовались наступлением апатии, и мусульманская цивилизация игнорировалась церковью, которая была убеждена, что так называемые сарацины, турки и магометане не представляют больше никакой угрозы.
Недавнее возрождение ислама не является каким-то поворотным пунктом в историческом развитии, скорее «река истории» вошла в свое первоначальное русло и отношения между двумя традиционно враждующими лагерями «вернулись на круги своя». Сегодня западный мир не может рассматриваться как империя, в которой христианство играет доминирующую роль, и в отношении ислама было бы очень интересно сравнить позиции современных атеистов и консервативных евангелистов. Похоже, обе группы испытывают мало симпатии к тем мусульманам, которые ничего не могут предложить современному веку, кроме угона самолетов, захвата заложников, терроризма, фанатичного фундаментализма и тому подобных вещей. Но, несмотря на все это, многие ученые прилагают массу усилий для объективного изучения ислама, и вот впервые за два последних столетия выработана действительно историческая оценка каждого аспекта развития ислама.
Существует и третий подход, который могла бы принять церковь, а именно любовь к мусульманам всего мира с той степенью бескорыстия, которую христиане в изобилии черпают от Бога в Евангелии Иисуса Христа.
Подобная революция уже имела место во многих частях мира, где христианство и ислам сталкиваются друг с другом. Лейтмотивом решения проблемы должна стать соответствующая оценка ислама во всех его аспектах — это анализ личности основателя религии, Священной Книги, истории и характерных особенностей вероучения. Данная книга является первой в четырехтомной серии, представляющей реальный мир ислама до того момента, как христиане начали делать попытки познать его.
Основной темой первой книги является личность Мухаммада (Магомета) — основателя ислама. Эту фигуру всесторонне рассматривали в христианских трудах, и вряд ли можно сказать, что в глазах историков образ пророка был позитивным. Мы не ставили перед собой цель изменить этот образ, а, скорее, хотели показать его беспристрастно; мы не собирались наводить глянец на те аспекты его жизни, которые достойны справедливого порицания, но и не хотели умалять его достоинств там, где они проявлялись. Память о Мухаммаде занимает центральное место в сердцах мусульман, и до тех пор, пока его репутация не будет нами по достоинству оценена, вероятно, никакие обращения христиан к мусульманам не получат ответа. Это относится и к Евангелию, так же, как и к любому посланию: вначале необходимо заслужить право быть услышанным и только потом авторитетно говорить. Данная серия книг об исламе ставит перед собой цель насколько возможно объективно рассказать христианам о пророке ислама, о его религии и вере, о Священной Книге Коране, а также о наследии ислама, которое копилось на протяжении многих столетий.
В данном томе жизненный путь Мухаммада и его притязания на роль получателя божественного откровения зачастую описываются так, как это понимает ислам. Делается это для того, чтобы максимально приблизиться к пониманию духа ислама, однако мусульманскому читателю не следует допускать, что автор симпатизирует позиции ислама или соглашается с ней.
Предполагается, что знания об исламе у среднего читателя незначительны, поэтому наши усилия направлены на изложение материала в наиболее доступной форме и с опорой на факты. В книге, которую вы держите в руках, не представлены документы или заметки из множества книг о жизни Мухаммада, но они использовались при ее написании, поскольку у читателей, вероятно, не будет свободного доступа к ним. Эти работы перечислены в библиографическом указателе в конце книги. Каждый раз, описывая издание, мы, естественно, ставили год его публикации. Там же, где нам была известна дата первого выхода в свет данного труда, мы заключали ее в круглые скобки.
Нами были предприняты максимальные усилия для того, чтобы представить жизнь, характер и опыт Мухаммада с опорой на самые ранние исламские источники. Священная книга Ислама ал-Коран (Коран) — самый верный оригинальный источник знаний о его жизни, но книга эта не является историческим повествованием, поэтому приходилось обращаться к ранним летописям жизни пророка, которые содержатся в традиционных исламских рукописях, в полной мере охватывая всю его биографию. В данной книге использовались только те источники, которые сегодня доступны прочтению на английском языке. Самые ранние сообщения о жизни Мухаммада появляются в трех работах, в которых жизнеописание пророка приводится в биографичной форме. Две работы были переведены на английский язык, и в тексте нашей книги вы встретите большое количество цитат из них. Первая и наиболее известная работа — «Жизнеописание посланника Аллаха» — написана Ибн Исхаком. До нас дошла более поздняя, пересмотренная редакция Ибн Хишама, и именно из этой работы приводятся цитаты. Другой источник — это книга «Классы сподвижников Мухаммада», написанная Ибн Саадом.
Но ни одна из этих работ не имеет такого авторитета, как колоссальные своды в литературе хадисов. Существуют шесть письменных свидетельств, которые считаются основными аутентичными (достоверными) описаниями жизни Мухаммада, хотя их содержание и не выдержано в биографической форме. Составителей этих описаний в большей степени занимала суть законов ислама, а также его наследие, нежели обычное освещение жизненного пути Мухаммада. Две великолепные работы — это «Собрание истинных хадисов ал-Бухари» (автор ал-Бухари) и «Достоверное изложение Муслима» (автор имам Муслим). Третья работа, переведенная на английский язык, — это хадисы, записанные Абу Даудом. Мы часто использовали цитаты из этих работ в своей книге. Кроме того, в ней упоминается работа ал-Муватта имама Малика — книга, составленная одним из величайших юристов раннего ислама.
(Цитаты из Корана и ссылки на него приводятся по следующему изданию: Коран: Перевод смыслов и комментарий / Пер. Валерии Пороховой. 4-е изд., доп. и перераб. М., [1998].
В цитатах и ссылках на жизнеописательные книги о пророке Мухаммаде, а также на своды хадисов о нем приняты следующие сокращения:
Ибн Исхак. Сират расул Аллах — Ибн Исхак (Ибн Хишам). Сират саййидина Мухаммад расул Аллах = Жизнеописание посланника Аллаха
Ибн Саад. Табакат — Ибн Саад. Табакат = Классы сподвижников Мухаммада
Ас-Сахих ал-Бухари — ал-Бухари. Ал-Джами ас-Сахих. Китаб ат-Тафсир = Собрание истинных хадисов. Книга толкований Корана
Ас-Сахих Муслима — Муслим. Ал-Джами ас-Сахих = Собрание истинных хадисов
Ал-Муватта Малика — Малик б. Анас. Ал-Муватта. = [Свод юридических норм ислама]
Китаб ас-сунан Абу Дауда — Китаб ас-сунан Абу Дауда ас-Сиджистани = [Канон согласно Абу Дауду]
Шесть вышеперечисленных классических арабских источников переводились на русский язык лишь фрагментарно, поэтому редакция настоящего издания вынужденно прибегает к цитированию этих трудов в переводе с английского. Ссылки при цитатах даются в соответствии с оригинальным изданием Джона Гилкриста).
Транслитерация арабских слов максимально приближена к их фонетическому звучанию; она демонстрирует произношение каждого слова классической арабской речи.
Иллюстрации, сопровождающие текст, представляют собой художественные произведения, на которых изображены события из жизни Мухаммада. Картины создавались выдающимися мусульманскими художниками на протяжении столетий. Ортодоксальные мусульмане крайне неодобрительно относятся к изображению человека в исламском искусстве, и по этой причине художники, изображая самого пророка, а иногда его мать и других членов семьи, не прорисовывают их лица. Лицо просто оставляется незавершенным, в виде белого пятна. Однако на многих замечательных работах, которые вы увидите на страницах этой книги, художники изобразили лицо пророка. Хотелось бы напомнить мусульманским читателям, противникам изображения лиц, что все картины выполнены высоко ценимыми мусульманскими художниками и хранятся как сокровища исламского наследия во многих странах мусульманского мира.
Эта книга была написана главным образом для христиан и представляет собой краткое жизнеописание великого пророка ислама. Она рассказывает о его историческом окружении, среде, в которой он родился, о жизни, личности, опыте получения откровений и его восприятии мусульманами. Читателя христианина книга может обеспечить элементарными адекватными знаниями об основателе мусульманской веры.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий