Предыстория
Как указывает Делос Маккоун в журнале "Гуманист" - основном периодическом издании, пропагандирующем идеи современного светского гуманизма, - первоначальное написание образованного от этого слова прилагательного было несколько иным - вместо нынешнего "human" оно писалось как "humane", что означает "человеческий" или "человечный". Далее Маккоук отмечает: то, во что верят - или не верят - сегодня светские гуманисты, значительно глубже и шире, чем просто человеческое отношение к другим людям.
Как поясняет "Британская энциклопедия", "в последние годы термин "гуманизм" часто используется для определения мировоззрения, подчеркивающего индивидуальные ценности и не подразумевавшего веру в Бога. Так, среди унитариев-универсалистов существует определенное атеистическое направление, которое использует религиозные формы для пропаганды общечеловеческих ценностей".
Еще более запутывает дело то, что существует несколько различных видов гуманизма: эволюционный, поведенческий, экзистенциальный, прагматический, марксистский, эгоцентрический, культурный, христианский и светский. Анализируя общие для всех этих различных ветвей гуманизма взгляды, Гейслер наглядно показывает, в чем именно противоречит гуманизм библейскому христианству.
Перед тем, как перейти к сути этого вопроса, необходимо разобраться в значении таких терминов, как "теистический", "атеистический" и "светский".
Слово "theist", означающее человека, верующего в Бога, происходит от греческого слова "theos", что значит "Бог". По правилам грамматики греческого языка, добавление к слову частицы "а" придает ему отрицательное, негативное значение. Таким образом, слово "atheisf (атеист) означает того, кто в Бога не верует. В трудах современных светских гуманистов часто используется также термин "nontheist", дословно означающий, что данный человек - "не теист", то есть не верующий в Бога. В отличие от слова "атеист", данный термин имеет совершенно нейтральную окраску, и в какой-то степени может завуалировать тот факт, что человек, о котором идет речь, - фактически "безбожник". Казалось бы, исходя из самого слова "не теист", данное лицо просто равнодушно к религии, однако, читая труды светских гуманистов, убеждаешься, что они активно борются против Бога и любых религиозных концепций.
Между гуманизмом вообще и светским гуманизмом существует огромная разница, поскольку гуманизм вообще по сути своей теистичен, светский же гуманизм - нетеистичен, а вернее - атеистичен. Как сказал гуманист Маккоун, "светские гуманисты" - агностики или атеисты".
Как же случилось, что здесь, в Северной Америке, произошел сегодня столь очевидный сдвиг от веры к атеизму?
Проницательный исследователь истории американских религиозных течений Дж. Гордон Мелтон отмечает: "В начале XX века среди приверженцев Американской унитарианской ассоциации, Свободной религиозной ассоциации и Американского этического союза начала приобретать популярность активная гуманистическая ориентация. Однако члены всех этих объединений были все же, как правило, верующими. Но уже к двадцатым годам некоторые унитарии стали антитеистами".
Унитарии (в настоящее время - унитарии-универсалисты) сыграли видную роль в популяризации и укреплении позиций светского гуманизма в Северной Америке. В своем книжном обозрении в журнале 'Туманист" Эд Доуерр отмечает: "Половину подписавших "Манифест гуманистов - 1" составляли унитарно-универсалистские пасторы, а также четыре первых президента Американской гуманистической ассоциации, ее первый исполнительный директор и первый редактор ее журнала". По наблюдению Доуерра, "в течение длительного времени организованный гуманизм и движение унитариев-универсалистов постепенно переплетались". Ссылаясь на данные различных исследований, Доуерр заявляет: "По меньшей мере три четверти всех унитариев-универсалистов - гуманисты, а это означает, что Ассоциация унитариев-универсалистов является крупнейшим в Соединенных Штатах объединением гуманистов".
Число членов Ассоциации унитариев-универсалистов довольно невелико. По данным 1989 года, в ней было 956 конгрегации, которые посещало 173 167 человек. Но важно не количество приверженцев, а то положение, которое многие из них занимают в обществе, и влияние, которым они пользуются.
В книге "Что такое светский гуманизм?" историк Джеймс Хитчкок рассказывает, как менялись взгляды светских гуманистов на мир. Период между окончанием гражданской войны в Северной Америке и началом второй мировой войны был периодом полного и безраздельного господства религиозного мировоззрения. 'Даже многие из тех, кто не посещал церковь, - отмечает Хитчкок, - верили в Бога и уважали Библию и общепризнанные религиозные авторитеты." Это, конечно, не означает, что все население страны было христианским в библейском смысле этого слова, однако свидетельствует о том, что в целом страна придерживалась религиозных взглядов.
"Период с 1945 по 1965 гг., - пишет Хитчкок, - был для Америки консервативным временем. Уважение к традиционным ценностям декларировалось публично; большинство американцев руководствовалось в жизни именно ими". Все эти двадцать лет в стране, которая продолжала оставаться в основном религиозной, особо подчеркивалась роль ценностей, связанных с семьей.
Но в период с 1965 по 1970 год во взглядах американцев на мир произошел серьезный сдвиг. "Общепринятые ценности, особенно те, придерживаться которых считалось респектабельным, подверглись в этот период поспешному пересмотру и, хотя глубокая переоценка произошла, по-видимому, лишь у меньшинства, именно от этого меньшинства зависело направление развития. А оно либо было равнодушно к религии, либо относилось к ней враждебно, либо отрицало традиционную мораль, либо сквозь пальцы смотрело на ее попрание".
Такое отношение создало питательную среду для распространения атеистических взглядов светского гуманизма. Позиция "мы - новое поколение" прекрасно вплеталась в канву гуманистических взглядов: "Как светские гуманисты, мы верим в особую ценность человеческого счастья здесь и сейчас".
Организации гуманистов не были в Америке чем-то новым. В 1933 году группа, состоявшая из 34 гуманистов, изложила свои взгляды в документе, состоявшем из 15 пунктов. Мелтон так суммирует содержание этого документа, известного под названием "Манифест гуманистов - 1": "В нем содержится призыв к решительным изменениям в подходе к религии. Религия всегда рассматривалась как средство реализации высших жизненных ценностей. Однако, в двадцатом веке нужна религия, которая признает, что Вселенная существует сама по себе и вовсе не является чьим-то творением, человек же, будучи частью природы, развивается вместе с ней. Дуализм духа и тела, веру в сверхъестественное, теизм и даже деизм современный гуманизм отвергает".
В 1941 году было объявлено о создании Американской гуманистической ассоциации, с целью "дать различным независимым гуманистическим инициативам некоторую координацию и помочь наладить братское сотрудничество на общегосударственном уровне".
Через сорок лет после того, как был опубликован "Манифест гуманистов - 1", появился подписанный гуманистами многих стран "Манифест гуманистов - 2", содержащий 19 пунктов. Анализируя этот документ, Гейслер писал: "Как и предыдущий, этот второй манифест - документ чисто атеистический, натуралистический, эволюционистский, социалистический, релятивистский; однако, при всем этом он вселяет оптимизм, так как утверждает, что человек может сам себя спасти. Но в отличие от первого, во втором манифесте особенно подчеркивается его интернациональный характер".
"Корни гуманизма уходят в культуру древнего Китая и классическую культуру греко-римского мира и, через Возрождение и Просвещение, ведут к научной революции современного мира". Недаром светский гуманизм называют также научным или натуралистическим гуманизмом".
В то время как термин "гуманизм" подразумевает, что человек есть мерило всего, слово "светский", как объясняет Уайтхед, происходит от латинского "saecularis", что означает раса, поколение, возраст, период истории. В данном контексте его основной смысл сводится к следующему: светское есть нечто мирское или временное по сравнению с духовным и вечным".
Уайтхед предупреждает тех, кто считает, что не следует относиться к светскому гуманизму слишком серьезно: "Секуляризм - закрытая система, и поэтому будет стремиться к ликвидации альтернативных подходов. Светское государство не терпит конкуренции в мире идей."
Анализ развития светского гуманизма показывает, что в последнее время произошел некий сдвиг в мировоззрении, который привел нас в состояние духовной войны. Но только разобравшись во взглядах светского гуманизма, можно составить ясное представление о том, насколько они антагонистичны библейскому христианству, и какая напряженная борьба идей ведется сегодня.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий