Предыстория
История Ассоциации унитариев-универсалистов - это история двух отдельных религиозных групп - Американской унитаристской ассоциации и Универсалистской церкви Америки. Обе эти группы слились в 1961 году, образовав Ассоциацию унитариев-универсалистов.
И та, и другая группы утверждают, что они зародилось еще в первые годы христианства. Они ссылаются на Оригена, Ария и других, выступавших в те времена против догмата о Троице и осуждения на вечные муки, как на предшественников своего движения. Следует однако отметить, что, как признают в своих работах сами унитарии-универсалисты, движение это обрело конкретные формы только во времена Реформации.
В 1531 году Мигель Сервет опубликовал книгу "Заблуждение о Троице". Она произвела такой фурор, что автор был вынужден провести 20 лет в бегах. В конце концов его все-таки поймали, заключили в тюрьму и 27 октября 1553 г. сожгли на костре. Но после его смерти антитринитарные секты появились в Польше и Трансильвании (в настоящее время - часть Румынии), где их возглавили Фауст Социн и Франциск Давид.
Влияние доктрин унитарианства и универсализма вскоре распространилось на Англию, где эти движения быстро набрали силу и приобрели более организованный характер. В числе тех, кто возглавлял их в 17-м и 18-м веках, можно назвать унитариев Джона Бидла, Теофила Линдсея и Джозефа Пристли и универсалистов Джеймса Релли и Джона Мюррея. Примерно в середине 18-го века Джеймс Релли основал в Лондоне универсалистский центр. В 1759 году он опубликовал свою книгу "Союз", в которой изложил догматы универсализма. Она стала одной из ключевых работ этой религиозной группы. В 1774 году бывший священник англиканской церкви Теофил Линдсей основал первое в Великобритании общество унитариев.
Одним из первых членов его церкви стал ученый Джозеф Пристли. После того, как толпа сожгла его дом и лабораторию, Пристли эмигрировал в Америку, где приобрел популярность как видный деятель америкапского унитаристского движения. Под его руководством в 1796 году в Филадельфии была заложена первая унитаристская церковь в Америке.
В 19-м веке церковь унитариев пережила период величайшего расцвета. Число ее сторонников бурно росло, влияние крепло и расширялось. Основанная в 1620 году в Плимуте старейшая в стране церковь пилигримов стала в 1802 году унитаристской. В 1825 году была создана Американская унитаристская ассоциация.
Этот впечатляющий успех был достигнут в значительной степени, благодаря усилиям трех человек: Уильяма Эллери Чанинга (1780-1842), Ралфа Уолдо Эмерсона (1803-1882) и Теодора Паркера (1810-1860). В своих выступлениях и печатных работах они критиковали многие фундаментальные доктрины христианства. Благодаря их влиянию унитариаство в Америке "выступило против учения Кальвина, которое подчеркивало человеческую греховность, а также против догмата о Троице. Унитарии утверждали, что все это не соответствует Библии и противоречит разуму".
Дейвид Робинсон считает Уильяма Эллери Чаннинга наиболее заметной фигурой в истории американского унитарианства. "Еще мальчишкой он наблюдал, как его мать боролась с нищетой, стараясь одеть и прокормить свою большую семью. Будучи сам жилистым и мускулистым, способным постоять за себя, он всем своим молодым существом восставал против жестокости учителей по отношению к ученикам и старших учеников - к младшим. Британские оккупационные войска превратили значительную часть его родного Ньюпорта в руины".
В 1819 году Чаннинг выступил с посланием под названием "Унитарное христианство", ставшим основополагающим манифестом движения, на основе которого была образована в 1825 году Американская унитаристская ассоциация.
Эссеист и поэт Ралф Уолдо Эмерсон также был важной фигурой в унитарианском движении. Он был сыном унитарианского пастора. Его детство было отмечено бедностью и болезнью. Отец умер, когда он был совсем юным, оставив мать одну растить и воспитывать пятерых детей. В 1829 году Ралф Уолдо Эмерсон был назначен пастором второй унитарианской церкви Бостона.
Взгляды Эмерсона, однако, были слишком радикальными - даже для унитариев того времени - и в 1832 году он ушел в отставку, посвятив себя карьере писателя и лектора. В 1838 году он выступил на богословском факультете Гарвардского университета со своим знаменитым обращением. В нем он "раскритиковал историческое христианство Эндрюса Нортона и других унитариев, чем вызвал бурю дискуссий". До этого события библейское христианство еще сохраняло среди унитариев определенное влияние. Лекция Эмерсона послужила дальнейшей либерализации унитарианских взглядов и стала для унитариев "крупнейшим событием в истории религиозного либерализма".
К усилиям Эмерсона, направленным на либерализацию христианства, присоединился унитарианский пастор Теодор Паркер. Он приобрел широкую известность после своего выступления в 1841 году, озаглавленного "Размышления о преходящем и постоянном в христианстве". В нем он заявил, что "многие из традиционных подпорок христианской веры, такие, как библейские чудеса, богодухновенность Писания, божественность Иисуса, являются скорее преходящими, чем постоянными элементами религии". Как и в случае с Эмерсоном, взгляды Паркера оказались в то время даже для унитариев слишком смелыми, и его отвергли. Однако его радикальные взгляды дали толчок дальнейшему развитию и укреплению либерализма в унитарианском движении.
В этот же период в Америке под руководством Джона Мюррея (1741-1815), Хосеа Баллоу (1771-1852) и других усиливало свое влияние и универсалистское движение.
Как и многие другие лидеры унитарианского и универсалистского движений, Джон Мюррей родился и вырос в Англии. Воспитывался он в семье строгих приверженцев кальвинизма. Еще в молодости Мюррей выступил против учения Кальвина о предопределенности судьбы и осуждении на вечные муки. Он стал страстным поклонником Джеймса Релли. Как свидетельствует Дейвид Робинсон, "ключом к развитию Мюррея стало его знакомство с книгой Джеймса Релли "Союз" (1759 г.) и последовавшие за этим посещения его выступлений. Релли утверждал, что все человечество уже воссоединилось с Христом в Его смерти, а поэтому уже уплатило цену греха".
Высказывания Мюррея по религиозным вопросам привели к тому, что в Англии от него отшатнулись многие из его друзей. Пережив несколько личных трагедий, в том числе - смерть жены и ребенка, Мюррей уехал в 1770 году в Америку. В 1779 году с его помощью в Глочестере (штат Массачусетс) была открыта первая универсалистская церковь.
Если Джон Мюррей считается основателем американского универсализма, Хосеа Баллоу - один из крупнейших лидеров в истории этой деноминации. Его книга "Трактат об искуплении" была оценена как серьезный теологический труд. Ассоциация унитариев-универсалистов считает ее "первой опубликованной в Америке книгой, открыто отвергающей доктрину Троицы". Кроме того, Баллоу попытался "подорвать то, что считается основой всей кальвинистской системы - идею об искуплении Христом грехов человечества".
Хотя в течение длительного времени американские унитарии и универсалисты не ладили друг с другом, в конце концов они пришли к выводу, что сходства между ними больше, чем различий. В результате обе деноминации в 1961 году слились в единую организацию, что в свою очередь, вызвало дальнейшую либерализацию их взглядов. Как отмечалось в посвященной этому статье в журнале "Тайм", "выкованный в результате слияния компромисс полностью исключил имя Христа из заявления Ассоциации о ее принципах, о которых было сказано, что они "с незапамятных времен суммированы в иудео-христианском наследии как любовь к Богу и ближнему. В 1970-х слово "ближнему" было заменено словом "человечеству".
Перед этим слиянием унитарии заявили, что их церковь насчитывает 109 508 членов, а универсалистская церковь полагала, что у нее 70 542 приверженца. После того, как они объединили свои силы, количество приверженцев выросло в 1975 году до 210 648, но к 1987 году уменьшилось до 171 838. Однако, многие американцы, не являясь формально членами Ассоциации унитариев-универсалистов, тем не менее разделяют взгляды этой либеральной религиозной группы.
Пн 03 Апр 2023, 07:40 автор владимир шебзухов
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №31, 6 сентября 2018 г.
Чт 06 Сен 2018, 17:51 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №30, 23 августа 2018 г.
Сб 25 Авг 2018, 12:00 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №29, 21 августа 2018 г.
Чт 23 Авг 2018, 10:27 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №28, 17 августа 2018 г.
Сб 18 Авг 2018, 19:49 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №27, 18 июля 2018 г.
Сб 21 Июл 2018, 23:56 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №26, 13 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:53 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №25, 11 июля 2018 г.
Пт 13 Июл 2018, 16:44 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №24, 11 июля 2018 г.
Чт 12 Июл 2018, 09:54 автор Странник Божий
» ОТДЕЛ ЗАСТУПНИЧЕСТВА МСЦ ЕХБ СООБЩЕНИЕ №23, 13 июня 2018 г.
Сб 23 Июн 2018, 05:30 автор Странник Божий